Москва прощается с турникетами

Со следующего года турникеты в наземном транспорте уберут. Об этом сообщил порталу [http://marker.ru/ «Маркер.ру»] руководитель столичного департамента транспорта и связи Василий Кичеджи. Пассажиры смогут вздохнуть с облегчением: посадка в транспорт станет почти мгновенной. Но те их них, которым важно занять сидячее место, придут в уныние: опять придется штурмовать двери автобусов, троллейбусов и трамваев. Ведь с уходом турникетов стройные очереди на остановках снова распадутся на неорганизованные кучки людей. Зато громоздкий общественный транспорт станет меньше задерживаться на остановках, и это, по замыслу чиновников, положительно скажется на дорожных пробках: их должно стать меньше.
Когда в 2002 году начали вводить автоматическую систему контроля проезда пассажиров (АСКП), очереди у передних дверей транспорта выглядели странно. Вернее, не сами очереди, а их медлительность. Казалось, что если такое будет повторяться на каждой остановке, то поездка растянется до бесконечности. Но вот система заработала повсеместно, и стало ясно, что время хоть и удлинилось, но не кардинально, терпеть можно. Зато кардинально увеличились зарплаты водителей автобусов, о которых, ничего не скрывая, транспортники стали объявлять по внутреннему радио, зазывая пополнение в свои ряды – 50 000 руб. с лишним. Видимо, это стало возможно именно из-за увеличившихся, благодаря АСКП, сборов с пассажиров. Ну, и за счет роста тарифов, конечно.
Поначалу казалось, что не станет наш народ заходить через переднюю дверь, где стоят «рога» и валидатор, а будет продолжать сигать через среднюю и заднюю. Но водители зорко следили за этим и по радио же предлагали нарушителям выйти обратно на улицу и зайти как полагается, а то транспорт дальше не поедет. Остальные пассажиры косились на нарушителей с осуждением. И случилось чудо: все теперь заходят через передние двери, кроме разве что самых отсталых и несознательных, коих остались считаные единицы. Юркая молодежь, правда, иногда просачивается под турникетом.
Бывают, правда, и казусы – когда на билете есть еще одна или несколько поездок, а валидатор его по непонятным причинам не принимает, пишет: «Плохой билет». Тогда честному пассажиру приходится с кряхтением пролезать под турникетом. Места там мало, и процедура получается несколько унизительной. Это – издержки системы, и власти, к сожалению, ничего не предусмотрели для таких случаев: временно отключить «рога», чтобы пропустить пассажира, водитель не может (или не хочет).
И вот теперь эту систему, которая обошлась городу в 40 млн заемных долларов, убирают. Очереди на остановках потеряют цивилизованный вид и превратятся в дремучую толпу, отталкивающую при посадке стариков и детей. Станет ли от этого меньше пробок? Совсем не обязательно. Роль общественного транспорта в создании пробок невелика (кроме троллейбусов со слетевшими рогами). Главные причины пробок – ДТП, захламленность абсолютно всех обочин брошенными автомобилями, когда из двух полос остается только одна, и торговые центры без парковок. В последнем виноваты исключительно столичные власти, дававшие разрешение на их строительство где попало (надо думать, небескорыстно). Центры эти, кстати, сильно мешают и пешеходам: машины с их парковок (где они есть) то и дело пересекают тротуары, притворяясь, что у них есть приоритет. Но неудобные торговые центры убрать теперь уже нельзя, а турникеты в транспорте – можно. Получается такая имитация действия: вроде бы борьба с пробками и ведется, а если она ничего не даст – значит, надо думать дальше.
Однако как же быть с затраченными на турникеты деньгами? $40 млн в городском бюджете, учитывая его дефицит, далеко не лишние. Как теперь их вернуть? Продать турникеты в более благополучные в смысле пробок города? Вряд ли это принесет много денег: б/у товар дорого не стоит. И как пассажиры наземного транспорта станут оплачивать свой проезд? Об этом тоже ничего не говорится. Вряд ли вернутся приснопамятные отрывные билетики и компостеры: это – уже позавчерашний день. Скорее всего, останутся валидаторы, развешанные по салону, но не в таком количестве, как древние компостеры (стоят они существенно дороже). Их недостаточное количество создаст пассажирам дополнительные неудобства: ведь надо и место занять, и билет отметить, хоть ты разорвись. Нетрудно догадаться, что предпочтет нормальный средний пассажир: сначала сесть, а оплачивать проезд – потом, если получится.
Если же учесть, что в «беспризорные» валидаторы «шутники» непременно начнут совать всякую дрянь, от которой те станут выходить из строя, то с отмечанием билетов возникнут большие проблемы, которые непонятно, как разрешить. А для контроля транспортникам придется набрать в свой штат побольше контролеров, т. е. создать новые рабочие места, что и будет единственным бесспорным плюсом этой затеи.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Заботу о нас чиновники хотят переложить на нас самих-но от пробок это не спасет-опять хотят все заболтать с помощью недовольных ЗАЙЦЕВ!
Петр, ты не прав поминая метро всуе. Во-первых в метро турникетов несколько, во-вторых поток пассажиров через турникеты равномерен. Представь, что было бы, если бы турникеты работалитолько тогда когда поезд у платформы? Представил? А если турникет один? А ведь давка у турникетов в метро и так бывет. Прокси карты в наземном транспорте ничего не изменят.
При наличии талонов и компостеров или кондукторов ситуация другая - сначала люди быстросадатся, транспорт трогается, а оплата происходит в процессе езды. Раньше под этот процесс было и правило, что пассажир обязан оплатить ДО СЛЕДУЮЩЕЙ остановки.
А еще при наличии турникетов ходят контролеры. Зачем? Если при Советской Власти их работа поднимала процент оплаты с 50 до 75 - это существено, да и основныезатраты тогда дотировались государством, а контролеры работали сдельно,от суммы штрафа.
А сейчас оплачивается вряд ли менее 95% поездок, тех дополнительных грошей, что приносят конролеры вряд ли хватает на их зарплату. Итак мы платим за проезд,в том числе и за то, что нас проверяют.
В Московской области работают кондуктора, проверяют проездные и продают билеты с помощью электронных устройств, все эт происходит быстро и максимадьно эфективно. Лучше уж платить з/п им, чем халявщикам-контролерам.
23.11.2010 17:35 Александр
Дурацкая затея...Два года пользуюсь трамваем и если нет сбоев в движении вагонов то очереди небольшие.
****
Не могу судить с точки зрения пассажира трамвая, так как общественным траспортом последний раз пользовался ещё при талончиках и компостерах, но зато ежедневно проезжаю по Щербаковской улице, где ходят трамваи. Так вот, эти "небольшие очереди" вынуждают стоять автотранспорт у остановок раз в пять дольше, чем в те времена, когда вход в трамвай был через все двери. В итоге приходится передвигаться на авто со скоростью трамвая и со всеми его остановками.
И ещё кто-то здесь верно заметил, что безрельсовый транспорт по причине долгой посадки пассажиров выстраивается в очередь на проезжей части, чем так же затрудняет движение остального автортраспорта.
Хорошая (теоритически) идея высказана по поводу бесплатного проезда за счёт бюджетных (налоговых) средств. Но как это осуществить на практике? Может быть включить в цену товаров целевой "пассажирский сбор"
Всем успокоится и продолжать восхищаться новым мэром. Вчера пресс-секретарь ДТиС заявила, что В.Н.Кичеджи не так поняли.Валидаторы и турникеты остаются.