Москвичей заставляют преклоняться перед чудовищем

Творчество грузинского скульптора Зураба Церетели всегда вызывало неоднозначную реакцию российской общественности. 96-метровый Петр I, стоящий на корме плывущего против (!) течения корабля посредине Москвы-реки; памятник жертвам международного терроризма в Нью-Йорке, который, по меткому выражению одной из жертв атаки 9.11, больше напоминает «шрам или женские половые органы», и многие другие архитектурные опусы московского грузина - все это уже не раз становилось объектом критики со стороны как специалистов, так и рядовых обывателей.
Есть еще одна достаточно спорная работа упомянутого «мастера», которая привлекла внимание российских патриотических организаций. Речь идет об обращении общероссийского движения «Народный Собор» к руководству страны и города с просьбой рассмотреть вопрос о приведении в надлежащий вид Обелиска Победы работы скульптора Зураба Церетели, установленного на Поклонной горе в Москве. Озабоченность авторов этого обращения понять нетрудно. Этот памятник (представляющий собой канонический образ Георгия Победоносца, поражающего копьем змея) является одной из составных частей мемориального комплекса Победы в Великой Отечественной Войне.
То есть очевидные идейные и художественные «ляпы» господина Церетели еще больше бросаются в глаза на фоне того важного символического значения, которое имеет этот монумент. Наверное, даже не стоит говорить о том, что с легкой руки «грузинского Родена» змей оказался разрублен копьем (!) с аккуратностью, с которой грузины обычно режут шашлычное мясо. Впрочем, гораздо больше вопросов вызывает пространственное решение в размещении отдельных элементов композиции. Речь идет о центральной части этой композиции — скульптурном изображении святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, голова которого отрублена. Дело в том, что отрубленная голова пресмыкающегося гада, символизирующего побежденное зло, находится отдельно от остальной скульптурной композиции, будучи вмонтированной в мраморную стену.
Именно перед этой стеной, являющейся подножием памятника, поднимающиеся к нему по ступеням люди возлагают венки и цветы. Но, поднявшись, желающие почтить память павших героев с этой точки, в отличие от находящихся внизу, уже не видят всей композиции в целом. Перед взором предстает лишь доминирующая выступающая из стены нависающая голова поверженного демонического существа, перед которой и склоняют головы, возлагая под ней венки и цветы. Нередко в пасть этой отрубленной голове молодые люди опрометчиво вставляют букеты с цветами. В результате возникает странная и двусмысленная ситуация, когда желающие почтить памятник павших защитников Отечества возлагают цветы к той части скульптуры, которая символизирует поверженного врага (то есть немецкий фашизм).
Комментарии читателей Оставить комментарий