СВЯЩЕННАЯ КНИГА ОБОРОТНЯ

Виктор Пелевин
Священная книга оборотня
М.: ЭКСМО, 2004.
Про что: Оказывается, фантастические ужастики и прочие «Икс-файлы» не врут. Вернее, врут, но не во всем. Среди нас действительно живут оборотни. Опознать оборотня не так уж и просто. Если оборотень-лисица обладает, по крайней мере, характерными чертами в виде рыжих волос, раскосых зеленых глаз и хвоста, и живет по нескольку тысяч лет, то оборотень-волк практически неотличим от фээсбэшника в погонах. Более того, вы удивитесь, но большинство носящих серую униформу со звездочками ночами бегают по лесам и воют на луну. Оттуда-то, верно, и пошло выражение «оборотень в погонах»…
В погонах и с хвостом
Древнекитайская оборотень-лисица по имени А Хули (и нечего глупо хихикать – с китайского, как уверяет автор, это переводится как Лиса А) проживает в Москве, прямо под трибунами Битцевского конно-спортивного комплекса. Как и все порядочные лисы, она зарабатывает на жизнь гипнотической проституцией, при этом старается не наносить вреда живому и целеустремленно движется на пути к лисьему спасению от миражей зримого мира. Но вдруг на пути у нее встает прекрасный оборотень-волк, с которым ее связывает высшая и недоступная людям любовь. Сначала А Хули полагает, что эта любовь только отвлекает ее от вечного, но в итоге оказывается, что любовь – это и есть тот самый ключ к Радужному потоку, который она искала несколько тысячелетий.
Примерно такова сюжетная канва долгожданного очередного романа Виктора Пелевина, любимца мыслящей молодежи и пророка поколения «П».
«Священная книга оборотня» одновременно радует и печалит своей старой доброй, хорошо узнаваемой «пелевинщиной». Тут и галерея любимых пелевинских персонажей-фриков типа рыжеволосой лисы-нимфетки, наводящей морок своим хвостом, портфельного инвестора-педофила и покаявшегося «правого либерала», еженедельно принимающего порку от изображающей «молодую Россию» проститутки; и пародийно-параноидальный сюжет о том, что все в нашем мире схвачено оборотнями; и, как всегда, уморительно смешные жанровые сценки из жизни современной Москвы. Радует «пелевинщина» потому, что да, об описываемых автором предметах именно вот это мы все и хотели давно прочесть. Печалит же потому, что, во-первых, вся эта милая сердцу игра у всех стоящими перед глазами образами довольно быстро устареет, как устарели в сове время Просто Мария и Тетя Ася из «Чапаева и пустоты», а во-вторых, потому, что по прочтении на душе почему-то остается какой-то скверный осадок.
Виктор Пелевин, по большому счету, даже и не писатель в строгом смысле слова, а этакий интеллектуальный «КВН», «ОСП-студия» или даже «Маски-шоу» в одном лице. Он пишет умно, талантливо, резво, интересно, зажигательно и ультра-современно, подхватывая на лету все только-только зарождающиеся в обществе модные тенденции. На выходе мы имеем романы, полные словесных гэгов (впечатление такое, что целый сюжет со всем своими вывертами – лишь повод для этих самых гэгов – настолько они хороши и самодостаточны) и памфлетов-фельетонов о различных социальных слоях и представителях некоторых романтических профессий вроде пиарщика, скандального журналиста и банкира. Романы у Пелевина всегда злободневные до крайности, только вот злоба эта метит, как правило, не в самые опасные мишени: простого политтехнолога, рядового олигарха, обычного фээсбэшника, несчастного покемона и ни в чем не повинного оборотня всякий ведь может обидеть. Стоит ли отдельно говорить о том, что страшные события последних лет и «тех, кого мы не называем», писатель особо не трогает?
Пелевин весьма подкован в философии, как западной, так и восточной, и очень любит загонять на эту тему пространные телеги, читая которые трудно понять, издевается над того автор или хочет спасти. Китайский колорит, связанный с лисами-оборотнями и в нынешнем романе повлек за собой немало страниц, посвященных медитациям, чакрам и упражнениям в игре на флейте, на которых, честно говоря, немного скисаешь. Но только немного, потому что в основном роман, как всегда, прочитывается легко и не без удовольствия.
Правда, если сравнивать «Священную книгу оборотня» с другими романа Пелевина, то это, пожалуй, наиболее скромное и водянистое произведение. По сравнению с предпоследним «ДПП(нн)» она выглядит бледноватой, а по сравнению с предыдущими – менее дерзкой и залихватской по части подмены реальности. Ну а уж если кому придет в голову сравнить ее с, извините за выражение, реальность, то она настолько беззуба, что порой закрадывается подозрение, а не цензурировал ли ее какой-нибудь волк в погонах?
Читать книгу на vip.km.ru
Купить книгу на shopping.km.ru
В ТОМ ЖЕ ДУХЕ:
Виктор Пелевин
Generation «П»
М.: Вагриус, 2003.
Если сравнивать «Священную книгу оборотня» с предыдущими пелевинскими романами, то этот к ней ближе всех. Кстати, Вавилена Татарского герои не без удовольствия поминают недобным словом и даже устраивают ему метафизический… ээээ… скажем, абзац. Такое вот самолюбование и самоцитирование.
Читать книгу на vip.km.ru
Купить книгу на shopping.km.ru
Карлос Кастанеда
Учение Дона Хуана
М.: София, 2003.
Уподобить Пелевинские телеги учению Дона Хуана, конечно, можно лишь иронически. Тем не менее, кастанедовские идеи всегда прослеживались в творчестве Пелевина - постольку, поскольку эти идеи кишат и клубятся в постперестоечном культурном пространстве. Впрочем, в последнем романе выведен и Нагваль Ринпоче собственной персоной.
Читать книгу на vip.km.ru
Купить книгу на shopping.km.ru
Илья СтогоFF
13 месяцев
СПб.: Амфора, 2004.
Такие персонажи, как Стогов и Пелевин, вероятнее всего, будут со страшной силой друг от друга отплевываться и отмахиваться руками и ногами. Казалось бы, что может быть общего у певца китайских лис ревностного католика? Однако нечто смутно общее между ними все же прослеживается: не то позерство и самонадеянность, не то берущий за живое энергичный стиль письма…
Читать книгу на vip.km.ru
Купить книгу на shopping.km.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий