Израиль и Палестина идут на прямые переговоры

Прямые переговоры, итогом которых должно стать создание палестинского государства и, как следствие, мир между Израилем и палестинцами, могут начаться в ближайшие недели и даже дни. Об этом сообщил накануне министр обороны Израиля Эхуд Барак. Если это так, и если уверенность Барака будет равно поддержана главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом, то после более чем 60 лет горячего ближневосточного конфликта в регионе, действительно, может начаться движение к миру.
По крайней мере, о необходимости прямых переговоров и готовности пойти на некоторые уступки заявили уже как израильтяне, так и палестинцы. Причем, нынешний шанс возобновить прямые переговоры обе стороны называют последним, считая, что если он не будет использован, то регион может вновь быть ввергнут в военные действия, как это произошло в конце 2008 года после вторжения израильской армии в палестинский сектор Газа в ответ на ракетные обстрелы боевиками «Хамас» территории Израиля.
Тогда в результате израильского вторжения прямые переговоры палестинцев с израильтянами были вообще прекращены, и последние почти два года общение вяло продолжалось при посредничестве так называемого «ближневосточного квартета» - ООН, ЕС, США и РФ. По мнению как палестинцев, так и израильтян, эти непрямые переговоры принесли крайне низкие результаты и практически не сблизили позиции сторон, а лишь каким-то образом поддерживали мирный диалог.
При этом обе стороны осложняли жизнь друг другу выдвижением жестких предварительных условий, предлагая положения, заведомо почти неприемлемые для другой стороны – например, о физически маловероятных сроках создания палестинского государства вместо нынешней автономии в составе Израиля или возвращении в страну всех палестинских беженцев и их потомков. Или новый израильский законопроект, по которому израильское гражданство предоставлялось бы палестинцам лишь взамен на их письменный отказ заниматься какой-либо подрывной деятельностью против этой страны.
Однако «ближневосточный квартет» в последнее время все же сумел оказать давление на палестинцев и Израиль, проведя нескольку встреч, в том числе в Москве, которые помогли согласовать приемлемую для сторон повестку дня будущих прямых переговоров. И заявление Эхуда Барака о том, что прямое общение делегаций Израиля и Палестинской автономии может начаться в ближайшее время, говорит о том, что Тель-Авив принимает условия, выдвинутые палестинцами.
Среди них два главных – гарантии, что Израиль полностью прекратит строительство еврейских поселений, а также согласится на создание независимого палестинского государства в границах, существовавших до 4 июня 1967 года.
В конце июля 2010 года Совет Лиги арабских государств в Каире принципиально одобрил переход от непрямых к прямым переговорам с Израилем, но предоставил при этом палестинскому лидеру Махмуду Аббасу право самому определить дату возобновления диалога с Нетаньяху. По некоторым данным, эти переговоры могут начаться уже в середине августа или сразу же по окончании Рамадана в середине сентября.
Правда, начало прямых переговоров может быть вообще сорвано - несмотря на оптимистичные заявления сторон. Радикальное палестинское движение «Хамас», контролирующее сектор Газа, уже осудило принятое в Каире решение Совета Лиги арабских государств. Представитель «Хамаса» Исмаил Радван высказался против прямых палестино-израильских переговоров и заявил, что комитет ЛАГ «не имел права делать уступки в вопросе о правах нашего народа». Видимо, имея в виду снятие непременного требования о возвращении в Палестину всех беженцев.
А уже на следующее утро после принятия в Каире решения ЛАГ самодельная ракета «Град», выпущенная из сектора Газа, разорвалась в жилом квартале израильского города Ашкелона – впервые с момента окончания израильской военной операции «Литой свинец» в секторе Газа в январе 2009 года. Взрывом были разбиты несколько десятков припаркованных автомобилей. Четыре человека попали в больницу в состоянии нервного шока. А еще через несколько часов очередные ракеты, выпущенные по Израилю из сектора Газа, разорвались в районе Западный Негев и на территории районного совета Эшколь. Таким образом, палестинские радикалы показали Махмуду Аббасу и Израилю, что могут не прекратить вооруженную борьбу, пока их требования не будут приняты во внимание.
