Маленькую Нику учат побеждать

==Защитить больную девочку и помочь ей решили люди, случайно узнавшие о ее беде==
Еще недавно у шестилетней Вероники не было на свете никого, кроме пожилой бабушки, которая в одиночку сражалась за парализованную внучку с целым миром. Случайная встреча принесла Нике настоящих друзей. Теперь они вместе ищут способ поставить девочку на ноги.
Договорившись о встрече с бабушкой Вероники, я высматривала ребенка-инвалида. Поэтому не заметила кроху в цветастом комбинезоне, которая въехала в кафе в яркой детской колясочке. Женщина рядом улыбнулась: «А вот и наша Ника». Так я познакомилась с самым светлым и лучистым ребенком из всех, каких знала. «А я - бабушка, Валентина Ивановна», - добавила женщина.
Как же не подходит слово «инвалид» этой красивой девочке! У нее курносый нос, светло-каштановые кудрявые волосы, которые бабушка завязывает в смешной, как у редьки, хвост, огромные зеленые глаза. Время от времени она о чем-то задумывается, и тогда совсем по-взрослому смотрит куда-то далеко-далеко. Но настроение у нее меняется быстро, как у всякого ребенка. И вот уже Ника весело хохочет.
==Бабушкины слезы==
Больше всего на свете она любит пончики. Мы уселись в кафе, я поставила на стол тарелку с горячими пончиками. Валентина Ивановна разломила пополам верхний пончик, подула и протянула внучке. Та осторожно взяла его обеими руками и медленно слизнула сахар, а потом счастливо засмеялась. Могло показаться, что так осторожно ребенок смакует сладкое. На самом деле Ника не может схватить лакомство, слопать и тут же потянуться за новым. Она не ходит, не говорит. И то, что внучка сама держит пончик в руках, - одна из их с бабушкой больших-пребольших побед. «Она говорит уже много слов», - гордится бабушка.
И Ника тут же с удовольствием демонстрирует: «О-ба-ка!». Если бы могла, показала бы пальчиком на дворнягу, которую увидела через окно. Еще она может выговаривать «а-бо-ко» (яблоко), «гу-бы».
- Спросите, как ее зовут, - подсказывает мне ее бабушка.
- Ни-ка! - радостно кричит ребенок.
Она уже умеет делать уйму вещей. Вот хоть это - кататься на игрушечной машине! Если, конечно, взрослые поддержат спинку.
- Мы даже научились пить через трубочку! - гордо сообщает Валентина Ивановна.
Никина бабушка говорит, как большинство родителей: «мы научились», «мы одеваемся», «мы лечимся»... Но только для тех, кто, как эта женщина, одерживает победы вместе с больным ребенком, это «мы» - настоящее. Каждый шаг их малыша - это общий шаг. А у Ники нет на свете никого, кроме бабушки.
Помощники появились год назад. Случайно они узнали о трагедии девочки и о мужественной пожилой женщине. А началось все со встречи в детской поликлинике. Валентина Ивановна попросила молодую женщину подержать Нику, пока она завяжет ей ботиночки. «Что ж вы одна-то с ней ходите, где родители?» - удивилась та.
Валентина Ивановна не выдержала и впервые заплакала на людях.
==Сколько могу - столько и буду растить!==
Мама Вероники умерла через год после рождения девочки. Кто знал Светлану - как и Нику, называет ее «солнечной». И жизнь обещала сложиться неплохо: 25 лет, позади - университет, впереди - карьера юриста, рядом - любимый муж.
Но на 16-й неделе беременности у Светланы обнаружили рак. Избавляться от малыша она не стала. Надеялась на чудо и на мужа, который - она уверена, - случись самое страшное, останется с их ребенком. Но с мужем стало все понятно, когда Ника родилась больной. Из роддома Светлане пришлось идти с малышкой к маме. Умирая, Света понимала, какую страшную ношу оставляет 55-летней Валентине Ивановне. Ника с рождения не двигалась и не агукала. И ей уже тогда поставили диагноз - детский церебральный паралич.
