ЕС пустил Абхазию и Южную Осетию на порог

Евросоюз наконец согласился на участие представителей Абхазии и Южной Осетии в международной встрече по ситуации на Кавказе, которая должна открыться завтра в Женеве в соответствии с планом Медведева - Саркози. Такое решение было принято на прошедшей в Люксембурге встрече министров иностранных дел 27 стран - членов ЕС.
Выступая по итогам люксембургского совещания, Бернар Кушнер, министр иностранных дел Франции, председательствующей сейчас в ЕС, сообщил: «Вероятно, представители Южной Осетии и Абхазии примут участие в переговорах (в Женеве), о чем нам писали русские». По его словам, «надо приветствовать, что отвод российских войск был осуществлен раньше установленного срока». Кушнер также пояснил, что в переговорах по Грузии примут участие представители Евросоюза, ОБСЕ и ООН, сообщает РИА «Новости».
Казалось, Россия может себя поздравить: она добилась-таки от ЕС согласия на представительство Абхазии и Южной Осетии в мероприятии, которое первоначально задумывалось Москвой как некая полноформатная международная конференция для «международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии». Именно так первоначально звучал последний – шестой пункт плана Медведева - Саркози, который был разработан в Кремле 12 августа 2008 года президентами России и Франции.
Впрочем, затем с этой формулировкой начали происходить не очень понятные метаморфозы. Когда план Медведева - Саркози был доставлен французским президентом в Тбилиси и представлен на подпись Михаилу Саакашвили, тот просто вычеркнул этот пункт из документа. В ответ Москва устами министра иностранных дел Сергея Лаврова согласилась с правкой документа: «Президент Саркози позвонил (из Тбилиси) президенту Медведеву, и это уточнение было принято, потому что оно в конченом итоге ничего не меняет». Тем не менее, в устной форме договоренность о начале международного обсуждения проблем безопасности и статуса Абхазии и Южной Осетии, видимо, осталась.
Следующий этап недоразумений с этой формулировкой пришелся на 8 сентября, когда в Москве прошел новый тур переговоров между президентами России и Франции, в результате которых план Медведева - Саркози подвергся модернизации, предусматривавшей ряд дополнительных договоренностей. К этому времени России уже были предъявлены некоторые претензии со стороны ЕС в том, что она, дескать, не полностью выполняет достигнутые договоренности. Москва, в свою очередь, заявила о невыполнении плана Медведева - Саркози со стороны Грузии.
И вот тогда обнаружилось, что взаимные претензии Москвы и Тбилиси во многом обусловлены… неточностями перевода плана Медведева - Саркози с одного языка на другой. Оказывается, оригинал документа был подписан на французском языке, а затем переведен на русский и английский. И в перевод этого важнейшего документа – неслыханный случай в дипломатической практике за последнее время! – вкралось важное расхождение. Если в русском варианте документа говорилось о безопасности «для Южной Осетии и Абхазии», то во французском и английском вариантах (кстати, последний был подсунут на подпись Михаилу Саакашвили) речь уже шла о безопасности «в» этих республиках.
Впрочем, как мы сейчас видим, эти разночтения все же не помешали дать старт международному обсуждению проблем безопасности Абхазии и Южной Осетии. Правда, формат завтрашней встречи в Женеве явно не соответствует тому первоначальному замыслу, который Москва заложила еще в план Медведева - Саркози. Как пояснил вчера KM.RU известный российский эксперт по Кавказу Михаил Александров, «Россия планировала на этой конференции принять международно-обязывающие решения о ненападении Грузии на Абхазию и Южную Осетию, т. е. обеспечить гарантии безопасности этих двух республик». Но такая постановка вопроса, отметил эксперт, не устраивала Запад изначально. И в итоге завтрашняя встреча в Женеве, судя по всему, пройдет уже по сценарию, выработанному самим Западом.
Тем более что сама Москва дала Западу, как говорится, карты в руки. У нас была возможность как-то повлиять на Запад, поясняет Александров, если бы Россия не поспешила вывести свои войска из «буферных зон» в Грузии. Но Россия досрочно выполнила условия «модернизированного» плана Медведева - Саркози - причем без каких-либо гарантий, что международная встреча в Женеве состоится. И потому Москве остается сейчас лишь рассчитывать на «добрую волю» Евросоюза.
И может сложиться впечатление, что в какой-то мере Евросоюз сделал шаг навстречу Москве – о чем свидетельствует заявление Бернара Кушнера в Люксембурге. Но ни о каком движении в сторону признания уже сложившегося статуса Южной Осетии и Абхазии речи Евросоюз не ведет – ведь абхазы и осетины приглашены в Женеву только на неформальное обсуждение.
Как сообщил РИА «Новости» вчера на условиях анонимности дипломатический источник в женевском Дворце Наций, представители Абхазии и Южной Осетии в рамках намеченной на 15 октября в Женеве дискуссии по ситуации в регионе могут принять участие в обсуждении вопроса лишь на уровне рабочих групп, но не будут допущены до пленарного заседания.
«Представители Абхазии и Южной Осетии смогут принять участие в обсуждении на заседаниях рабочих групп, которые предполагается сформировать», - сказал он. На одной рабочей группе будут обсуждаться вопросы стабильности и безопасности в регионе, на другой - проблемы вынужденно перемещенных лиц. При этом к работе пленарного заседания представители Абхазии и Южной Осетии могут быть не допущены, отметил источник. По его словам, в пленарном заседании на уровне послов или замминистров должны принимать участие только представители ООН, ОБСЕ, ЕС, России, Грузии и США.
Конечно, сам факт приглашения на женевскую встречу абхазов и осетин уже является некоторым шагом навстречу признания Евросоюзом реально сложившейся ситуации в регионе. Но явно не на это рассчитывала Москва, затевая все это международное обсуждение проблем безопасности и статуса двух республик. Да к тому же, как сообщил вчера РИА «Новости» источник в российском постпредстве при ООН, вопрос о формате участия представителей Абхазии и Южной Осетии в намеченной дискуссии пока находится на стадии переговоров. А это означает, что скорее встреча совсем не состоится, чем российской дипломатии удастся приподнять уровень представительства на ней Абхазии и Южной Осетии.
Комментарии читателей Оставить комментарий