Как пастух-осетин русского фельдмаршала победил

Дмитрий Медведев призвал сегодня неправительственные организации подключиться к предотвращению оттока русских из республик Северо-Кавказского округа. Выступая на заседании Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества, он назвал этот вопрос «отдельной серьезнейшей проблемой, мешающей полноценному экономическому развитию».
Стоило бы добавить, что не только экономическому развитию, и даже не столько ему. Но сама проблема – отток русских – выявлена абсолютно верно. Иллюстраций ее наличия – масса. Об одном из свидетельств мы и хотим сегодня рассказать. Причем речь зайдет не о Чечне или Ингушетии, а о регионе Кавказа, который принято считать относительно благоприятным для проживающих там русских.
В конце прошлой недели во Владикавказе праздновался День осетинской письменности и культуры. Вчера же, 18 мая, в Северной Осетии отмечалось 70-летие со дня строительства Цалыкского обводнительно-оросительного канала. А вот о том, что 31 марта исполнилось 150 лет со дня присвоения крепости Владикавказ статуса города, мало кто вспомнил – во всяком случае, эта дата прошла практически незамеченной, отмечает сайт [http://skfonews.ru/ skfonews.ru].
Причина, как это теперь часто бывает, уходит корнями в историю. Вернее, в ее трактовку. Современные историки кавказских республик активно поддерживают волну национального самоопределения, которая очень часто отталкивается от официальной истории России. Настоящую историю народов России принято создавать путем опровержения официальных фактов, а если факты неоспоримы, на них просто не обращают внимания. Так, среди осетинских историков принято вести историю города Владикавказ не от основанной в 1784 году по приказу Екатерины Великой крепости, а от находившегося недалеко от входа в Дарьяльское ущелье осетинского поселения Дзауг, которое, согласно историческим документам, на самом деле было населено ингушами.
Сегодня в самом центре Владикавказа, напротив мэрии - в том месте, где раньше располагалась стела, посвященная деятелям русской культуры (с изображениями Пушкина, Лермонтова, Толстого, Грибоедова), - установлен памятник Дзаугу Бугулову – осетину, якобы основавшему село Дзауг. Из исторических источников об этом персонаже – только устные предания. Причем в основном ингушские - о единственном пастухе-осетине в деревне, который скрывался в чужой деревне от кровной мести.
Но дело совершенно не в этом. Хочется отлить в бронзе культурный миф – пожалуйста, в России полно памятников героям сказок. Дело в том, что миф делается не просто частью официальной истории – он ее заменяет. Существуют вполне конкретные документальные свидетельства о настоящих основателях, но никакой памяти об этих людях за 223-летнюю историю во Владикавказе не осталось. Нет ни памятников, ни мемориальных досок, ни улиц названных, например, в честь заложившего первые укрепления на месте крепости генерала Толмачева. Ни в честь наместника Кавказа, фельдмаршала Александра Барятинского (именно он пленил Шамиля), который попросил Александра II присвоить крепости Владикавказ статус города. Дореволюционный период истории Владикавказа самый продолжительный, не менее 140 лет, но память о нем стерта советской властью, а сегодня ускоренно стирается нашими провинциальными «почвенниками», которые пытаются сильно политизированными «научными спорами» доказать «автохтонное» происхождение Владикавказа.
Не будет преувеличением сказать, что почти в каждом городе России есть если не памятник основателю, то как минимум улица, названная в его честь. Вопрос в данном случае не в праве наций на самоопределение, его никто не осуждает – вопрос в том, что получит в итоге народ, отказавшийся от своей истории в пользу мифа о пастухе?
Неудивительно, что в таких условиях число русских, уезжающих из кавказских республик, с каждым годом увеличивается. А руководство республики предпочитает этого не замечать - министр по делам национальностей республики Таймураз Касаев прямо заявил, что это нормальный процесс: «Численность населения республики составляет сейчас более 700 тысяч человек. Это простая арифметика - есть 150 тысяч человек, в основном осетин, которые прибыли за последние годы из внутренних районов Грузии и Средней Азии. Без них останется 550 тысяч жителей, где доля русских составит 25-26%… Люди покидают республику, но уезжают с целью получения образования, трудоустройства, они находят себя в новых профессиях. Это нормальный процесс».
Цифры, приводимые министром, - это данные переписи 2002 года, и процент русского населения к тому моменту постоянно снижался на протяжении более десяти лет. Так, если в 1979 году естественный прирост русских в Северной Осетии составлял 4,4 человека на 1000 человек населения, то к 1989 году он сократился до 1,8 человека. В 1998-м естественный прирост русских в Северной Осетии имел уже минусовой показатель. Сегодня продолжается отток, представители общественный организации говорят, что за восемь лет, прошедших с момента последней переписи, процент русских, проживающих в республике, сократился на 6%.
К сожалению, такая ситуация складывается не только в Северной Осетии, а целом по всем кавказским республикам. Специалисты говорят, что напряженности между русскими и представителями автохтонных этносов начались в республиках Северного Кавказа еще в середине 70-х годов прошлого века. Однако в то время, как и сейчас, власть предпочитала не обращать внимание на проблему этнического замещения. Не желая ввязываться в межнациональные отношения и стараясь не трогать «чувствительную» государственность республик Кавказа, руководство России сегодня и создает условия для национальной обособленности целых федеральных округов. Как видно, исторически они уже вполне обособлены.
Комментарии читателей Оставить комментарий
А Вы чей заложник?
С уважением отношусь к осетинам, к их культуре, обожаю ихнюю кухню. Много доузей осетин. Да и бывал там неоднократно. Но отдыхать и жить там- это разные вещи. Там полнейший БАРДАК!!!! Всё покупается и продается. Да вобщем-то и оружие кто захочет, там с лёгхостью приобретёт. Работы нет. Вернее она есть, только её опять же за деньги купить можно.
зачем кавказу РФ
20.05.2010 18:13IT
Доброго здоровья! Верно, шибко, Вы по мне прошлись, раз уж модератор решил меня не огорчать!
Всегда рад пообщаться!
Здравствуйте, peregib!
Отписался Вам, да модератор не пропустил. В другой раз поговорим, когда у него настроение помягче будет.