- Сколько могу - столько буду растить, - Валентина Ивановна упрямо сжимает губы. - Отказаться?! Да неужто я бы сейчас спокойно сидела, смотрела телевизор, зная, что где-то мучается моя внучечка?
И она осталась один на один с парализованным ребенком. С тех пор в проблему превращалась любая бытовая мелочь. Она пыталась убирать в квартире - и не отрывать глаз от внучки. Одной рукой держать в ванне обездвиженного ребенка - другой купать. Даже поход в магазин мог обернуться катастрофой - не оставишь же дома беспомощную кроху. Вот и таскала по лестнице тяжеленную коляску, потом бегом бежала в квартиру за Никой, на обратном пути - наоборот: сначала - Нику, потом - коляску.
- В коляске-то ее нельзя было носить, ей любая тряска опасна, - объясняет она.
И постоянное, постоянное безденежье! Попросить в долг пожилой женщине не у кого, и две пенсии - свою и внучкину - она растягивала, как могла. Только бы у Ники было все необходимое. Ходунки, ортопедическая обувь, вертикализатор, специальный стол-стул - все это было куплено бабушкой, а на какие деньги - даже представить трудно. А она ухитрялась еще и лечить ребенка. Но откуда пожилому человеку узнать о всяких реабилитационных центрах?
- Одного послушаю, другого - так и пыталась разобраться, где лучше, - машет рукой Валентина Ивановна.
Выяснив, что таким, как они с Никой, полагаются бесплатный массаж на дому, логопед и помощница по уходу за ребенком, она обратилась в социальную службу. Все, на что хватило чиновников, - это прислать на 4 часа в неделю домработницу. Как благодарна была бабушка хоть за такую помощь! Но спустя несколько месяцев домработница исчезла, и Валентина Ивановна опять стала мыкаться одна. Она боялась даже думать, что Ника растет - и скоро на руках ее не потаскаешь. Гнала от себя и мысль, что внучке всего пять лет, а ей самой - шестьдесят. И запретила себе вспоминать, что через две автобусные остановки живут люди, для которых Ника тоже не чужой человек, - родители бывшего зятя и он сам.
- Не подумайте, я их не осуждаю, - торопливо добавляет Валентина Ивановна.
- Просто обидно за нее. Ведь даже о чужих детях люди заботятся, а тут - родная...
Эти слова она повторяла и полтора года назад в поликлинике. Хотя тогда не представляла, что самыми родными для них с Никой станут именно чужие люди. И что благодаря им внучка начнет потихоньку вставать на ноги.
==И научится говорить «люб-лю»==
Творить чудеса начал, представьте себе, Интернет. Юля, та самая женщина, с которой в поликлинике поделилась Валентина Ивановна бедой, написала о них с Никой в интернет-форуме для родителей: «Девочки, милые, не могу пройти мимо!» И пересказала всю историю. Через несколько часов откликнулась Татьяна.
- Вообще-то, я к таким ситуациям отношусь скептически, - признается она. - Сначала подумала, что ребенок безнадежный. А теперь на 100 процентов знаю: если с Никой заниматься, она многого достигнет!
С тех пор прошло больше года, а Татьяна опекает Нику и ее бабушку. Когда-то похожую беду перенесла она сама: ее старший сын Саша в детстве подхватил инфекцию, которая обездвижила и заставила замолчать парня. Врачи говорили - навсегда. Его мама не смирилась и «вытянула» мальчишку.
- Я слишком хорошо знаю, как важно для особых детей простое общение, тепло и как нужна их близким помощь в самом элементарном, - горько улыбается Татьяна.
У нее, кроме Саши - ему уже за 20, правда, здоровье полностью восстановить не удалось, - любящий муж и младшая дочка - 9-летняя Анечка. И Татьяна пытается оказать Нике и ее бабушке ту помощь, в которой когда-то нуждались они с Сашей: договаривается с медиками, собирает деньги, носится по Питеру за вещами. Но главное - она подружилась с Валентиной Ивановной, а Аня стала подружкой Нике.
