Каримов прилетел мириться с Россией

Сегодня начинается двухдневный визит в Москву президента Узбекистана Ислама Каримова.
Надо сказать, что в течение последних полутора-двух лет российско-узбекские отношения можно было охарактеризовать как «состояние глубокой заморозки». Реакцией России на скандальное решение Ташкента приостановить свое участие в евразийском интеграционном проекте и целый ряд шагов, направленных на сближение с США в военно-политической сфере, стала взятая Москвой дипломатическая пауза, в ходе которой российский посол попросту отсутствовал в узбекской столице. Такой «почести» до Каримова «удостаивалась» лишь Украина в период президентства нашего заклятого друга Виктора Ющенко. И хотя в конце прошлого года посол был представлен министром Лавровым Исламу Каримову, конфликт так до конца и не был исчерпан.
Одно из последних «двусторонних осложнений» было спровоцировано «амбициозным воспрепятствованием» (по словам одного из чиновников российского МИД) поездке генерального секретаря ШОС Муратбека Иманалиева на проводившуюся в Лондоне в конце этого января международную конференцию по Афганистану. Тогда узбекское руководство воспользовалось пунктом Устава ШОС о необходимости получения согласия всех членов организации для делегирования представителя на международное мероприятие, чтобы навязать России свой план афганского урегулирования.
Одним из заметных антироссийских демаршей Ислама Каримова, который может претендовать на титул «чемпиона по многовекторности» среди политиков Средней Азии, является и создание свободной индустриально-экономической зоны на базе международного аэропорта в узбекском городе Навои, который в перспективе планируется сделать трансконтинентальным транспортно-экспедиционным узлом (в обход территории России), соединяющим Юго-Восточную Азию с Европой. А после модернизации аэропорт Навои и вовсе используется для переброски грузов в Афганистан.
'''Начинающийся визит Ислама Каримова в Москву комментирует руководитель Отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин:'''
– Какими бы ни были в реальности итоги предстоящих переговоров, можно быть уверенными в том, что обе стороны заявят об их успешности. Потому что в любом случае Москва и Ташкент (последний, может быть, даже в большей мере) заинтересованы в том, чтобы смягчить ту остроту отношений, которая существует между нашими государствами в последние 1,5-2 года. Все понимают, что из этой ситуации обязательно надо выходить и возвращаться к прежнему уровню партнерства.
Понимание такой необходимости усиливается известными событиями в регионе. Вне зависимости от того, каким образом разрешится для Узбекистана ситуация в Киргизии, то, что происходит под боком в соседней республике, – это серьезный вызов и большая проблема. Очень большие надежды в этой связи здесь связывают с российским потенциалом разрешения конфликта у соседей. Поскольку собственных ресурсов для того, чтобы как-то сбить (или, по крайней мере, смягчить) возможные последствия киргизского кризиса, у Узбекистана не хватает.
Но и помимо Киргизии ситуация в этом регионе в последние годы демонстрирует тенденцию к ухудшению. Количество вызовов увеличивается, как и количество проблем в межгосударственных отношениях. Никаких положительных изменений по вопросам, связанным с тем же водопользованием или с энергетическими проектами соседей Узбекистана, не наблюдается. Понятно, что в связи с последними событиями вопрос о строительстве крупной ГЭС в Киргизии не так актуален, но это – краткосрочная ситуация. В Узбекистане именно гидроэнергетические проекты соседей (в первую очередь Таджикистана) рассматриваются как потенциальная угроза национальной безопасности, которая способна повлиять на социальную ситуацию в стране прямым образом. Таким образом, Ташкент нуждается во внешнем арбитраже.
Вся новейшая история региона указывает на том, что, вопреки уверениям его лидеров, внутренних ресурсов для разрешения проблем (как в гидроэнергетике, так и в решении пограничных вопросов) не хватает. Кроме того, есть постоянный негативный фактор в лице Афганистана. Судя по всему, США в перспективе намерены свести свое военное присутствие в этой стране к минимуму, либо вообще полностью его ликвидировать. А европейские союзники США убегут из этой страны при первой же возможности. В случае исчезновения американского военного фактора в Афганистане может произойти все что угодно. Так что заявленный Обамой срок – 2012 год, когда предполагается начать вывод американских частей из этой страны, встревожил очень многих представителей среднеазиатских элит.
