]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В мире
Главная → В мире
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Иран и Балканы: опасные параллели для России»

12:20 17.06.2010
, Петр Искендеров

Принятие резолюции Совбеза ООН по Ирану может стать политико-дипломатическим поражением России

Принятие очередной санкционной резолюции Совета Безопасности ООН по Ирану может стать крупнейшим политико-дипломатическим поражением России за последние годы. Его негативный эффект будет ощущаться гораздо сильнее, чем последствия самопровозглашения независимости Косово (против которой Россия по-прежнему возражает). Речь идет о неожиданно вернувшемся синдроме односторонних уступок Западу, отличавших политику России в 1990-е годы, особенно на балканском направлении. Однако продолжая следовать в фарватере западной политики по иранскому вопросу, Россия рискует потерять не Балканы, а еще более обширный регион и собственное с таким трудом обретаемое ключевое место в многополярном мире.

Ведущее иранское печатное издание – газета «Техран таймс» в своей передовице, посвященной голосованию в Совете Безопасности ООН (где против санкций проголосовали партнер России по группе БРИК Бразилия и член НАТО Турция), откровенно написала о геополитической сделке, реализованной Россией и США. «Тот факт, что Турция и Бразилия, два союзника США, проголосовали против резолюции, служит еще одним доказательством того, что действия против Ирана и последнее решение Совета Безопасности базируются на секретных сделках, заключенных великими державами. Таким образом, те, кто говорили, что США отказались от своего антиракетного щита в Восточной Европе для того, чтобы завоевать поддержку России, вероятно, были правы», – написала газета.

Российскому внешнеполитическому ведомству в 2009 году приходилось неоднократно опровергать утверждения западных СМИ о наличии сделки «ПРО в обмен на Иран». И, скорее всего, подобная сделка как однозначно прописанный и подписанный сценарий действительно отсутствовала. Но дьявол, как любят говорить те же американцы, скрывается в деталях. А детали таковы, что Россия резко ужесточила свою позицию по Ирану, заморозила реализацию уже заключенных контрактов с Тегераном в военной сфере (в частности, о поставках в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300) и рискует потерять ключевого стратегического партнера на всем Ближнем и Среднем Востоке в условиях, когда ничто не требовало от нее подобной спешки. Ничто – кроме сомнительных обязательств перед президентом США Бараком Обамой?

Между тем последнее развитие событий свидетельствовало об активизации сложных и неоднозначных подвижек во всем регионе и за его пределами. Успешное посредничество вышеупомянутых Бразилии и Турции в переговорах об обогащении иранского урана за пределами страны, резкое обострение ситуации на Ближнем Востоке и отношений Турции и Израиля, выход на новый уровень геополитических маневров вокруг карабахского урегулирования и тесно связанных с ним энергопроектов (ключевая роль в которых принадлежит Турции, Ирану и занимающему особую позицию Азербайджану) – во всех этих схемах США явно перестают играть решающую роль и рискуют лишиться союзников. Что же касается собственно Ирана, то, как хорошо известно, три пакета санкций, одобренных Советом Безопасности ООН в 2006-2008 гг., не заставили Иран отказаться от реализации своей общенациональной идеи, каковой остается ядерная программа. И нет никаких признаков того, что данная ситуация изменится сейчас.

Зато она изменится для России – и не в лучшую сторону. Теряя Иран, демонстративно действуя вразрез с посреднической миссией Бразилии и Турции (которую Москва устами президента Дмитрия Медведева ранее формально поддержала) и подчеркивая редкостную солидарность с США, Россия рискует тем капиталом, который она постепенно начала нарабатывать в последние годы – независимостью, четкостью и наступательностью внешней политики и ясностью геополитических приоритетов. Одной рукой голосовать за резкое ужесточение санкций против Ирана, а другой достраивать АЭС в Бушере – не это ли те пресловутые двойные стандарты, в которых Москва неоднократно (и совершенно справедливо) обвиняла Запад?

Сразу же после голосования в Совете Безопасности ООН Москва явно попыталась отыграть геополитические очки. В частности, российский МИД поспешил обнародовать обширный комментарий своего департамента информации и печати, в котором, в частности, говорилось:
«Не можем оставить без внимания доходящие до нас сигналы о намерении некоторых партнеров чуть ли не сразу после решения в Нью-Йорке перейти к рассмотрению дополнительных, более жестких, нежели предусмотренные резолюцией СБ ООН, мер воздействия на Иран. Расцениваем это как проявление курса, идущего вразрез с принципами совместной работы в «Шестерке» и формате СБ ООН. Для нас неприемлемы попытки таким образом ставить себя «выше» Совета Безопасности. Категорически отвергаем и национальные решения, касающиеся введения «экстерриториальных санкций», т. е. ограничительных мер по собственному законодательству в отношении физических и юридических лиц третьих стран. Подобные решения, если под них попадут российские юридические и физические лица, чреваты принятием нами ответных мер.

Новая резолюция оставляет широкое поле для продолжения взаимодействия с Ираном в торгово-экономической области, по вопросам энергетики, транспорта, мирного космоса. В преломлении к российско-иранским двусторонним отношениям все эти сферы обладают значительным потенциалом и возможностями роста. Принципиальное значение для нас имеет дальнейшее развитие сотрудничества с Ираном в области строительства легководных реакторов».