- Проблема общения для них была даже острее, чем денежная, - подмечает Татьяна. - Бабушке и поговорить было не с кем, Ника лежала в кровати, и весь их мир сводился к врачебным кабинетам!
Татьяна вспоминает: когда она созвонилась с Валентиной Ивановной и стала диктовать ей свой номер телефона, у пожилой женщины задрожал голос.
- Представляете, о том, что нет денег на лечение, она говорила обреченно, но спокойно, а телефон у меня спросить боялась! Думала, никто с ними разговаривать не захочет! - рассказывая, Татьяна волнуется.
Следом стали отзываться и другие «форумчане». Люди привозили или передавали деньги - и так собрали на легкую коляску, на кроватку, на специальное кресло для купания и еще на массу вещей, которые необходимы больному ребенку или просто облегчают жизнь бабушке. Везли детские вещи - не только ношеные, но и новые. У кого-то нашелся папа-врач, он осмотрел девочку и дал рекомендации. Кто-то хлопотал о путевке в санаторий. Кто-то вывозил из квартиры старую мебель и добывал что-то поновее.
- Знаете, один человек нам каждый месяц присылает по тысяче или две, - с благодарностью рассказывает Валентина Ивановна. - Для нас очень важно, что есть сумма, на которую можно заранее рассчитывать. А ведь мы даже ни разу его не видели!
Набрали денег на лечение, и теперь, когда рядом было столько друзей, Никиной бабушке могли подсказать, в какую клинику лучше обратиться. Скидываясь на такси всем миром, девочку стали возить на процедуры, на массаж, по врачам... И доброта сделала свое дело.
Ника оказалась очень благодарным ребенком. Уже через два месяца лечения и занятий она стала чуть-чуть шевелить руками и ногами.
- Меня поразило ее стремление двигаться, - вспоминает Татьяна. - Ведь раньше она спокойно лежала, не шевелясь, а тут давай пытаться перевернуться, слезть с кровати на пол!
Чуть позже Татьяна заметила, что ножки девочки, которые казались прежде каменно-неподвижными, начали понемногу сгибаться.
Новые знакомые стали брать «солнечную девочку» на прогулки вместе со своими детьми, и у Ники появились друзья-сверстники. 15 апреля Нике исполнилось 6 лет, и день рождения она отмечала в настоящем кафе с настоящими гостями!
- Она девочка мыслящая, интеллект у нее полностью сохранен! - отзывается Татьяна о Нике. - Видели бы вы, как она хохочет над Галкиным по телевизору!
==Доктор Елизар==
А по выходным Нику к себе забирает семейная пара - Алла и Егор. И у них дома кроха получает необычайно действенное лекарство - собакотерапию. «Лечит» ее добрейший лабрадор Елизар. Он обожает детей и с упоением с ними возится. Наверняка этот пес и «научил» девочку говорить теплое слово – «о-ба-ка». Ника обнимает золотистого Елизара за шею, и у обоих - улыбки до ушей. И однажды вдруг Ника произнесла свое самое трудное слово - «люб-лю».
Недавно врачи вынесли новый вердикт: девочка сможет научиться ходить. Да она уже почти ходит! Перебирает ножками на весу, если ее крепко держать за плечики. Осталось совсем чуть-чуть. Валентина Ивановна готовится к очередному курсу лечения. Сумма велика даже для всех их друзей вместе. Но все они твердо решили: Ника будет ходить. Если что - они поддержат.
Для тех, кто хочет помочь Нике: оставить свои координаты или связаться с помощниками Валентины Ивановны можно через форум питерского сайта [http://www.forum.littleone.ru/ http://www.forum.littleone.ru/]. Тема: «Особые дети – могут».
Ирина Тумакова
Комментарии читателей Оставить комментарий
Пожалуйста пошлите мне телефон бабушки Ники на мой сайт по адресу sapollack@cox.net на предмет помощи ее внучкею