Как отзовутся беспорядки на энергопроизводстве Ливии

В отличие от энергии, вырабатываемой в большинстве африканских государств, почти вся добыча нефти и природного газа Ливии производится на суше. Это снижает затраты на разработку, но увеличивает риск того, что политическая нестабильность может повлиять на выработку – а уж в последнее время в Ливии стабильностью и не пахнет.
В Ливии ежедневно добывается 1,8 млн баррелей нефти, и их можно разбить на две категории. Первая добывается в бассейне у западного края страны и экспортируется из единственного крупного центра к западу от Триполи. В восточной части страны находится второй бассейн, и добываемая в нем нефть вывозится из разных предприятий восточных городов. Рискуя излишней упрощенностью в суждениях, население Ливии, тем не менее, можно разделить пополам: силовая база действующего президента Муаммара Каддафи находится в Триполи далеко на западе, а его противники сконцентрированы на востоке в Бенгази, и разделяет их пустыня шириной в 600 километров.
Фактически это дает стране не только две политические группировки, но и два энергопроизводящих бассейна, две инфраструктуры добычи нефти. По крайней мере экономически семена затяжного конфликта уже посеяны, независимо от того, что будет с Каддафи или же какие политические перемены произойдут после его ухода. В случае гражданской войны каждая из сторон получит собственный источник дохода, а также равный ему по ту сторону – в качестве цели для захвата. Нападений на энергетические центры пока не случалось, но угроз стабильности (явных и подразумеваемых) – предостаточно для того, чтобы большинство международных нефтяных компаний, работающих в Ливии, захотели свернуть свой штаб.
А их присутствие является существенным условием отрасли. При крошечном населении в 6,5 млн человек Ливия попросту не в состоянии выпускать то количество технократов и инженеров, которое необходимо для запуска внушительных размеров энергетического сектора. Поэтому иностранные фирмы не только совершают самые крупные инвестиции, но также и берут на себя всю тяжелую работу. И едва ли дело в некомпетентности ливийцев, ведь даже при необходимой глубине их знаний и навыков, отсутствие политической стабильности удерживает множество работников дома.
Но по-настоящему серьезной проблемой все вышеперечисленное станет для итальянского энергетического гиганта ENI (Ente Nazionale Idrocarburi - «Государственное нефтепромышленное объединение»). Отношения ENI с Ливией отражают ее отношения с Римом в целом. Италия сохранила в Ливии буквально то же влияние, что и во времена Римской империи. На земли Северной Африки ENI ступила еще на заре развития своей энергетической отрасли в 1959 году, и с того момента деятельностью свою не сворачивала.
Даже в 1980-х, в самые черные дни западного бойкота, когда американские фирмы покидали страну из-за поддержки боевых группировок лидером Ливии – Каддафи и когда ООН и США наложили на страну санкции (после взрыва, организованного ливийскими правительственными агентами в самолете, выполнявшем рейс 103 авиакомпании Pan Am в 1988 году, в результате которого погибло 270 человек), даже тогда ENI не прекращала разработок. По существу, в Ливии ENI производит около 250 000 баррелей нефти ежедневно, что составляет 15 процентов от общего объема производства итальянской фирмы.
Кроме того, ENI частично находится в государственной собственности. За счет этого фирма далеко не всегда способна решать возникающие технические трудности. Поэтому ENI просто не смогла обеспечить новые источники энергии, кроме тех, условия пользования которыми были установлены кем-то другим.
Неудивительно, что ее участие на рынке было подорвано более дееспособным соперником – Эдисоном. Все понимают, что Италии нужно найти не менее 60 миллиардов кубических метров природного газа в год, чтобы покрыть дефицит природного газа в стране. И хотя существует ряд недостатков в партнерстве с таким лидером, как Каддафи, Ливия, тем не менее, может гарантировать 11 млрд кубометров, и ENI получает их все. Благодаря ENI Италия остается крупнейшим потребителем ливийской нефти, причем большая часть ее расходится по всей Европе.
В случае если итальянская компания потеряет доступ к ливийским источникам энергии из-за соображений безопасности, перебоев поставок или нового правительства Триполи (которое является весьма нежеланным для компаний, прошедших с Каддафи огонь и воду), для ENI в Ливии остается многовато риска и уже не так много возможностей.
Комментарии читателей Оставить комментарий