Винки

Клиффорд Чейз
М.: Мир книги, 2007.
В 1920-х годах плюшевого медвежонка с открывающимися и закрывающимися глазами и пищалкой в животе подарили на Рождество маленькой девочке по имени Рут. Игрушку назвали Мари, нарядили в платьице и катали в коляске. Потом Рут повзрослела и вышла замуж, и с ее мишкой по очереди играли пятеро ее детей. Самый младший из них, Клифф, назначил медведя мальчиком и назвал его Винки. Но, поскольку старшие братья смеялись над ним, Клифф рано бросил играть с Винки и забыл о нем.
Однако сам Винки не забыл и не простил мальчика – обида за предательство и многолетняя тоска одиночества каким-то образом сотворили чудо. Плюшевый медведь не только ожил и убежал в лес, но и родил там детеныша – Малышку Винки. К несчастью, в том же лесу обитал сумасшедший профессор-террорист, рассылавший по почте бомбы во все концы США, и, хотя бомбы не взрывались, этот человек сумел принести в мир большое зло. Однажды он случайно увидел Малышку Винки и захотел заполучить ее себе, но детеныш не смог жить в неволе и погиб, заодно погубив и профессора. Когда полиция подъехала к лесному дому, чтобы арестовать террориста, она нашла там одного Винки и не смогла придумать ничего лучше, чем обвинить плюшевого медведя во всех преступлениях, свершенных со времен сотворения мира.
Хотя в сказках Ганса-Христиана Андерсена и Алана Милна игрушки не только ходят и разговаривают, но и имеют на все свое собственное мнение, мы все знаем, что такого не бывает, потому что не бывает никогда. Поэтому появление во взрослой литературе ожившего плюшевого медведя Винки, вызывает настоящий шок. Клиффорд Чейз, написавший о своей собственной детской игрушке странный, дикий, пугающий, возмутительный и при этом абсолютно безупречный роман, покусился на самое святое – на границы вообразимого.
«Медвед» Клиффорда Чейза не только смотрит со своей полки на то, как, поколение за поколением, растут дети, сопереживает им и страдает от того, что его в конце концов бросают. Он думает о мире, чувствует свое набитое опилками тело, мечтает выбраться на свободу, как следует наесться и сходить в туалет. Винки – это одновременно девочка и мальчик, животное и человек, вещь и одушевленное существо. Самим фактом своего существования он / она бросает вызов законам природы и человеческого мира, и поэтому люди, не сумевшие втиснуть невозможное существо в прокрустово ложе своих представлений о допустимом, решили его судить и казнить.
В последней части книги разыгрывается абсолютно кафкианская трагикомедия абсурда. Американский суд обвиняет плюшевого медвежонка в террористической деятельности, мужеложестве, черной магии, распространении ереси о том, что Земля вращается вокруг Солнца и развращении молодежи Афин – в общей сложности, в 9678-ми преступлениях против человечества. В качестве свидетелей вызывают Папу Урбана Восьмого, Мелетия Питтхосского и Апостола Иоанна. И, хотя обвинение умышленно подтасовывает доказательства, в качестве адвоката Винки выступает нелепый человек по фамилии Неудалый, а публика требует смертной казни, медведю все-таки удается оправдаться.
Роман Клиффорда Чейза называют сатирическим выпадом против бушевского «правосудия» и всей американской системы ценностей. Думается, однако, что все гораздо сложнее и глубже. История Винки – это обвинительная речь всему человечеству. Каждый, кто ее прочел, должен устыдиться своей, с одной стороны, безответственности по отношению к тем многочисленным одушевленным и неодушевленным «игрушкам», которыми мы себя окружаем, а с другой – ограниченной уверенности в том, что мы, люди, являемся венцом творения и носителями «единственно правильного» представления о мире.
Комментарии читателей Оставить комментарий