Antivirus «Восстановите человечество»

Вот уже несколько столетий человечество увлечено идеей тотальной механизации. Трактат Ламетри «Человек-машина», смелые надежды футуристов, мечты поэтов пролеткульта, вроде «наши руки сделаны из железа» Алексея Гастева… Но настал XXI век, и стало очевидно, что стоило бояться своих желаний, поскольку новая реальность оказалась не такой уж гладкой и лакированной, как казалось ее идейным вдохновителям.
Основатель группы «Шмели» Александр «Шмель» Шмелев ужасался сбывающимся прогнозам еще в 2003-м, когда появился его сольный альбом «Остановите человечества». Спустя 18 лет он решил вернуться к больной теме. За это время все стало гораздо запущеннее, точка невозврата, кажется, пройдена, поэтому пластинка стала двойной и получила название «Восстановите человечество».
К знакомому трек-листу добавилось несколько ключевых треков (а несколько невнятных, типа «Он» и бонусов, изъяты вообще). Например, «Без души и страсти» во многом объясняет, как вышло так, почему мы добровольно отдали себя во власть всесильных компьютеров. Мы сами жили по графику, и изгоняли из себя все человеческое, поэтому скорее реальность подстроилась под нас, а не мы под нее. В песне «Дом строй» Шмель своевременно напоминает о смерти, которую цифрА тоже всячески отрицает. Народная пословица «дом строй, а домовину ладь» возвращает человека к тому, что он заслуживает и что его, возможно, спасет.
В «Искусственном аде» Шмель размышляет о разрушительной силе искусства. Возможно, как раз того авангардного искусства, которое воспевало грядущее торжество тотальной машинерии. В «Сваях» ощутима определенная завороженность техногенными реалиями. Вместо привычного «будь моей женой» здесь предлагается такая вот альтернатива:
Ты вены замени на провод
И будь машиною моей.
Песни, взятые из основного сет-листа предыдущей пластинки «Остановите человечества» служат опорными точками для концепции Шмеля. «Аист над инкубатором» близок к методичному стилю Neue Deutsche Härte даже фонетичести. «На могиле любви» фиксирует безальтернативность механистичного пути. «Шанс» оставляет очень зыбкую надежду на возрождение человечества. Равно, как и радикально переделанная песня «Остановите человечество», превратившаяся теперь, понятное дело, в «Восстановите человечество».
В альбоме много электроники от компаньона Шменя по «Антивирусу» Алана Уотерса, но нашлось место для Лели Шмель. Ну, разве что ее обреченный голос вроде бы звучит вторым планом в «Красоте» как признак увядающей души человечества, но это только кажется. Тем не менее, переизданный в новом виде лейблом Gray Tower радикально обновленный альбом не оставляет в душе опустошения и, возможно, послужит тем самым антивирусом, который убережет нас всех от окончательного падения в бездну.
Комментарии читателей Оставить комментарий