• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная →
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Эротикос или порне – вот в чем вопрос!

15:03 17.08.2010
, Лариса Михайлова

Меня пригласили в прямой эфир одного телеканала в программу «Сексуальная революция»

Меня пригласили в прямой эфир одного маленького, но гордого телеканала в программу «Сексуальная революция». Тема была объявлена как «Эротика в литературе». На первый взгляд, отличная тема, особенно для программы о сексе. Однако, получив от редактора список вопросов, я с ужасом прочитала: «Лариса, иногда пары друг другу пишут эротичные письма по электронной (да и не только!) почте, эсэмэски... Подскажите, как это лучше делать? Какую лексику выбирать, чтобы это не было вульгарно или, напротив, смешно? А какие сюжеты выбирать? И как начать такое письмо? Стоит ли рассказывать о том, что будет вечером? Или лучше для своей фантазии выбрать что-то экзотическое? Можно ли с помощью такой переписки подготовить друг друга к ночи любви, возбудить?» Согласитесь, довольно странно и мне, и вам, людям, не связанным с литературой профессионально, узнать, что эсэмэски, оказывается, руководством телепрограммы относятся к литературе. Тем более странно, что у большинства сотрудников канала (как я себе мечтаю) образование журналистское.

Решив, что мне удастся развернуть «дискуссию» в сторону все-таки литературы, я пошла на эфир. Придя в студию с листками бумаги, на которых были напечатаны определения эротики и порнографии, я была подвергнута насмешкам со стороны режиссера. «Неужели вы не можете на память рассказать про эти понятия?» - недоумевал он. Я объяснила, что это не просто определения, а статьи из соответствующих законодательных актов, и «пересказывать» их, мягко говоря, неуместно. В конце концов, мне разрешили взять бумажки.

Конечно, начиная разговор о эротике, обязательно нужно разделить понятия. Ведь речь идет о сферах искусства, в разные эпохи переходивших то в разряд бесовских, то просто запретных, то уголовно-наказуемых, или, как сегодня, разрешенных.

Итак, в свете рассматриваемой темы дадим определения основным понятиям. Секс это — половые отношения, совокупность психических реакций, переживаний, установок и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.

Эротика (от греческого слова ''erotikos'' — любовный) — чувственность, обращенность к половой жизни, к изображению ее, совокупность всего, что связано с половой любовью; психологические аспекты сексуальности и ее развития; проявления в общении, моде, искусстве и т. д.

Порнография (от греческого ''роrnе'' — развратница + графия) — соблазнительное изображение непристойных сцен для разжигания низменных инстинктов; литература, живопись или фотография, подчиненные этой задаче, т.е. вульгарно-натуралистическое, непристойное изображение половой жизни в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино и т. д.

Порнографические сочинения, печатные издания или иные предметы порнографического характера — это непристойные издания, цинично изображающие половую жизнь людей и имеющие целью нездоровое возбуждение половых инстинктов.

Так по-разному трактуют понятия эротики и порнографии различные ученые. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» в ст. 4 не допускает злоупотребления свободой СМИ, в частности посредством распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Ст. 37 этого Закона устанавливает общие правила распространения и продажи продукции средств массовой информации эротического характера: «распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигналов допускается только с 23 ч до 4 ч утра по местному времени, если иное не установлено местной администрацией.

Розничная продажа продукции СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.

Поэтому мы в редакции очень внимательно относимся к эскизам обложек, на которых изображены части обнаженного тела, и стараемся сделать рисунки более завуалированными, чтоб не попадать под правовые ограничения.

Однако все равно на книжных полках рядом могут красоваться как эротические, вполне невинные обложки, так и откровенные, порнографические. Почему так происходит?

Одной из проблем применения норм, ограничивающих распространение порнографической и подобной информации, является неопределенность в вопросе о разграничении понятий эротики и порнографии, так как нормативно это нигде не определено и даже специалисты спорят по данному поводу.

