Народ недоволен не политиками, а всей системой власти

13 марта прошли очередные региональные выборы. «Единая Россия» торжествует победу. Действительно, единороссы получат 375 депутатских мандатов из 547. Их конкуренты из КПРФ ограничились 70 мандатами, «Справедливая Россия» – 48, ЛДПР – 33, а «Патриоты России» – 9. Казалось бы, большой успех партии власти!
Однако если посмотреть на реальные результаты, у «Единой России» нет никакого повода торжествовать. В 7 регионах из 12, в которых проводилось голосование, единороссам не удалось преодолеть важный психологический барьер в 50% голосов избирателей. В некоторых регионах сумма голосов, поданных за оппозиционные партии – КПРФ, «Справедливую Россию» и ЛДПР, – превышала результат «Единой России». Например, в Кировской области «ЕР» получила 36,7% голосов, КПРФ – 22,35%, «Справедливая Россия» – 21,06%, ЛДПР – 17,14%. Получается, три оппозиционные партии вместе набрали 60,55% голосов избирателей. Аналогичная ситуация – и в Нижегородской области. При 42,98% голосов у «ЕР» КПРФ получила 28,79%, ЛДПР – 12,81%, «Справедливая Россия» – 12,74%. Таким образом, оппозиционеры получили 54,34% голосов.
Почему же такой успех у «Единой России»? Почему так много мандатов? Потому что единороссы «добрали» потерянные депутатские места по одномандатным округам. Напоминаю, что в большинстве регионов выборы проводятся по т. н. смешанной системе. Примерно половина депутатов избирается по спискам. Именно на распределение этой половины мест и влияет голосование избирателей за партии: свою долю в региональных парламентах получает каждый партийный список, преодолевший избирательный барьер. Остальные места занимают депутаты-одномандатники, которые избираются по старой доброй мажоритарной системе. Это значит, что кандидат, набравший голосов больше, чем пришедший к финишу вторым, становится народным избранником вне зависимости от того, сколько голосов им реально получено. По такой системе главное – быть первым. Депутатом можно стать, заручившись поддержкой 30 или даже 20% избирателей: главное – чтобы противники получили еще меньше.
Например, в той же Кировской области Законодательное собрание состоит из 54 депутатов. 27 избирались по спискам, и «Единая Россия» получила лишь 10 мандатов. Остальные 17 распределились между КПРФ (6), «Справедливой Россией» (6) и ЛДПР (5). Казалось бы, чистая победа оппозиции: 17 депутатов против 10. Но «Единая Россия» добилась избрания 17 своих кандидатов по одномандатным округам, КПРФ и «справедливороссы» провели только по 4, также депутатом стал один самовыдвиженец. В результате партии власти удалось сравнять счет, она получила ровно половину депутатских мест (27), КПРФ и «Справедливая Россия» – по 10, ЛДПР – 5. В итоге партии власти удалось добиться успеха, хоть и с большим трудом.
Аналогичная ситуация – и в других регионах. Например, в Курской области «ЕР» получила по спискам 12 мандатов (44,7% голосов), но по мажоритарным округам – 21 из имевшихся 22. Итог: 33 депутата из 45 в Законодательном собрании, 73,3% депутатских мест! Оглушительная победа! То же самое было и в Нижегородской области. По списку получено 11 мандатов, по мажоритарным округам – 19 (из имевшихся 25). Итого – 30 мест из 50 в Законодательном собрании, 60% от общего числа мандатов.
Иными словами, не будь одномандатных округов, «Единой России» пришлось бы совсем туго на выборах. Если бы выборы проводились только по спискам, и результатом их была бы смена региональных правительств, то во многих регионах к власти пришла бы оппозиция, либо же «Единой России» пришлось бы искать союзников среди прошедших в региональные парламенты партий, поскольку она не смогла бы единолично контролировать депутатское большинство.
Подобная модель действует, например, в Германии, где политические партии, если они не набирают большинство голосов на выборах по пропорциональной системе, вынуждены добиваться поддержки малых партий. Например, много десятилетий правивший Баварией «Христианско-социальный союз» (ХСС) вынужден в настоящее время делить власть с либеральным СвДП, поскольку утратил абсолютное большинство в местном парламенте.
В России, увы, подобное невозможно. Губернаторы предлагаются партией, которая получила наибольшее число мандатов в местном парламенте, а затем президент из предложенных партией (почти всегда – «Единой Россией») кандидатур выдвигает одну, которая и утверждается местным парламентом. Эта процедура напоминает избрание первых секретарей обкомов в СССР и имеет мало общего с демократией. Поэтому если Кремль и сделает по итогам выборов оргвыводы, это будет его добрая воля, а не результат народного волеизъявления.
