Маскавская Мекка

Андрей Волос
М.: ZебраЕ/Эксмо, 2003.
Про что: Действие гиперреалистического романа происходит то ли в будущем, то ли в параллельной реальности - не понять. На территории России два государства: буйно-капиталистический Маскав, в котором произошло Великое Слияние пяти мировых религий и про-социалистический, с элементами религиозного-магического материализма, Гумкрай, отдаленно напоминающий СССР времен застоя.
Читать книгу на Lib.km.ru
"+" ПОНРАВИЛОСЬ "-" НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
Увлекательно.
Забавно.
Буйная фантазия.
Простовато.
Длинновато.
Распадается.
Как заманчиво значится на обложке, в этой книге в одном временном и пространственном пласте столкнулись как бы будущее с как бы прошлым. С одной стороны, заориентализованный, сверкающий буржуазным неоном и полный фантастических технических ухищрений и социальных контрастов Маскав, с другой - насквозь запущенный Гумкрай с партийной лестницей, гумунистической моралью, "Арки чаир..." из радиолы и политическими зеками. То и другое вполне живо правдоподобно.
Чего, правда, совсем не получилось, так это их столкновения. Получилось забавное гиперболизированное параллельное бытописание одного и другого, а на этом фоне - авантюрный сюжет с одной стороны, и что-то вроде соцреалистической сатиры - с другой.
В блескучем и жестоком Маскаве бедный безработный инженер случайно находит ну улице билет на жуткую лотерею, где проигравшим отрубают руки-ноги-головы; лотерею, в которую он заведомо проиграет, и тем не менее отправляется на нее, поскольку надеяться ему больше не на что. В запущенном же Гумкрае мучится любовным томлением женщина-партийный ("ратийный", как принято там говорить) секретарь, совершаются подковерные карьерные рокировки и сооружается мавзолей для испортившегося памятника вождю.
Общего у двух этих сюжетных линий нет никакого, а исключением того, что жители того и другого государств периодически совершают перемещения оттуда сюда и отсюда туда в поисках политического убежища. И еще, пожалуй, того, что в Маскаве доведенные до полнейшей нищеты и безнадеги низы учиняют восстание, и Гумкрай вроде как собирается им помогать. Но в итоге и восстание проваливается, и помощи никакой нет.
Швы разъежаются, склейки расходятся и роман отчетливо распадается на две повести.
Редко встречаются такие книги, о которых концептуального и по существу сказать почему-то решительно нечего. Однако встречаются, и эта, определенно, одна из таких.
Ругать ее по большому счету не за что. Сюжет плотный, интересный, полный любопытных фишек. Характеры похожи на людей и действуют убедительно. Язык качественный. Что еще? Не обвинишь книжку ни в стремлении дешево поразить, ни в следовании изъезженным штампам масскульта, ни в занудном морализаторстве.
Но, с другой стороны, и сильно похвалить ее тоже особенно не за что. Сюжеты - начиная от общих поворотов и заканчивая частными фантастическими фишками - настойчиво кажутся уже известными и позаимствованными у кого-то из предшественников. В целом оба параллельный повествования полностью укладываются в рамки жанровых канонов. Маскав - это очередной типичный представитель антиутопической фантастики про злых и кровожадных шоуменов будущего. Гумкрай - не менее очередной и не менее типичный представитель политсатиры а-ля Салтыков-Щедрин и его многочисленные последователи.
Принципиально нового в этой книге, собственно, то, что дав эти жанра зачем-то объединили в одно повествование. Только вот зачем - так и не ясно.
Комментарии читателей Оставить комментарий