Актуален ли Первомай?

Сегодня – 1 мая, некогда – Международный день солидарности трудящихся, широко отмечавшийся в Советском Союзе. Но вот СССР не стало, а Первомай живет, но по-своему, и воспринимается большинством из нас уже совсем по-иному. Для среднестатистического современного россиянина Первомай уже давно превратился в дополнительный выходной, который можно с удовольствием провести на природе – если, конечно, бесконечные пробки позволят выехать из города.
Государство и народ в России никак не могут договориться, что и по какому поводу отмечать. Власти пытаются укоренить новые праздники: аналогом советского 1 мая стало «шествие народов» в День России 12 июня. «Народы», правда, не всегда помнят, как этот день правильно называется…
Сегодняшний выходной 1 мая уже полтора десятилетия используется политическими партиями самого разного толка в качестве возможности напомнить о себе. Однако много лет назад заведенная традиция празднования Международного дня солидарности трудящихся со временем поистрепалась, приняв к сегодняшнему дню форму народных гуляний. Помимо ставших за истекшие 20 лет традиционными антиправительственных митингов, организуемых разного рода коммунистически настроенными силами, атрибутами этого праздника стали политкорректные шествия профсоюзных организаций и новомодные монстрации.
Так, шествия, организуемые Ассоциацией профсоюзов Якутии, уже несколько лет кряду бьют рекорды по количеству участников. А монстрации (бессмысленные, но веселые митинги, на которые молодые люди выходят с лозунгами вроде «Хочу пельмешек!» или «Смотри! Телевизор!») в этом году запланированы сразу в 11 крупных российских городах. Это – свидетельство того, что свято место пусто не бывает: если праздник утратил свой первоначальный смысл, то люди придумают себе новый, и если в случае с шествиями профсоюзов отзвук некоей «солидарности трудящихся» еще ощутим, то монстрации, участники которых принадлежат к уже совершенно другому поколению, – это «торжество бессмысленности». Которую, впрочем, в рамках концепции постмодернизма вполне можно считать самоцелью.
Если вдуматься, то «праздник труда» для современного человека – вообще понятие не близкое: мировоззренческие парадигмы людей, с которых этот праздник начинался, и тех, кто сегодня использует его как полноценный выходной, разнятся кардинальным образом. Не секрет, что праздник, который сегодня называется Днем труда, начался с забастовки чикагских рабочих в 1886 году, которые требовали сокращения рабочего дня – т. е. хотели поменьше работать. Вернее, они хотели работать не больше 8 часов в день. Тех 8 часов, которые современному (преимущественно офисному) пролетариату кажутся каторгой.
Научно-технический прогресс сделал достаточно эфемерным понятие «трудящиеся», так что непонятно, кто должен радоваться в этот день и кого стоит поздравлять. Что же до социальных требований, то их перестали выдвигать уже давно. Еще в СССР, когда Первомай стал действительно всенародным, и демонстрации можно было смело сравнивать с латиноамериканскими карнавалами, лозунги на транспарантах ничего не требовали от власти, а восхваляли ее.
С другой стороны, именно в современной социально-экономической ситуации первоначальный Первомай мог бы стать весьма актуальным. Парижский конгресс II Интернационала назвал 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира, делегаты предложили ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями. Например, рабочие Тольятти вполне могли бы в этот день потребовать от правительства пересесть на автомобили отечественного производства. Пенсионеры могли бы потребовать снижения коммунальных тарифов и возвращения льгот, а школьники – отмены ЕГЭ и, в перспективе, бесплатного образования. Но, пожалуй, самым объединяющим лозунгом для сегодняшнего Первомая мог бы стать призыв к отмене рабочих дней между 1 и 9 мая.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Почему сильно?
Ленин был не добрый дедушка и не ходячее сборище лозунгов. Это был величайший политик. Абсолютно циничный и беспринципный. Он разводил любые ситуации на раз. И описывал это в книгах.
Поэтому, если хочешь разобраться в полит.ситуации, надо читать Ленина. Только хорошо читать, правильно.
Нормальный языческий праздник. Чего пристали? Не хуже Навруза.
Привет, Sorrow. Ленина - это сильно.
Антракс: "Именно потому, что дальше лозунга дело не пошло, система и рухнула. Махавший кайлом работяга имел талоны, а Трина с Посохиным, маславшие языками на кафедре марксизма-ленинизма - райкомовский паёк."
"Работяга", твой нынешний уровень - "купи-продай". Поэтому не примазывайся к празднику, с которым ты потерял связь.Ты снова проговариваешься в самооценке своего почтенного (рабочего) прошлого, против позорного настоящего...
Ну а вообще-то, ты когда-нибудь работал даже не по талонам, а просто, бесплатно...? А были и такие: слышал же, наверное, о группе ГИРД?
Это уже становится закономерностью: чем более человек всегда (и в советские времена) был хапугой, тем настойчивее он позиционирует себя "работягой". И это явление охватывает категорию людей, невзирая на различия в их социальном положении, начиная от "раба на галерах" и заканчивая "предпринимателем" Ржевским, или вот таким Чувырлой, как Антракс.
Как правило, наибольший успех сопутствует тем, кто отсидел в тюрьме "ни за что"...
Актуален - вот поэтому Вы и СМИ пудрите мозги молодежи - сбивая их с помощью властей к Вашим монстрациям(придумали!)
Нет, не актуален! Так называемая "оппозиция" всяческих окрасов не смогла выдвинуть ни единого общего лозунга. А ведь он у всех нормальных людей был на устах: " НЕТ НАТО НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ!"
Зачем рабам какие - то праздники? Для них достаточно одного: "Праздник единения и еды"