Типографии для любопытных

Будь человек нелюбопытен, книгопечатания не существовало бы. Чтобы удовлетворить потребности всех любознательных и любопытных, Гутенберг когда-то придумал печатный станок. Отрасль за несколько веков разбухла до размеров империи и сама теперь привлекает внимание тех самых любопытных – именно для них на днях в Москве открылся музей истории полиграфии и книгоиздания…
Непозволительную в наше время мечту открыть свой собственный, крупнейший в стране отраслевой музей воплотил Московский государственный университет печати (МГУП).
Вплоть до 1 ноября 2000 года все держалось исключительно на голом энтузиазме сотрудников этого вуза, и конечно, без соответствующей поддержки проекта со стороны государства и каких-либо заинтересованных организаций, дело никак не могло сдвинуться с мертвой точки. И вот, согласно уже сложившейся в книгопечатании традиции, самой заинтересованной стороной в создании такого музея в России оказались … немцы, проявившие себя достойными потомками Иоганна Гутенберга, изобретателя, создавшего европейский способ книгопечатания.
Свое желание стать генеральным спонсором проекта выразила немецкая полиграфическая компания Heidelberg, прославившаяся прежде всего своей разработкой Speedmaster – на сегодняшний день самой популярной печатной машиной в мире. Немецкая сторона оказала неоценимую помощь новому музею, оснастив его высокотехнологичным оборудованием и поделившись раритетными ручными прессами, фоторепродукционными аппаратами и разнообразными печатными станками начала века.
Тесная дружба связывала русских и немецких печатников еще в 70-х, когда студенты университета имели возможность учиться в тогда еще ГДР в рамках программы по обмену опытом. Кстати, о студентах: в экспозиции музея книги выпускников МГУП разных лет занимают почетное место в одном ряду с редкими экземплярами книг, датируемых XVII – XIX вв. Несмотря на столь почтенный даже для книг возраст, их изъяли из обращения местной библиотеки буквально перед открытием выставки. Следствием «хождения в студенты» стал характерный библиотечный штамп на титульных листах теперь уже экспонатов.
Все встретившиеся автору этой заметки студенты проявляли крайний патриотизм и готовы были бесконечно рассказывать о своем любимом деле, причем спектр пристрастий варьировался от гравировки до веб-дизайна. А Людмила Шурыгина, студентка факультета ХТОПП (Художественная техническая офсетная печатная продукция) – умница-красавица, гравировщица, да и вообще, большая затейница – устроила настоящий перфоманс, весьма к месту разрядив официозную атмосферу взаимных комплиментов. На станке конца XIX века она продемонстрировала виртуозное владение первоосновами полиграфии, легким движением руки отпечатав заветную аббревиатуру своей альма-матер.
Предвкушая ни с чем не сравнимое удовольствие полюбоваться на Кирилла и Мефодия - праотцов небезызвестного мультипортала, пришлось испытать горькое разочарование, едва разглядев на одном из стендов крохотную репродукцию легендарных просветителей, заложивших не только основы нашего сетевого издания, но и, по ходу дела, всей славянской письменности и литературы. Настроение только ухудшилось при виде материала, посвященного Гутенбергу – ему-то был не только посвящен отдельный стенд, но и приложен свой «личный» PC, содержащий, надо думать, исчерпывающую информацию о знаменитом немце.
Алина Старинец
Ждем Ваших откликов на статью...
Комментарии читателей Оставить комментарий