Ученые-сексологи разработали несколько систем критериев отграничения эротики от порнографии. В интерпретации известного сексолога И.С. Кона они представлены в виде семи отличий.

Первое:

• эротическое искусство изображает человека во всем богатстве его чувств, переживаний, эмоций;

• порнография привлекает внимание к отдельным моментам сексуальности человека, сводя ее к половому акту и технике его проведения.

Второе:

• эротическое искусство исследует мир человека;

• порнография имеет одну задачу и цель — вызвать или усилить сексуальное возбуждение.

Третье:

• эротику интересует все своеобразное и неповторимое;

• порнография представляет стандартный секс, лишенный
минимального личного смысла.

Четвертое:

• эротическое искусство строит свой мир по извечным законам красоты;

• порнография сводит все к физиологии, дегуманизирует и человека, и эротику.

Пятое:

• эротика зачастую нарушает обыденные нормы благопристойности, открывая новые глубины человеческого существования, еще не понятые и не принятые моралью, массовым сознанием.

Шестое:

• эротика гуманистична и нравственна, расширяет границы человеческой свободы;

• порнография отрицает нравственность, рассматривая человека как препарат на предметном стекле микроскопа.

Седьмое:

• эротическое искусство — это средство свободного творчества художника, создающего уникальные произведения;

• порнография — коммерческое начинание, часть индустрии развлечений, цель которой получение прибыли. Влияние порнографии на психику и поведение людей различно. Так, в одном случае люди, просматривающие подобную продукцию, как бы разряжают определенные импульсы, «заземляют» их, освобождаются от них, в силу чего их реальное поведение ничуть не меняется. В другом случае подобная информация служит толчком, импульсом к совершению подобного, увиденного на экране в ближайшем окружении или признанию данного поведения нормой или даже идеалом. В результате клинического изучения 200 подростков Ф. Уэртхэм пришел к выводу, что показ насилия, жестокости и садизма оказывает губительное влияние на молодых людей, которые в процессе социализации становятся все более и более целенаправленными, т. е. характеризуются враждебностью к окружающим, жестокостью и бесчувственностью.

Новый Уголовный кодекс устанавливает уголовную ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов (ст. 242 УК РФ). При расследовании преступлений в данной сфере в отдельных случаях требуется проведение специальной экспертизы. В комиссию для ее проведения привлекается до 10 человек — представители культуры, искусства, Министерства юстиции, правоохранительных органов и образовательных учреждений, которые, основываясь на своем профессиональном представлении об эротике и порнографии, дают заключение по тому или иному вопросу, возникающему по отдельным уголовным делам.

Поверьте, если бы вас пригласили в эту комиссию, вы на первом же примере убедились бы, насколько неоднозначны и субъективны параметры оценки!

Другое дело, общественные движения с точными и ясными целями. Например, феминистки.

Они предлагают называть эротикой изображение равноправных сексуальных отношений, а порнографией — неравноправных, ущемляющих сексуальные интересы женщин. Однако, тогда как быть с порнографией, созданной для женщин?

В общем, вопросов много, а ответов мало. Что касается высококачественной литературы «об этом», то ее и еще меньше.

Отцом-основателем эротической литературы можно назвать Апулея и его произведение «Золотой осел».

В книге рассказывается о невероятных похождениях беспутного знатного римского юноши Луция, увлечённого женщинами и колдовством; повествование ведётся от его лица. Оказавшись в греческой области Фессалия, считавшейся в античности родиной магии и славившейся своими ведьмами, он решил испытать на себе местное чародейство. Он узнал, что Памфила, жена хозяина дома, в котором он квартирует, — ведьма. Её служанка Фотида спрятала его на чердаке, и на его глазах Памфила с помощью волшебных мазей обратилась в сову и улетела на свидание к возлюбленному. Фотида достает ему мазь, которая должна обратить его в птицу, но путает баночки, и вместо того, чтобы стать птицей, Луций превращается в осла.