Кстати сказать, на территории сектора Газа власть фактически уже несколько лет как не принадлежит сторонникам Махмуда Аббаса, а захвачена радикалами из группировки «Хамас», этот сектор отрицает юрисдикцию Палестинской автономии. Этот факт подрывает позиции палестинцев на переговорах с Израилем, поскольку группировка «Хамас» отрицает право Израиля существовать на арабских землях и требует создания на его месте исламского государства на основе законов шариата. Несмотря на попытки соседних арабских государств повлиять на хамасовцев, прекращение финансирования сектора Газа и введение израильтянами хозяйственной блокады сектора, радикалы не отступают от своих требований.
Однако главные участники процесса ближневосточного урегулирования пытаются, по крайней мере, на время, забыть о существовании «Хамас» и двигаться в сторону прямых переговоров палестинцев и израильтян, которые должны привести к созданию полноценной страны – Государства Палестина на месте нынешней Палестинской автономии в составе Израиля. Его появление должно, в конце концов, прекратить длящуюся уже более 60 лет непрерывную череду войн на Ближнем Востоке.
Махмуд Аббас, глава Палестинской автономии, уже заявил, что новое арабское государство на территории нынешнего Израиля будет в любом случае создано в течение ближайших двух лет. Многие ближневосточные эксперты считают, что это не угроза, а предупреждение, и подтверждают, что арабы уже готовы на односторонние шаги по созданию своей страны со столицей в Восточном Иерусалиме независимо от того, готовы или нет израильтяне к такому повороту событий. При этом ясно, что если такой односторонний шаг, без учета мнения и интересов Израиля, будет сделан доведенными до крайности палестинцами, это вызовет ответные действия Израиля, что превратит будущее Ближнего Востока в полный кошмар.
Видимо, решимость палестинцев идти на этот раз до конца, а также давление на участников конфликта со стороны «ближневосточного квартета», особенно США, грозивших прекратить оказание региону финансовой и иной помощи, заставили израильские власти в определенной степени согласиться с двумя предварительными условиями, которые арабы выдвинули для начала прямых переговоров. Это границы будущего палестинского государства по состоянию на июнь 1967 года, до оккупации этих земель Израилем в ходе «шестидневной войны», а также обещание прекратить строительство израильских поселений на арабских землях.
При этом очевидно, что, выдвигая эти условия, палестинцы пошли на определенные уступки, не включив в них требования сделать Восточный Иерусалим столицей будущего государства, а также вернуть в Палестину всех арабских беженцев и их потомков, на чем настаивают исламистские радикалы. Ибо последнее требование, по мнению большинства наблюдателей, не может быть выполнено даже физически, поскольку территорий и Израиля, и Палестины, взятых вместе, уже не хватит для того, чтобы вернуть и расселить на них многократно размножившихся с начала конфликта в 1948 году арабских беженцев.
Сегодня большинство палестинских арабов, покинувших регион в результате нескольких войн, живут в соседних арабских государствах, многие из которых оказывают им помощь в устройстве на работу и получении образования. Палестинские беженцы как люди, лишенные родины, нередко получают специальные гранты на образование в школах и университетах, работодателям трудно уволить их с работы, даже если на занимаемые ими места претендуют собственные граждане с высокой квалификацией. Т.е. палестинская проблема за десятилетия конфликта стала уже и проблемой других арабских стран, которым теперь хотелось бы от нее избавиться, несмотря на заявляемую солидарность с обездоленным палестинским народом.
Однако следует признать, что прямые арабо-израильские переговоры, даже если они и начнутся, будут делом крайне трудным. Потому что обеим сторонам для достижения результата придется пойти на очень болезненные уступки и компромиссы. В сложном и запутанном ближневосточном конфликте физически нельзя прийти к ситуации, при которой выиграют все. Поэтому и евреи, и арабы наверняка будут воспринимать достигнутый в итоге результат не как свой выигрыш, а проигрыш.
Ведь израильтянам совершенно точно придется бросить свои обустроенные дома и садики в поселениях, построенных на палестинских землях Западного берега, и целыми семьями уйти оттуда в новые неосвоенные места на территорию собственно Израиля. При этом израильтяне вовсе не уверены, что будущая эвакуация поселений усмирит палестинских радикалов, которые сразу могут потребовать большего. Ведь это уже случалось - в 2005 году израильтяне также точно бросили свои обустроенные дома и ушли из сектора Газа, где после этого власть захватили террористы из «Хамас», потребовавшие уничтожить еврейское государство и засыпавшие Израиль ракетами «Град».
