Антибукер 2000: коронация Акунина

На радость всем фандоринцам и фандоринкам жюри 6-го независимого литературного конкурса Антибукер присудило главную премию в номинации «Братья Карамазовы» (проза) «Коронации» Бориса Акунина, правда, не преминув при этом развенчать весь литературный проект Григория Чхартишвили в целом.
В порядке компенсации причиненного писателю признания, присуждение премии по номинации «Три сестры» (драматургия) предварилось словами: «Не волнуйтесь, это не акунинская «Чайка». По решению весьма компетентного жюри, в состав которого входили Олег Табаков, Иосиф Райхельгауз, Михаил Швыдкой и Ирина Купченко, лучшим драматургом 2000 года был признан Василий Сигарев. Его пьесу «Пластилин» особо отметил Табаков: классифицировав самого себя как «главного потребителя пьес», режиссер главного театра страны обязался активно взяться за продвижение молодого таланта. Кстати, провокационный вопрос журналистов, какой именно театр сейчас принято считать главным, МХАТ или Табакерку, Олег Павлович кокетливо замял. Немало добрых слов было сказано и в адрес прошлогоднего лауреата в этой номинации, тогда еще никому не известного драматурга из Калиниграда. Сейчас Евгений Гришковец, ибо это он, активно сотрудничает как минимум с тремя театрами.
В отличие от прошлого года, когда в номинации «Незнакомка» (поэзия), ни одна из представленных работ не удовлетворила жюри в полной мере (аналогичная ситуация сложилась тогда и с прозаиками – прошлый литературный год был на редкость неурожайный), в этот раз аж «3 претендента шли ноздря в ноздрю». Оторваться, в конце концов, удалось Бахыту Кенжееву («Снящаяся под утро»).
По единогласному решению жюри лучшим литературным критиком 2000 года был признан ярославец Евгений Ермолин (статьи в журналах «Дружба народов», «Новый мир» и «Континент»), помимо всего прочего, лишний раз доказавший, что литературная жизнь возможна не только в Москве и Питере.
Славящийся своей скандальностью Антибукер, на сей раз, отличился лишь в номинации «Четвертая проза» (мемуары, эссеистика), включив в шорт-лист «Президентский марафон» литератора Ельцина. И, хотя явным фаворитом большинства была лимоновская «Книга мертвых», премия была присуждена Алексею Филлипову за «Дневник отчаяния и надежды». Опережая возможные возгласы разочарования, жюри поспешило обосновать свое решение: «Для многих здесь сидящих этот выбор странен, но, как только вы прочтете эту книгу, эта странность уйдет. В своих личных воспоминаниях, записанных сразу же после войны, автор рассказывает о времени, проведенном в концентрационном лагере».
Председательствующий на собрании главный редактор «Независимой газеты» Виталий Третьяков прозорливо объяснил причину непривычно безлюдного зрительского зала: «Видимо, отсутствие на этот раз фуршета вырвало из наших рядов наиболее рьяных литераторов».
Алина Старинец
См. также:
Кто пойдет на штурм "Антибукера"?
Когда Россия Акунина еще не знала...
"Букера" дали за "Взятие Измаила"
Комментарии читателей Оставить комментарий