В обличье животного Луций попадает к различным хозяевам, претерпевает всякого рода унижения, в основном связанные с тяжёлым трудом, становится жертвой сексуальных домогательств одной знатной дамы и видит жизнь многих слоёв позднеантичного общества — от земледельцев и разбойников до жрецов Кибелы и богатых горожан, всюду наблюдая падение нравов. Изнурённый и доведённый до отчаяния Луций просит богов о помощи, и на его молитву откликается богиня Исида. По её указанию Луций съедает цветущие розы и снова превращается в человека. Отрекшись от прежней порочной жизни, он проходит обряд посвящения и становится пастофором (жрецом Осириса и Исиды).
Стиль «Золотого осла» подчёркнуто ироничен и эксцентричен, изобилует каламбурами, нагромождениями эпитетов. Это я вам еще не рассказала о том, что с ним проделывали хозяйки!

Сейчас «Золотой осел» уже не воспринимается как истинно эротическое произведение. Он, скорее, представляет собой завуалированный эзотерический трактат: первые десять книг изображают полную чувственных удовольствий и соблазнов жизнь, ведущую к деградации и переходу в «скотское» состояние, а последняя демонстрирует возвышение человека через приобщение к божественным тайнам. Произведение представляет собой сатиру на все черты жизни позднего Рима, в том числе и на религию. Иронические нотки в описании обрядов инициации, через которые проходит Луций, говорят о религиозном скептицизме Апулея.

Теперь перенесемся в позднее средневековье. Сразу на память приходит понятие «садизм», названное так по имени писателя маркиза де Сада.
На протяжении более чем двух столетий идут споры, является ли творчество де Сада порнографией. Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Около 90% текста в романах де Сада «Жюстина», «Жюльетта», «120 дней Содома» составляет детальное описание извращённых форм секса. Но возбуждают ли они читателя сексуально? Это вряд ли. В механическом описании де Сада нет никакой чувственности, там больше отражено раскрытие человеческой природы, свободной от любых ограничений, нарочито отталкивающее, доводящее идею вседозволенности до абсурда. В перерывах между оргиями герои де Сада пускаются в философские рассуждения, этому посвящён и облачённый в художественную форму трактат «Философия в будуаре». Кроме того, из всего литературного наследия де Сада издаются только его скандально известные произведения, поэтому объективную оценку его творчеству дать крайне сложно.

Ну что все о европейцах? Наши великие литераторы не обходили вниманием эротические темы.

Александр Пушкин, приветствуя весну, двусмысленно восклицал:

«Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови...»

Впрочем, Пушкину только дай волю — «восторги и крики вакханки молодой» и прочие мятежные наслаждения рвались у него из души неудержимой волной.

Русские литераторы всегда брали с Пушкина пример, взяли и на этот раз. Мимо такого шквала страстей пройти было трудно. Поэтому в воспевателях «томного волненья» у нас никогда не было недостатка.

Один Иван Бунин с подробным описанием «стоявших под рубахой девичьих грудей» чего стоит!

Некоторые его герои доходили до того, что ощущали это самое «томное волненье» чуть ли не с пеленок. Так и написано: «...Тоже весной, в саду, возле кустов сирени, он, совсем маленький, стоял с какой-то молодой женщиной, — вероятно, со своей нянькой, — и вдруг что-то точно озарилось перед ним небесным светом — не то лицо ее, не то сарафан на полной груди, — и что-то горячей волной прошло, взыграло в нем...»
Впрочем, русскому человеку нужен размах — поэтому находятся и в нынешней литературе те, кто ощущает все эти томные флюиды не только весной, но и летом, и даже за рулем. Вот, к примеру, Василий Аксенов, корифей отечественной литературы. Уж если он начинает описывать «томное волненье», то только держись: «Телочка идет одна, попкой поигрывает, талия стрекозиная, юбчонка-варенка открывает сгибы юных колен. Корчагин машинально сбросил скорость, медленно поехал за телочкой, с каждым оборотом колес наливаясь неуправляемой похотью...»
Совершенно как Пушкин. Тот тоже в кибитке все думал о чем-то неприличном.

