Мирный договор с Японией снова в повестке дня

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сегодня начнет со своим коллегой Хирофуми Нкасонэ в Токио переговоры, главной темой которых будет заключение мирного договора между Россией и Японией.
Как передает РИА «Новости» в среду, 5 ноября, об этом ранее сообщил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
По его словам, в повестку дня также включены такие вопросы, как развитие всестороннего сотрудничества, ситуация в мире, конфликт вокруг Южной Осетии и Абхазии, продвижение сотрудничества в атомной энергетике, космосе, упрощение визовых процедур, взаимная правовая помощь по уголовным делам.
Но, несомненно, основной темой переговоров будет пресловутый территориальный вопрос, из–за которого между Россией и Японией по сей день не подписан мирный договор. Пока территориальные разногласия между двумя странами сохраняются, Москва и Токио договорились добиваться «поступательного развития связей между двумя странами по всем направлениям, всестороннего углубления доверия и взаимопонимания между россиянами и японцами, улучшения имиджа Японии и России, соответственно, в японском и российском обществах», – отметил представитель российского внешнеполитического ведомства.
Конечно, переговоры покажут, смогут ли Москва и Токио придти к согласию по территориальному вопросу, однако необходимо отметить, что как российская, так и японская позиция отличаются определенной бескомпромиссностью по данной проблеме.
Напомним, что Курильские острова известны русским землепроходцам еще с XVII века, и японская дипломатия прекрасно понимает, что никаких серьезных оснований для того, чтобы претендовать на Курилы, у Японии не существует. Однако в Стране восходящего солнца претензии к России давно стали непременным атрибутом политических игр. Между тем международное право принимает в расчет не фантазии политиков, а исторические факты и реально существующие юридические документы, в частности, межгосударственные договоры. Какова же историческая и юридическая сторона вопроса? Основой японской кампании по «возвращению» островов служат Симодский торговый договор 1855 года и Санкт-Петеpбуpгский договор 1875 года, по которому Россия передала Курилы Японии. Но ссылки на соглашения XIX века не имеют никакой юридической силы, поскольку, согласно международному праву, войны между странами отменяют ранее заключенные между ними договоры. А, как известно, Россия и Япония уже в XX веке воевали дважды. Кроме того, Япония отказалась от Курильских островов по Сан-Францисскому договору 1951 года. СССР не подписал данный договор, поэтому в тексте соглашения не сказано, что Курильские острова переходят к Советскому Союзу. Именно это обстоятельство является юридической зацепкой, которую сейчас пытаются использовать японские официальные лица для того, чтобы хоть как-то подкрепить свои претензии на российские земли.
Логика советской дипломатии была следующей. По Ялтинскому соглашению 1945 года между главами государств антигитлеровской коалиции СССР должен был вступить в войну с Японией только при условии, что Курилы перейдут Советскому Союзу. То есть Советскому Союзу не было необходимости заключать какое-то дополнительное соглашение: ведь СССР по итогам войны получил Курилы во исполнение Ялтинских соглашений. Позже, в 1956 году, СССР и Японией была принята совместная декларация, в соответствии с которой Советский Союз продемонстрировал готовность передать японской стороне 2 острова – Сикотан (Шикотан) и Хабомаи, но только при условии заключения мирного договора. Однако мирный договор не был заключен, поэтому все острова Курильской гряды на законных основаниях принадлежат России как правопреемнице СССР.
Именно решение территориальной проблемы, связанной с требованием Токио вернуть четыре острова Южных Курил, Япония ставит в зависимость с подписанием договора.
Комментарии читателей Оставить комментарий