Лень чиновников довела Россию до Суда ООН

Начавшаяся неделя обещает политическим аналитикам России и Грузии пройти под знаком начавшихся в Международном суде Гааги разбирательств по иску Грузии к России, которые продлятся в этой высшей юридической инстанции ООН до 17 сентября.
В понедельник судьи уже заслушали изложение российской позиции, в котором посол РФ в Нидерландах Кирилл Геворгян показал, что Россия не занимается в Южной Осетии дискриминацией грузин и никогда их не дискриминировала. И что обращение официального Тбилиси в суд является попыткой отвлечь внимание людей от агрессии Грузии против мирного Цхинвала, приведшей к гибели людей, превратившей в беженцев половину жителей Южной Осетии – 34 000 человек из ее 70-тысячного населения. По мнению российского представителя, все проблемы, которые есть сегодня в Южной Осетии и Абхазии, порождены как раз дискриминацией Грузией осетин и абхазов и военными действиями грузинской армии на территории Южной Осетии.
Иск Грузии к России был подан в Международный суд Гааги 12 августа 2008 года. Грузия обвиняла РФ в нарушении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В иске утверждается, что представители России и «южноосетинские и абхазские сепаратисты», якобы действующие по указанию или под руководством России, совершили серьезные нарушения фундаментальных обязательств стран по соблюдению конвенции о ликвидации расовой дискриминации. При этом тбилисские юристы утверждали, что Россия якобы осуществляла в Южной Осетии и Абхазии «систематическую этническую дискриминацию, направленную против этнического грузинского населения» регионов. А потом якобы вообще «развязала против Грузии агрессию с целью навсегда лишить грузинских беженцев права на возвращение и лишить народ Грузии права на самоопределение».
Кстати, Грузия вовсе не сама придумала обратиться в Международный суд в Гааге с иском, а позаимствовала эту идею у Москвы. В августе 2008 года как раз Россия первой заявляла о намерении обратиться в суд с требованием призвать Грузию к ответственности за геноцид народа Южной Осетии. И имела при этом все основания, поскольку на глазах всего мира грузинские танки утюжили землю Южной Осетии, а автоматчики свинцовым огнем сметали людей с улиц югоосетинской столицы. Но, как часто у нас бывает, дальше пустой болтовни чиновников по телевизору дело не пошло, и никакими исками Москва так и не занялась. И выходит, что зря.
Потому что намотавшая идею с судом на ус Грузия как раз и подала свой иск 12 августа 2008 года, когда российские войска заканчивали разгром грузинских войск в окрестностях Тбилиси. И заставила Россию отбиваться теперь уже на юридическом фронте. После двух месяцев предварительных разбирательств, 15 октября 2008 года, Международный суд ООН огласил свое первое решение – о временных мерах. При этом он отклонил требования Тбилиси ввести в отношении РФ «обеспечительные меры» и заставить ее вывести войска из Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, суд отказал в требовании к России обеспечить возвращение грузинских беженцев в Южную Осетию и Абхазию, а также гарантировать им право на собственность, обеспечить возвращение Сухума и Цхинвала в состав Грузии, и в придачу выплатить Грузии компенсацию.
Вместо этого судьи призвали и Грузию, и Россию воздерживаться от любых актов расовой дискриминации и их поддержки. Суд постановил, что Москва и Тбилиси должны содействовать оказанию гуманитарной помощи нуждающимся и не прибегать к мерам, которые приведут к дальнейшему усугублению спора. Кроме того, судьи до рассмотрения вопроса по существу обязали обе стороны по делу обеспечивать безопасность населения, права человека на свободу передвижения и поселения в рамках границ государства, защищать собственность перемещенных лиц и беженцев. Суд постановил, что Грузия и Россия как стороны конвенции о ликвидации расовой дискриминации должны делать все, чтобы не допускать актов расовой дискриминации в отношении лиц, групп лиц или отдельных учреждений.
Ожидается, что на нынешних слушаниях, которые будут длиться неделю, судьи должны определиться, нарушала ли Россия конвенцию о ликвидации расовой дискриминации или нет. В принципе, возможен и третий вариант, при котором суд не вынесет решения, а затребует для большей полноты картины дополнительные свидетельства и доказательства сторон. Третий вариант способен продлить рассмотрение иска на несколько лет, поскольку длительное разбирательство есть одна из традиций Международного суда ООН.
Из опыта прошлых дел известно, что крайне трудно доказывать в суде обвинения в спланированной государственной политике расовой дискриминации, поскольку для этого требуется огромное число свидетелей – жертв такой политики, годы наблюдений и сотни зафиксированных независимыми экспертами фактов дискриминации. Тбилиси настаивает на том, что имеет несколько десятков документов, якобы свидетельствующих о систематическом преследовании этнических грузин с начала 1990-х годов. Естественно, у абхазов и осетин такого материала наберется еще больше, потому что как раз на их территориях грузинская армия в последние десятилетия осуществляла операции по освобождению их земель от коренного населения.
Однако многие наблюдатели (да и судьи тоже) понимают, что нынешний процесс крайне политизирован и является плодом противостояния США и их союзников, с одной стороны, и России и ее друзей – с другой. При этом дополнительным фактором, усложняющим разбирательство, является то, что Южная Осетия и Абхазия уже на протяжении почти двух десятилетий де-факто являются территориями, отделившимися от Грузии. А два года назад они провозгласили свою независимость уже де-юре, и она признана четырьмя государствами. Причем в международном праве число стран, признавших чей-либо суверенитет, особого значения не имеет: даже признание суверенитета хотя бы одной страной уже имеет юридические последствия для статуса нового государства.
