Будет ли государство делать лучшую в мире школу?

В субботу президент США Барак Обама призвал в своем еженедельном обращении к нации приоритетно инвестировать в образование, подчеркнув, что Америка не имеет права в эти труднейшие кризисные времена экономить на школе, поскольку это означало бы «сэкономить на способности нашей страны выиграть будущее», ведь через образование нация получает «способность переиграть в конкурентной гонке остальной мир».
Далее (во второй раз за последние 10 дней) американский президент подчеркнул, что ключ к созданию в США новых перспективных рабочих мест и производств лежит через улучшение образования в сфере точных и естественных наук. Как ни странно, Обама ничего не сказал про курс «Место Америки в мире»: наверное, был занят переформатированием арабской части Большого Ближнего Востока. Также возможно, что ЦРУ и его советники просто еще не успели донести до лидера информацию о созданном в России секретном оружии в виде приоритетности не точных наук, а физкультуры, ОБЖ и «Места России в мире».
Анализируя выступление Обамы, отчего-то вспоминается великая фраза из комедии: «А женщины уже в волейбол играют».
Да, играют! И в волейбол, и в трансформацию и структуризацию мира, и в опережающие вложения в национальное образование и фундаментализацию его содержания.
А что у нас? Во что играем (или собираемся играть) мы, Россия?
После прошедшего в начале прошлой недели совещания у помощника уже российского президента Аркадия Дворковича было заявлено о переработке проекта образовательного стандарта для старшеклассников и о том, что это сделает некая «новая команда разработчиков».
К сожалению, перед нами – очередной бюрократический фокус, «фэйк».
Достаточно указать на то, что едва ли не главное внимание при «переделке» собираются уделять упрощению языка, чтобы даже и учителя смогли прочитать тексты и уяснить, что от них требуют.
Но суть изначально порочного подхода останется прежней, да и принципиально не может быть изменена, если переделка будет поручена очередной абстрактной и бесполой «новой команде разработчиков».
Национальная школа – главное оружие современности, либо массового поражения, либо массового возрождения. И тратить политические и финансовые ресурсы на то, что никогда «не полетит», – преступление.
Моя позиция на этот счет известна и была изложена в статье «Школе и образованию нужен свой Королев. И он в стране есть». Но хотелось бы обратить внимание на ключевой, не технологический, а мировоззренческий, даже религиозный принцип, стоящий за подходом к модернизации образования с 2001 года в целом.
В основе новой российской школы должно быть передовое содержание образования, вводящее всех без исключения школьников в высшие способности мышления, понимания, идеализации, моделирования, действия.
В этих же несчастных стандартах содержание образования подменяют не только бестолковой дрессировкой, но и вообще отказом от содержания, заменой содержания на содержание самих детей.
Это – не придуманная мною игра слов, а констатация вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова, который в интервью «Голосу России» сказал про школьные стандарты (да и про модернизацию образования в целом) самое главное и, если вдуматься, сенсационное: «Поправки к Закону «Об образовании», которые были приняты несколько лет назад, переводят понятие стандартов Российской Федерации от содержания к результатам, т. е. стандартизируются результаты обучения и материальная база учебного заведения... Речь идет о некоторых условиях для содержания ребенка и о результатах, которые должны быть получены этому ребенку» (слушайте первую минуту аудиоверсии интервью).
Т. е. содержание заменяется на результаты и подменяется «условиями для содержания ребенка». Значимость данного высказывания Виктора Болотова трудно переоценить.
Во-первых, именно Болотов был ведущим исполнителем модернизации образования в должности замминистра. Именно он и продвигал, и, мягко выражаясь, «внедрял» ЕГЭ.
Во-вторых, при этом Виктор Александрович – честный и порядочный человек, к которому ничего на высокой должности не прилипло. Также он – добросовестный и талантливый работник, отдавший сфере образования всю жизнь.
Т. е. он знает, что говорит. И перед нами, повторюсь, в чистом виде религиозный принцип (если хотите – в чистом виде антиправославный). Жалко, что этого не замечает Московская Патриархия.
Причем принцип сквозной: ведь то же самое мы уже более 20 лет слышим про экономику, где якобы надо не строить заводы и т. п., а «создавать условия», которые, мол, и «дадут результаты».
Перед нами – аличностная модель, где все должно делаться «само» и, желательно, с нулевыми затратами со стороны государства. Поскольку известно, что сами даже кошки не родятся, то на практике личности есть, но они спрятаны в стороне и являются бенефициарами обезличенных процессов.
В традиционной же российской – и в советской! – школе ставка делается именно на личность каждого без исключения ученика. Именно на личность должна быть сделана ставка и в новой общенародной российской школе, которая за счет всех экспериментальных наработок последних 25 лет имеет все возможности стать и быть лучшей в мире.
Итак, будем строить новую школу или продолжать игры в переделки?
С огромным интересом буду следить за действиями государства российского.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Только цель оправдывает средство. Реформу ВСЕГО образования в РФ проводит не Фурсенко, а правительство. По содержанию реформы нетрудно определить её цель, то есть цели правительства, хотя оно предпочитает о целях молчать. Но они явно просвечивают, и правительство добивается их настойчиво и последовательно. А вот у критиков правительства цели не просматриваются. Дело в том, что у правительства есть концепция развития не только образования, не только всей страны, но и всего мирового сообщества. Другое дело, что это за концепция, но она явно есть. А у критиков нет. Они хотят "построить дом", не имея понятия ни о том, есть ли возможность, ни о том, зачем он им такой, о каком они пишут. Избави бог, я не сторонник реформы. Но "критика должна быть конструктивной".
Лучшая в мире школа у нас уже была, всего то и дел-вернуться к прежней,давно наработанной системе,переиздать старые учебники(по крайней мере,по математике,русскому,физике,химии,биологии..)и поднять финансовый статус Учителя,а не педагога.
Недавно наткнулся на какое-то ток-шоу на 5 канале посвященное реформе школы: к сожалению посмотреть удалось немного, но и того хватило с лихвой! Там сидела парочка т.н. "разработчиков" - "супервысокоучёные" дяди, ну о-очень важного вида и вальяжным таким тоном рассуждали на тему "невозможно просто говорить о сложном" и "просто нас неправильно поняли" (подразумевая, что все вокруг дебилы недоразвитые, непонимающие высокоученую лексику!). В общем даже уже по этому маленькому фрагментику видно, что школу загонят в ж...., если страна опять промолчит.
Реформировать, но не такими способами. Нужна ли реформа, если она делает ситуацию только хуже! Или как всегда "желание съэкономить?
Судя по предлогаемой реформе образования, если говорить прямо, нужно необразованное дибильное население России, а то вдруг вопросы начнут задавать, делать выводы.....