Заглянув в детские глаза, уже невозможно не думать о них

В детском оздоровительном лагере, куда отправились воспитанники павлопосадской школы-интерната, произошло ЧП – серьезная драка. Татьяне Гавриловне Кузнецовой - директору школы-интерната - позвонили домой и попросили срочно приехать. «Что случилось?» - спросила она, оказавшись на пороге детского лагеря. Ее нахохлившиеся воспитанники тихо прошептали: «Эти чужие ребята сказали, что ты нам мачеха». Татьяна Гавриловна заплакала. Обнявшись, они просидели с ребятами еще очень долго.
Учитель в школе-интернате – это не профессия, а состояние души
Молоденькая учительница Татьяна Гавриловна появилась в интернате 26 лет назад. Тогда дочка Юлечка была маленькой и возможность пребывания с грудным ребенком в стенах интерната была для нее очень удобным вариантом работы, который Татьяна Гавриловна тогда считала временным. Но, увидев детские глаза, почитав личные дела каждого из воспитанников, она уже не смогла думать ни о какой другой карьере. Учитель в школе-интернате – это не профессия, а состояние души, когда учителя пропускают через свою душу личную драму каждого из воспитанников. «Например, приходит ко мне мальчик и говорит, что ему бы очень хотелось жить в интернате. Правда, мама жива, но она торгует на рынке и о сыне вспоминает в лучшем случае раз в три дня. Я спросила его, знает ли он цифры. А мальчик мне отвечает: «Знаю. 1, 5, 21». Я, конечно, очень удивилась, почему ребенок вразнобой называет такие разные цифры. А оказалось, цифры он учил по номерам автобусов, в которых он проводил все свободное время. Конечно, мы бросились искать его маму. Нашли. И оказалось, что ребенок сказал правду, и маме он совсем не нужен. Пришлось забрать его к себе, когда женщину лишили родительских прав. И не это самые страшные примеры. Двоих братьев наши сотрудники забирали из собачьей конуры, где детей держали родители-алкоголики. Мать водила мальчиков по электричкам с табличкой, что ей нечем кормить детей. А потом на все вырученные деньги покупала водки. Конечно, ребятишки питались, чем бог пошлет. И в нашем интернате нам пришлось долго с ними работать, чтобы отучить их видеть вокруг врагов. У многих развиваются комплексы неполноценности, поэтому, чем раньше к нам попадают дети, тем быстрее они забывают тот кошмар, который остался в их прошлой семейной жизни. Или почти забывают. Есть вещи, которые невозможно забыть».
Многие считают меня своей мамой
Каждому из детей можно показать, что он талантливый и успешный, уверена Татьяна Гавриловна. И каждый педагог из коллектива, созданного ею, именно так и старается поступить. Даже если ребенок не обладает никакими реальными способностями. «Например, закомплексованной девочке-подростку, которая появилась в нашем интернате со словами, что ей у нас не нравится все, наш преподаватель по танцам сразу сказал, что она просто создана для сцены. И ребенок раскрылся, стал совершенно иначе смотреть в зеркало и по сторонам. Танцовщицей девочка не стала, но двигается очень хорошо. Заинтересовать ребенка, и помочь ему увлечься нелюбимым предметом тоже можно. Еще у нас был парень, который любил только в футбол играть, и больше его ничего не интересовало. Но наши педагоги постоянно его ставили в пример другим ребятам в спортивных соревнованиях, а вот в классе его немного стыдили. Педагоги были уверены, что «спортивная злость» заставит парня подтянуться, например, по чтению. Ведь он в третьем классе читал по слогам. И правда, опытные преподаватели не ошиблись. Мальчик исправился».