Кроме того, считаные дни назад те же самые судьи Международного суда ООН, рассматривая правомерность независимости Косово, заявили, что в международном праве не существует положений, которые препятствовали бы территории провозгласить свою независимость, что может быть применимо и к Южной Осетии и Абхазии. Однако решения Международного Суда не носят прецедентного характера, к тому же судьи указали, что их косовское заключение является консультативным, т. е. необязательным к исполнению.
Последние решения Международного Суда также показали, что его судьи далеко не беспристрастны в принятии решений и поддаются нажиму со стороны США, которые вместе с зависящими от них странами проталкивают в Суде нужные им заключения. Так, в октябре 2008 года суд вынес по иску Грузии к России решение о временных мерах 8 голосами (включая итальянского судью, выдвинутого Грузией на должность судьи ad hoc) против 7 (включая российского судью). Оставшиеся в меньшинстве судьи считали, что их орган вообще не вправе рассматривать это дело, т. к. при его подаче не были соблюдены правила конвенции о ликвидации расовой дискриминации об обязательной досудебной процедуре.
Дело в том, что Грузия в ходе подачи иска ссылалась на ст. 22 конвенции о ликвидации расовой дискриминации, допускающую подачу иска в Международный Суд. Но перед этим она должна была сначала попытаться разрешить спор путем переговоров или процедур, специально предусмотренных в конвенции, чего сделано не было. Т. е. сначала обратиться в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, который затем передал бы претензии соответствующему государству, а оно в течение трех месяцев должно было представить свои объяснения. Затем должна создаваться согласительная комиссия, которая готовит заключение по существу дела, направляет его сторонам на рассмотрение и т. д. Ничего этого Грузия не сделала, поэтому Россия и считает, что Тбилиси нарушил предварительную досудебную процедуру, и что Международный Суд по формальным признакам вообще не имеет права рассматривать это дело как не относящееся к его юрисдикции.
При этом и в России, и на Западе понимают, что подача Грузией иска есть просто попытка вернуть утраченные территории Южной Осетии и Абхазии с помощью если не войны, так хотя бы юридических уловок. Все также понимают, что ни Абхазия, ни Южная Осетия в Грузию уже не вернутся, и заставить их это сделать силой ни у кого не получится, особенно после войны 2008 года. Однако разбирательство в Международном Суде страны – постоянного члена Совета Безопасности ООН может подпортить России репутацию, чего и добиваются грузины и их американские кукловоды.
Кроме того, юридическая практика показывает, что суды иногда принимают самые странные решения, и Международный Суд в этом не исключение. Помимо недавнего странного явно политизированного заключения по Косово можно вспомнить и его уже совершенно противоправное решение по Юго-Западной Африке от 1966 года, которое настолько испортило ему репутацию, что на протяжении нескольких лет страны вообще перестали обращаться в Гаагу с исками.
Поэтому хотя правота России вроде бы очевидна, ее еще предстоит доказать, а судьям – изучить доказательства. И поскольку при принятии в октябре 2008 года решения о временных мерах мнения судей уже разделялись не в пользу России, то от нынешнего состава суда можно ожидать чего угодно, и даже решения в пользу Грузии.
Но и в этом случае оно Россией выполняться не будет: заставить ее сделать это можно будет лишь через Совет Безопасности ООН. А поскольку Россия является его постоянным членом, обладающим правом вето, она, естественно, этим правом воспользуется.
Во вторник судьи в Гааге заслушают грузинскую сторону. В среду вновь наступит очередь России.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Есть поговорка: Чем больше я общаюсь с таможенниками, тем больше уважаю гаишников. Продолжение: чем больше читаю о грузинах (конкретно - находящихся у власти в Грузии), тем больше уважаю Чубайса. Такая шутка юмора. А про евреев скажу - надо собой гордиться, судя по постам, ни одно важное событие в мире не обходится без евреев. То есть евреи - двигатель прогресса. Еще одна шутка юмора.
Опоздавш(ему). На Ваш от 16.09.2010 00:03
Ну нельзя же так не толерастно выстраивать цепочку понятий про них: антисемиты - сионисты - евреи, куда демократичнее: гусские нацмэны - фашисты - наЩи.. или проще - семиты иудеи и хазары.
А вот и про наших: националисты - патриоты - великороссы или одним словом - Русские.
Тау, не преувеличивайте популярность России у граждан мятежных регионов Грузии.Они даже купленные россиянами квартиры пытались реквизировать. Попробуй мы только не перечислить им экономическую помощь, тут мы все о себе узнаем.
+++++++++++++
14.09.2010 14:58
Матроскин (кот).
Любопытная логика, типа у кого, что болит тот о том и говорит..
Вроде бы разговор заведен про чиновников, но тут же привязка - пояснение: "..Или у авторов логика антисемитов - что бы ни происходило, евреи (здесь чиновники) виноваты?!".
Пост, таки прям по теме и не про наШих.. ?!
+++++++++++++++
А есть еще и логика сионистов - что бы не происходило, евреи (грузины?) всегда правы...
14.09.2010 11:54 Александр
Красивая идея, вот только абхазы и осетины с ней вряд-ли согласятся! Просто потому, что их мало. А возвращение грузин - это раскрутка конфликта "по новой", нельзя этого не понимать. И это не вопрос "хорошести" или "плохости" грузин. Именно поэтому России не надо в это влезать (несмотря ни на какие решения международных организаций): результатом будет растущее напряжение и потеря доверия со стороны абхазов и осетин т.е. из "защитников" мы моментально превратимся в "оккупантов".