Как стать гейшей

Не только и не столько об этом рассказывает в своей книге «Гейша» (М., Крон-Пресс, 1999) ученый-антрополог Лиза Дэлби, американка, чья бурная молодость прошла в знаменитой в Японии школе гейш в Киото. Бесценный личный опыт и наблюдения за коллегами по ремеслу, в результате, принесли ей славу главного «гейшеведа» и послужили материалом для уникального исследования этой разновидности национального японского характера.
Уверена, мой среднестатистический соотечественник при слове «гейша» в лучшем случае представляет себе что-то вроде «гетеры наших дней» - куртизанки высшей квалификации, ну а вся оставшаяся часть уже давно занесла представительниц этой профессии в категорию женщин легкого поведения – эдаких эквилибристок Камасутры с национальным колоритом.
В середине 70-х представление о гейшах юного антрополога Лизы Дэлби не сильно отличалось от перечисленных выше вариантов. Посчитав зазорным для специалиста своего уровня пребывать в таком неведении, молодая ученая с энтузиазмом пополнила ряды этих загадочных женщин Востока.
«Зачем тебе понадобилось изучать гейш? – спросила она с полным ртом риса. – Гейши ничем от других женщин не отличаются. На том самом вечере она исполняла акробатический народный танец, откусывая кусочки с палочек для еды у главного гостя, которым был чайный мэтр, и под конец напилась в стельку. Какая «другая» японская женщина позволит себе вытворять такое?»
В то, что смиренная японская домохозяйка способна так расслабиться на вечеринке – действительно верится с трудом. Но разница между той, что избрала стандартный семейный удел, и той, что предпочла нетрадиционный для женщины стиль жизни, гораздо глубже. Гейша – настоящий антипод жены. Если она выходит замуж, то она перестает быть гейшей. Помимо очевидной свободы, главной ценностью гейши является искусство и возможность посвятить себя его служению.
Само слово «гейша» буквально означает «художник». Пение и танцы, импровизации в стиле театра кабуки, начитанность и развитое чувство юмора – женщина, живущая искусством и сама становилась его произведением, обладая редкостным сочетанием ума и личного обаяния, выработанными жесточайшей самодисциплиной и годами упорного труда. Подавив в себе невольную улыбку, проникнитесь этим «руководством по повышению квалификации» – с небольшими изменениями оно вполне сойдет за порядок дня юного суворовца:
1. Нужно вставать не позднее 10 утра, погладить платье, убраться в комнате, умыться, обратив особое внимание на чистку зубов, преклонить колени перед алтарем и после этого позавтракать.
2. Во время работы тебе предстоит быть на ногах и пить вино, потому с утра следует проявить воздержание.
3. Необходимо время от времени чистить зубы, чтобы всегда быть в состоянии одарить клиента светлой улыбкой.
4. Пока не будет желания учиться – никакая учеба не пойдет в голову. Чем строже к тебе учителя, тем больше ты должна их благодарить.
5. Не сплетничай с другими гейшами, не отзывайся плохо о клиентах, не ешь на улице орехи и сладости. Неопрятная гейша с таким поведением никогда не добьется успеха. В ожидании клиента и на досуге занимайся пением и чтением стихов.
6. Немытая голова – позор для гейши …».
Вынужденная прервать сей увлекательнейший кодекс, напоследок проясню немного животрепещущий вопрос об отличии гейши от проститутки: «Профессионалками в области секса выступают юдзе, японские куртизанки, которых действительно детально и на практике обучают, как ублажать мужчин в постели. Общение с гейшей не предполагает обязательного секса в конце «сеанса», и знание «сорока восьми поз» не входит в ее творческий репертуар. Теоретически, гейша никогда не считалась «женщиной для удовольствий» (привилегия юдзе), а рассматривалась как «женщина для развлечения».
Безусловно, реальная жизнь далека от теорий, но именно поэзия, танцы, остроумный флирт и философские беседы превратили гейшу в национальный японский миф. Ну кто до того, как дочитал эту статью, знал, кто такие «юдзе»?!
Алина Старинец
Ждем Ваших откликов на статью...
Комментарии читателей Оставить комментарий