Все вышеприведенные доводы справедливы, но почему-то оставляют стойкое впечатление размахивания кулаками после драки. Вряд ли США и Евросоюз настолько преисполнятся благодарности к России, что станут лучше учитывать ее интересы и, в частности, выстраивать свою дальнейшую политику на иранском направлении на комментарии ее МИД. А заявления Смоленской площади в поддержку «дальнейшего развития сотрудничества с Ираном» носили бы более весомый характер, если бы Москва хотя бы воздержалась при голосовании, как это сделал несравнимо менее влиятельный в мировых делах Ливан.

Если же вернуться к обстоятельствам российско-американских дискуссий по Ирану и интересам США, то Вашингтон ими как раз не поступился. Отказ Барака Обамы от размещения стационарных объектов ПРО в Польше и Чехии хорошо просчитывался и без каких-либо договоренностей с Россией по Ирану – в силу прежде всего их финансово-экономических издержек. К тому же речь идет не об отказе от программы как таковой, а о переводе ее на более высокий технологический уровень, с тем, чтобы покрыть радарами и противоракетами дополнительные площади. Вместо двух хорошо просматриваемых объектов Россия вскоре получит у своих сухопутных и морских рубежей целую сеть мобильных установок. И Персидский залив, а также Черное море станут в этом отношении ключевыми районами. Неслучайно американская администрация в ходе переговоров о заключении нового Договора о СНВ основные и успешные усилия сосредоточила на недопущении увязки его требований с программой ПРО.

Но, может быть, самое главное и настораживающее – это прямые аналогии между нынешним развитием международных дискуссий по Ирану и политикой России на Балканах в 1990-х – первой половине 2000-х гг. Тогда Россия тоже формально требовала от всех фигурантов балканских конфликтов строгого соблюдения международного права, побуждала их к компромиссам, голосовала в Совете Безопасности ООН за санкционные резолюции как единственно возможное средство предотвращения эскалации напряженности – но все это в итоге приводило к еще большим перекосам в архитектуре балканской и европейской безопасности. Декларированные принципы объявлялись обязательными для всех стран и народов региона – но страдали почему-то одни сербы (исторические и геополитические союзники России). А формат международных дискуссий по статусу Косово – Международная контактная группа вообще пугающе походит на нынешние переговоры в составе «Шестерки» по иранскому ядерному досье. Именно в рамках «Пятерки» Россия уступила позиции в косовском урегулировании, согласившись на т. н. «три принципа», в т. ч. на недопустимость возвращения ситуации в Косово к 1999 году. Это положение затем было использовано сторонниками косовской независимости как главный аргумент в пользу независимости сербского края.

Сегодня российские представители вполне справедливо обвиняют ООН и лично ее генерального секретаря Пан Ги Муна в нежелании и неспособности решить косовскую проблему, а Евросоюз и США – в предвзятости и односторонности. Но разве в иранском вопросе Запад – молчаливо согласившийся с наличием ядерного оружия у Индии и Пакистана и прикрывающий атомные разработки Израиля, но вводящий все более жесткие санкции против Ирана – не действует односторонне?

Балканское урегулирование уже доказало и продолжает доказывать ущербность отживших свое международных форматов в виде различных «пятерок», «троек» и беззубых дискуссий и решений ООН. Запад давно уже использует собственные механизмы обеспечения своих геополитических интересов. Укрепление военно-политического и торгово-экономического взаимодействия с Ираном (в т. ч. по вопросу разграничения Каспия и энергопроектам), подключение к переговорам по иранскому ядерному досье других – неангажированных – стран; наконец, четкая поддержка независимой и успешной посреднической роли Бразилии и Турции – вместо всего этого Россия предпочла протянуть руку США и Евросоюзу. Дождется ли Москва от них ответной руки, к примеру, по Косово, Кавказу или энергетике? Балканский опыт вынуждает ответить на этот вопрос отрицательно.

Темы: Международная политика, Публицистика
Источник: Фонд стратегической культуры
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 18.06.2010, 16:34
    Гость: yukk

    Это просто Мюнхен какой-то. Как продал союзника-значит, проявил слабость-жди войну к себе. Эти подонки совсем поглупели-только вот пока Черчилля на них не видно. Впрочем и Черчилль опоздал-эти самоубийственные решения ослабили позиции перед войной и Британская империя пошла потихоньку под откос-под США. Струсивший погибает первым. Вот турки и Бразилия не струсили.. Это окупится.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
]]>
]]>
Выбор читателей
Дмитрий Песков © KM.RU, Филипп Киреев
Песков заявил о необходимости военной цензуры в России
© KM.RU
В России предложили ужесточить допуск к вождению людей старше 60 лет
Министерство финансов РФ © KM.RU, Алексей Белкин
Михаил Делягин: Санкции Запада меркнут по сравнению с внутренними «санкциями» Минфина
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
За что они ненавидят Ленина
«Северный Флот», 23 октября, «ГлавКлуб»
Чиж внес никому не нужный вклад в арт-рок
Секрет «Это Питер, детка» (интернет-сингл)
Как повысить собственную трудоспособность? 5 главных методов
«Почему решение не праздновать 100-летие СССР крайне опасно в условиях боевых действий на Украине»
Оправдать любую мерзость: как западные социологи «превращают» в ЛГБТ почти треть населения Земли
ДМЦ «Белая черемуха» (ЕР)
«"Луна-25": миссия невыполнима, а индийский луноход готовится покорять лунное бездорожье.Что пошло не так 20 августа, в день, ставший черным для отечественной космонавтики?»
Shadies «Последний шаг» (интернет-релиз)
Кровавые 90-е вернулись: как убивают владельцев парковок, портов и заводов
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.