Нет, конечно, не все русские писатели «наливаются похотью», стоит им показать попку. Но все же следует признать, что ассоциации у подавляющего большинства сочинителей все-таки с эротическим уклоном. Вот Виктор Ерофеев в «Русской красавице» даже невинную природу — леса, речку и прочую не слишком сексуальную на первый взгляд ерунду — не может не ввести в привычный контекст: «И стало чисто в природе, как будто надела она белые кружевные трусы».

Сравнение сильное. Но, как мы помним, в книгах Виктора Ерофеева попадаются вещи куда более ядреные, чем какая-то природа. Там кто-то с кем-то активно совокупляется на письменных столах в посольстве какой-то мелкой державы, за глажкой белья на кухне и в прочих, казалось бы, крайне невинных местах. Но на самом деле никакой невинности в мире нет. Он просто беснуется от наплыва всевозможных желаний.
К слову сказать, желания у русских писателей бывают не совсем уж безобидными. Идет себе девица по весенней улице, поигрывает попкой, а кто-то ощущает в это время жар в чреслах, и читатель его вполне понимает.

Труднее приходится ему с писателем Юрием Мамлеевым, герои которого совокупляются, как кошки, но все как-то уж очень безрадостно. Вот, в «Шатунах» обезумевший от разных чувств герой Федор обуян идеей «овладеть женщиной в момент ее смерти». И, конечно же, ему это удается.
Любовь — дело тонкое. В современной литературе и томные волненья, и весенние грезы подчас вытесняются, как мы видим, суровой правдой постсоветской жизни. Или даже смерти.

Встречаются еще и своеобразные ответвления — всплывает гомосексуальная тематика. У Владимира Сорокина в «Голубом сале» вожди занимаются любовью — это, конечно, не очень красиво, но все же познавательно.

И все же подлинную эротику не истребишь даже описанием абортов и посмертных оргазмов. Если уж даже Мамлеев с ней сделать ничего не смог, значит, фонтан и впрямь не заткнешь пальцем.

И вылезти она, вечно живая, может в самых неожиданных видах: например, в «Жизни насекомых» Виктора Пелевина, тоже весьма не чуждого этой теме. Итак: «Сэм почувствовал, как его хоботок выпрямляется под проворными лапками Наташи, и разомлело посмотрел ей в лицо. От ее подбородка отвисал длинный темный язык с мохнатым кончиком, разделяющимся на два небольших волосатых отростка. Этот язык возбужденно подрагивал, и по нему скатывались темно-зеленые капли густой секреции...»

Да, в современной литературе и насекомые любить умеют.

Ну а что касается современных молодых людей, воспитуемых на телепередачах о любовных эсэмэсках, то им скажу: пишите эсэмэски! Это позволит вам не забыть письменный русский язык, а многих девушкам, которые эти эсэмэски получат, покажется, что они получили литературное произведение в подарок.

''В подготовке статьи использованы материалы из статьи Надежды Муравьевой «Мартовские коты русской литературы» (НГ Ex Librus) и Википедии.''

Темы:
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Из-за убытков фермеры в России начали массово уничтожать кур-несушек
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
Избранное
Гриндерс «Антон» (интернет-сингл)
Выборы-2021 как символ политического тупика, в который зашла Россия
Fakel «1985», «Old School»
Гриндерс «Провокатор» (интернет-сингл)
ДНР: Трудоустройство и учеба в условиях войны и экономической «скованности»
Мара, 17 апреля, Lustra Bar
Любимый клоун СССР Юрий Никулин
Остров сокровищ: новогодние подарки детям – что дарить и куда прятать?
Валерий Сюткин и Rock& Roll Band, 30 января, «16 Тонн»
Дельфин, 2 сентября, VK Музыка Summer Stage
Фестиваль памяти Юрия Хоя («Сектор Газа»), 26 сентября, «СтUDия» (Оренбург)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.