Интересны, однако, те процессы, которые происходят в общественном мнении в связи с выборами. Наблюдатели отмечают, что за последний год гражданское общество резко активизировалось. Раньше люди полагали, что выборы, равно как и общественная активность в целом, являются уделом идиотов. На человека, рискнувшего выйти на митинг, смотрели как на дурака или, в лучшем случае, на отщепенца. Оппозиция считала большой удачей, если ей удавалось вывести на митинг в Москве пару-тройку тысяч человек, и это притом, что в начале 90-х демократы собирали в столице стотысячные манифестации. Люди стоически претерпевали мучения, источником которых была власть, не пытаясь изменить свою судьбу и считая тех, кто выступает за перемены, опасными сумасшедшими.
Однако с конца прошлого года стоицизм начал меняться на скептицизм. Власть стала восприниматься как зло, резко увеличилось количество карикатур на чиновников, в Интернете пошел вал издевательств над бюрократией и коррупцией, нашедший зримое воплощение в деятельности Алексея Навального.
«Народному терпению приходит конец». Это – расхожий слоган прошлых лет, никогда не оправдывавший себя. Произносившие его всегда считались занудами или несостоятельными партийными агитаторами. Дескать, власть испугается, что терпение народное лопнуло, и бросит народу жирную (или какую получится) кость.
Но, похоже, мы живем в эпоху, когда терпение и впрямь начинает иссякать. Народ недоволен не отдельными политиками, а всей системой власти. Сама власть становится объектом насмешек и анекдотов, не всегда справедливых. Но сам факт этих насмешек свидетельствует, что легитимность власти, признание обществом ее права на господство действительно резко снижается.
Вспомним поздний Советский Союз. Одним из признаков приближающегося краха режима было появление великого множества анекдотов про престарелого Брежнева и советскую власть. Люди, не будучи способны сменить власть с помощью выборов, изливали свой гнев в насмешках по адресу дряхлого правителя. Нечто подобное происходит и сегодня. Разница только в том, что место Брежнева заняла совсем еще не старая партия «Единая Россия». Именно против нее направлены сейчас основные шуточки. «Партия жуликов и воров», «Едим Россию»... Все слышали эти слоганы.
В эпоху ранней перестройки Горбачев, чтобы отвести беду от системы в целом, пытался обвинить во всем некие загадочные «бюрократию» и «номенклатуру». Похоже, «Единая Россия» заняла в нынешнем обществе именно «номенклатурную» нишу. Постепенно градус недовольства повышается. Всего полтора года назад основной мишенью для общественной критики было МВД. Тотальное недоверие ведомству захлестнуло общество. При этом оно было не опасно для власти, поскольку МВД – всего лишь ее часть, хоть и очень важная.
Сегодня недовольство поднялось выше и дошло до самой партии власти. Но оно пока еще не затрагивает высшее руководство – тандем и правительство в целом. Впрочем, если ситуация не изменится, скорее всего, речь пойдет и об авторитете первых лиц, которые наслаждаются относительной популярностью и доверием общества, пока разгневанные люди рвут на тряпочки престиж партии власти.
Думаю, однако, что такими темпами дойдет и до обнаружения в самом Кремле новых «лигачевых», т. е. противников перемен и борьбы с коррупцией. Пока таковых не видно, но процесс изменения общественного сознания идет с небывалой скоростью.
Иначе говоря, относительный неуспех «Единой России» на региональных выборах – лишь симптом общей неудовлетворенности общества деятельностью партии власти. Несмотря на поддержку со стороны губернаторов и административный ресурс, «Единой России» не удалось продемонстрировать, что она пользуется реальным доверием со стороны избирателей: ведь она утратила бы большинство в ряде региональных парламентов, не будь опоры на «святой костыль» – одномандатников.
Иначе говоря, впереди партию власти ждут тяжелые времена. Она еще может по инерции выиграть думские и президентские выборы (кто бы ни был на них кандидатом), но дальше вступят в силу непреложные законы истории. Те самые, которые привели недавно к революциям в Тунисе и Египте.
Комментарии читателей Оставить комментарий
И долго МЫ эту сабаку должны терпеть???Я простой работающий Челове.Но при доходе в 15 "рублей"_это не жизнь!!!И Я первый пойду по этому пути дайте только оружие или Я возму Вилы!!!!
Высказывания на сайте в основном критика власти и положения дел в нашей стране. Оценка отрицательная.Но сама - то элита читает о чем говорит народ? Хрен положила она на нас!
Власть просто не знает, как управлять страной, не умеет! Страдают простые люди.
Едроссы пачками вбрасывали бюллетени, о чем есть много фактов в интернете, Это подтверждается итогами выборов, ну не может такого быть, что бы в Дагестане на одном участке побеждала КПРФ, а на другом, где в комиссию не вошли КПРФ, у КПРФ ровно ноль!
единая коррупционная банда победила там, где у власти бандиты, как у Нас в Пятигорске. Они силком заставляли за них голосовать.