Ясно, что защищать Центральную Азию от возможных вызовов с юга американцы совершенно не расположены. Одно дело – наносить точечные удары, и другое – выставлять полноценные заслоны на границе и отражать возможные вылазки банд (пусть разрозненных, небольших, но тем не менее). В условиях полупрозрачных границ в Центральной Азии все мы видели, чем заканчиваются такие локальные операции. Я имею в виду т. н. баткенские войны (1999-2000), когда сравнительно небольшие бандформирования, приходящие из Афганистана через Таджикистан, едва не поставили Киргизию на колени и создали серьезные проблемы перед властями Узбекистана. Вот почему вопрос безопасности и региональной стабильности наверняка будет обсуждаться в Москве в качестве основного. Он будет рассматриваться как в связи с событиями в Киргизии и в Афганистане, так и в связи с обостряющимися узбекско-таджикскими отношениями.
Кроме того, никто не отменял проблем, порождаемых ухудшением экономической ситуации. Госкомстат Узбекистана может сколько угодно писать о том, что в узбекской экономике «всё пучком» и кризис ее совершенно не затронул. Да, впрямую, может быть, и не затронул, но привлекать инвестиции – за счет чего в значительной мере и существовала экономика всех центральноазиатских государств – становится все сложнее. Сбой в работе «насоса» по накачиванию денежных средств из-за рубежа для поддержания на плаву собственной экономики и более-менее приличного существования элит тоже является серьезным вызовом для всех государств региона, и Узбекистан здесь не является исключением. Так что экономические вопросы на встрече тоже будут обсуждаться.
В «Независимой газете» прошла информация о том, что Узбекистан может предложить нам поучаствовать в своих транспортных проектах в сегменте т. н. северного пути поставок в Афганистан. Речь идет о логистическом центре в международном аэропорту Навои. В настоящее время он эксплуатируется узбеками и южнокорейскими фирмами. Участие России в этом проекте дало бы нам возможность заработать, потому что американцы и европейцы регулярно и стабильно платят за перевалку своих грузов. Причем, судя по имеющейся информации, эти выплаты будут наращиваться. Так что России в финансовом смысле предлагается достаточно интересный проект, хотя не это главное. Просто для Москвы участие в этом проекте может быть интересно с геополитической точки зрения. Тогда мы смогли бы контролировать, что происходит в этом транспортно-логистическом узле, построенном на южнокорейские деньги по заказу американских фирм, связанных с Пентагоном. Это тем более интересно, что пока еще непонятно, как будет складываться отношение новых киргизских властей к американской базе, которая также является крупным транспортно-логистическим узлом в этом регионе.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Каримов конечно хитрец, диктатор и свою страну держит крепко в кулаке, поэтому с ним нужно быть начеку. Никто не знает, что он сделает в следующий момент.
Интересное функциональное разделение партнеров у первых лиц. Как денежки делить - одни друзья , как власть сохранить - другие. А может так задумано?
Беспорядки и раздел кланового имущества народом Киргизии не нравится сионистам и их марионетке Розе Исаковне. Вот СМИ и пытаются подвязать к погромам проживающих там русских и посеять у нас ненависть к мусульманским народам. Спасибо надо сказать киргизскому народу, что хоть у него появилось мужество бороться голыми руками с этими зажравшимися упырями. А ведь в России народ мог бы тоже, много чего национализировать и экспроприировать все, что нагло отняли у него в приватизацию. Народные нефть, газ, лес могли бы весь народ обеспечить ежедневной пенсией на долгие, долгие годы, обеспечив процветание нашей Родины. А так все разворовывается и вывозится. Вперед Киргизия, не останавливайся! Вперед Россия!
Каримов -это олицетворение лицемерия и лжи!!! Хватит идти у него на поводу!!! Это ТИРАН!!!! С ним нужно вести диалог и общение его же методами!!!!
УЗБЕКИ СТАЛИ НАГЛЕТЬ!!!! ПРИПЕКАИТ СТАЛо У ИХ ГРАНИЦ КИРГИЗИЯ и ТАДЖИКИСТАН ЭТО ФИТИЛЬ У НЕГО ПОД НОСОМ!!! НАРОД УЗБЕКСКИЙ ЕГО НЕНАВИДЕТ!!!
Видать и до Каримова начинает доходить запах жареного.