О каждом из ребят болит сердце у Татьяны Гавриловны. И дети это чувствуют. Многие считают ее своей мамой. То и дело можно от ребят услышать: «Скажите ему, как мама, Татьяна Гавриловна. Успокойте ее, как мать». И она всегда находит слова, для каждого свои. Для нее бывает бывших воспитанников. Все они в любое время дня и ночи могут прийти в интернат и спросить совета, попросить ночлега. Главная радость для Татьяны Гавриловны – письма от ребят. Кто из армии пишет, кто из ПТУ, кто фотографии своих деток присылает. Вот это огромная радость. Недавно родная дочка Татьяны Гавриловой Юля закончила пединститут. К перспективному молодому психологу обратились сразу несколько московских фирм с предложением о выгодном сотрудничестве. Однако Юля твердо сказала. «Мой дом – в интернате, там, где я выросла». И теперь благодаря ее заботам ребятишки получают квалифицированную психологическую помощь. Делом своей жизни Юля вслед за мамой Татьяной Гавриловной считает программу психологической адаптации воспитанников интернатов к жизни в обществе после достижения ими совершеннолетия. Называется программа соответственно «Ты сам». А эти ребята сами многого не умеют. Ведь им даже некуда бывает пожаловаться. И первые же соприкосновения с жестким внешним миром оказываются для многих из них очень болезненными. Чтобы подросток не отчаялся, не озлобился, но был готов бороться и побеждать, и нужно с ним многие моменты из будущей мирской жизни проговаривать вслух и обсуждать в деталях. Этим Юля и занимается.
Невозможно уйти от ребят – это предательство
Отговаривать дочь от карьеры в столице Татьяна Гавриловна не стала. Если сердце просит, надо идти на зов своей души. А деньги? Да не они делают людей счастливыми. Самым тяжелым временем была эпоха перестройки, когда педагогам месяцами не выплачивали зарплату, но даже тогда ни один человек из педагогического состава под началом Татьяны Гавриловны не ушел. Невозможно уйти от ребят – это предательство. Ведь к учителям воспитанники приходят с самыми разными проблемами. И, несмотря на двойки и плохое поведение, каждого из ребят надо выслушать, обогреть, приласкать. Очень много времени Татьяна Гавриловна уделяет и заботе о здоровье своих деток. Для них старается найти спонсоров, которые помогают оборудовать интернат самыми современными тренажерами для профилактики различных заболеваний. На это нельзя жалеть денег, уверена Татьяна Гавриловна. «Все научные разработки по здоровьесберегающим технологиям мы внедряем у себя. И какие у нас отличные результаты! Мы оборудовали классы специальными конторками, за которыми ребята учатся стоя. Таким образом нам удается сохранить у наших воспитанников хорошее зрение и осанку. Гимнастика для глаз и физкультминутки также обязательно присутствуют во время наших уроков. Ведь лечить сироту гораздо трудней, чем просто внимательно следить за его самочувствием. Очень часто к нам приезжают гости из других детских домов и хотят поучиться, перенять опыт. Мы с удовольствием учим. А как же! Всякое бывает у нас в интернате. И несчастные любови, и другие душевные драмы, но наши ребята всегда приходят за советом и помощью ко мне и другим педагогам».
В традиционном сочинении «Как я провел лето» все воспитанники интерната написали, что больше всего им запомнилась, как Татьяна Гавриловна стояла на дороге под проливным дождем и ждала, когда они приедут на машине, в которой катал ребятишек дядя Саша - муж Татьяны Гавриловны. Как только дядя Саша – профессиональный водитель-дальнобойщик - приезжает из рейса домой, он скорее идет в интернат, проведать своих детей. «Саша, как и я с Юлей, считает детей своими. А как иначе? Только и разговоров в доме, что о них. А когда выпускники приходят на дни рождения интерната, присылают письма, фотографии своих собственных детишек, что может быть прекраснее? Я никогда не выключаю телефон дома», - говорит Татьяна Гавриловна Кузнецова. «И если вдруг звонят, я всегда переживаю: «Неужели что-то у ребят случилось»? Если звонок не из интерната, то к любым другим известиям я отношусь как к мелким бытовым сложностям».
Если вы хотите помочь нашей героине, просьба направлять свои предложения по адресу okuneva@post.km.ru. Мы обязательно с вами свяжемся.
Марина Долина
Комментарии читателей Оставить комментарий