Ирландия может втащить Сербию в ЕС

Процесс принятия странами ЕС т. н. Лиссабонского договора, который должен заменить собой общеевропейскую Конституцию, похоже, сдвинулся с мертвой точки. 8 сентября немецкий бундестаг – нижняя палата германского парламента – принял пакет сопроводительных законов к Лиссабонскому договору о реформировании Европейского союза. За принятие законов проголосовало две трети членов фракций ХДС/ХСС, СДПГ, СВДП и партии «Союз 90 / Зеленые». Левая партия, являющаяся противницей подписания Германией Лиссабонского договора, проголосовала «против», сообщает [http://www.dw-world.de/dw/0,,298,00.html DW-WORLD].
Теперь очередь за палатой земель – бундесратом, который рассмотрит их 18 сентября. После чего федеральный президент Хорст Кёлер сможет завершить своей подписью ратификацию Лиссабонского договора Германией. Принятые немецким парламентом законы направлены на ограждение суверенитета ФРГ в рамках Евросоюза. Как известно, завершение ратификации Лиссабонского договора, уже одобренного бундестагом, было заблокировано в июне текущего года Конституционным судом ФРГ, который признал ряд положений первоначального сопроводительного закона антиконституционными, поскольку они не обеспечивали достаточных прав национального парламента в случае расширительного толкования Лиссабонского договора и прерогатив Еврокомиссии.
КС Германии определил, что при передаче суверенных прав Евросоюзу и определении процедур принятия решений ЕС немецкие конституционные органы обязаны заботиться о том, чтобы политическая система как ФРГ, так и ЕС соответствовала духу Основного закона. А парламент должен сохранить при этом «задачи и полномочия основополагающей политической значимости». Во исполнение этого решения и был принят вышеупомянутый пакет законов.
Согласно решению бундестага, решения о коренных изменениях внутри ЕС, касающиеся, например, расширения компетенций, пересмотра правил голосования или приема новых членов, должны предварительно получать согласие бундестага, а не федерального правительства. Без парламентского решения ни кабинет, ни немецкие представители в Брюсселе будут неправомочны давать согласие на введение совместной обороны в ЕС. То же самое касается в принципиальных случаях общей внешней политики и политики безопасности, определения долгосрочных финансовых рамок, решений в рамках «усиленного сотрудничества» отдельных членов сообщества. Оговаривается также возможность парламентского обращения в Европейский суд, если возникнет вопрос, не является ли то или иное решение ЕС вторжением в «национальные суверенные права».
Между тем, помимо того, что решение нижней палаты немецкого парламента приближает момент ратификации Лиссабонского договора Германией, оно еще и служит своеобразным сигналом для стран, которые еще окончательно не определились в своем отношении к этому документу. Прежде всего этот закон призван повлиять на исход повторного референдума по ратификации основополагающего европейского документа в Ирландии.
Напомним, что в июне 2008 года на первом всенародном голосовании население этой страны отвергло Лиссабонский договор. «За» проголосовали 46,6%, а «против» были 53,4% избирателей, принявших участие в выборах. Всего из 3 млн ирландцев, обладающих правом участия в референдуме, проголосовали 1,62 млн человек, что составило 53,1%.
Итоги референдума поставили ЕС на грань политического кризиса, что привело к беспрецедентному давлению на руководство Ирландии с целью провести повторный плебисцит. В результате было принято решение, что новый референдум пройдет 2 октября. Как напоминает [http://www.rian.ru/ РИА «Новости»], летом этого года лидеры ЕС, дабы устранить у рядовых ирландцев опасения, связанные с договором, предоставили Ирландии политические гарантии. В случае одобрения на повторном референдуме Лиссабонского договора его вступление в силу не будет сопряжено с требованием легализации в Ирландии абортов, отмены льготного налогового режима, отказа от военного нейтралитета, а также с лишением кресла в Еврокомиссии. Гарантии лидеров ЕС были оформлены документально.
В результате было принято решение, что повторный референдум пройдет 2 октября. Последние опросы общественного мнения показывают, что сейчас предсказать его итоги практически невозможно. Ирландская газета [http://www.irishtimes.com/ Irish Times] со ссылкой на социологическую службу TNS mrbi сообщила на прошлой неделе, что 46% граждан Ирландии готовы поддержать Лиссабонский договор на повторном референдуме 2 октября, а голосовать против намерены 29%. По сравнению с данными опроса TNS mrbi, проведенными в мае, в сентябре число сторонников договора снизилось на 8 процентных пунктов, а число противников выросло на 1 пункт. На 7 процентных пункта (до 25%) увеличилось число ирландцев, не определившихся с позицией.
Между тем, когда ирландских респондентов просили ответить только «да» или «нет», то число сторонников Лиссабонского соглашения увеличилось до 61%, «против» высказались 39% ирландцев. Избирателей также спросили, не лучше ли быть частью Евросоюза в разгар экономического кризиса. Большинство (80%) сказали «да», а 9% ответили «нет»; 11% не определились. Видимо, они просто не в курсе, что членство в ЕС отнюдь не гарантирует им помощи со стороны этой структуры – достаточно посмотреть на плачевное экономическое положение Прибалтики.
Так или иначе, от предстоящего ирландского волеизъявления зависит многое. В частности, до решения Ирландии отказался ставить свою подпись под решением парламента о ратификации президент Польши Лех Качиньский. А теперь выясняется, что итоги референдума могут повлиять и на позицию руководства Сербии: министр иностранных дел этой страны Вук Еремич заявил, что его страна примет решение о подаче заявки на вступление в ЕС именно после 2 октября. «Осталось посмотреть, в какой Европе мы проснемся 3 октября, после того, как будут объявлены результаты референдума в Ирландии», – сказал он, выразив надежду на то, что после плебисцита будут созданы условия для возобновления процесса расширения ЕС.
По словам Еремича, расширение зависит не столько от стран-кандидатов, сколько от самого Союза. При этом Сербия в любом случае продолжит выполнять критерии членства в ЕС, пообещал глава МИД. Остается только догадываться, как с такой позицией руководство Сербии собирается отстаивать свою правоту в Международном суде ООН, который 1 декабря начнет слушания по делу о законности отделения Косово от Сербии. Ведь подавляющее большинство стран ЕС признали косовскую независимость и тем самым наплевали на суверенитет и территориальную целостность сербского государства. Видимо, активность сербской дипломатии на косовском направлении выполняет всего лишь роль прикрытия для истинных целей президента Бориса Тадича – поскорее затащить страну в ЕС и НАТО.
Комментарии читателей Оставить комментарий