Палестинцы, в свою очередь, тоже могут не удовлетвориться теми уступками, территориальными и политическими, которые они, в конце концов, выдавят из израильтян после десятилетий ожесточенной борьбы. Ведь они могут получить под свое будущее государство лишь небольшие клочки территорий, на которых почти невозможно будет создать полноценную жизнеспособную страну.
Так что впереди еще очень много проблем. Однако иного пути нет, потому что ни евреи, ни палестинцы уже никуда друг от друга не денутся. Им теперь предстоит жить на одной земле, бок о обок. Альтернативой миру может быть только сосуществование в условиях непрекращающейся ненависти и бесконечной войны, от которой за многие десятилетия уже устали на Ближнем Востоке все.
И заявленная в последние дни готовность Израиля и палестинцев на поиск взаимоприемлемых решений и компромиссов все же внушает оптимизм. Ведь раньше и такой готовности не было - были лишь взаимные ультиматумы и требования.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Собрались фарисеи и мусолят мертвые слова и понятия. Кому нужна сейчас национальность, выброшенная из всех документов?
Израильско-палестинские переговоры на любом этапе и в любом составе можно только приветствовать. При этом Израиль в любом случае ничего не теряет, если только сам захочет.
15.08.2010 20:19 суть
Есть очевидные понятия: семья, несколько родственных семей – род, объединение нескольких родов – племя. Союз племён, смешение племён, даже невполне близких по крови, но прошедших общий исторический путь, имеющих общий язык, культуру, духовный склад, в определённой степени обладающих биологическим своеобразием приводит к образованию народа. Когда народ (часто группа народов) имеет общую территорию и экономику, он образует нацию. Принадлежность индивидума к нации называется национальностью (НАЦИОНАЛЬ-ность = националь-ная принадлеж-НОСТЬ ).
Н.Бердяев писал о частном, народничестском употреблении слова «народ». Меня же интересует суть понятия национальность.
Поясните, пож. Ваше «поскольку у народников "народ" был только частью нации, ... то и потребовалось включить в философскую сферу французское слово "nation». Ей-богу, не понял... Нация и "nation» - одно и то же, дальше-то что? Нация, как правило, состоит из более чем одного народов.
еврей.Ничего"отнимать" у вас я не собираюсь,тем более,что и отнимать-то, видимо, нечего, поскольку фундаментальные философские категории, к которым относятся понятия "национальнось" и "нация",вы привыкли изучать по документу,удостоверяющему вашу личность. Русских философов читать не пробовали? Ну, скажем, Вл.Соловьева, Н.Бердяева, К.Леонтьева... Тогда бы глупых вопросов типа "для чего бы это моему родному языку понадобилось бы русскому понятию "народность (этническая группа)" подыскивать замену - нерусское "национальность", не задавали. Н.Бердяев очень доходчиво это как раз объяснил:"На слове"народ", - писал он, - лежит у нас печать народнического сознания, от которого так трудно русским освободиться".Т.е. он имел в виду,что,поскольку у народников "народ" был только частью нации,исключавшей интеллигенцию,дворянство,купечество, чиновничество,предпринимателей и т.д.,то и потребовалось включить в философскую сферу французское слово "nation".Уразумели? И перестаньте читать свой паспорт.
Вот,евреи,им бы до "сути" добраться,а добрались до жути,прокляни ея Господь.
14.08.2010 17:20 суть
Взаимно предлагаю Вам поразмыслить...
Во-первых, я на русском сайте, потому что по своей культуре (а это вместе с языком является важнейшим критерием принадлежности к той или иной нации) я - русский (и горжусь этим, как ребёнок может гордиться принадлежностью к очень достойной и уважаемой семье), чего Вы, при всём вашем желании, отнять у меня не сможете (потому что это моё личное мироощущение).
Во-вторых, для чего бы это моему родному языку понадобилось бы русскому понятию "народность (этническая группа)" подыскивать замену - нерусское "национальность", значащее абсолютно то же? Скажите - синоним? Не верю.
В-третьих, поразмыслите о записи в Советском паспорте. Вы что думаете, Советская власть была озабочена племенными разборками, интересовалась составом нашей крови? Крайне примитивен был бы такой подход, и я о Вас так не думаю.
В-четвёртых, Вы, всё-таки, наведайтесь в Ваш российский загранпаспорт. Я в свой заглянул минуту назад, удостовериться в своей правоте.