Назарбаеву на Родине светит пожизненное

Как стало известно, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, у которого уже есть три взрослые дочери, на 70-м году жизни снова готовится стать отцом. Причем на этот раз Нурсултан Абишевич готовится усыновить… целую нацию. Особую пикантность этой ситуации придает то, что формально инициатива по проведению данной беспрецедентной процедуры исходит от самой усыновляемой, поскольку предложение присвоить главе республики Нурсултану Назарбаеву пожизненный статус лидера нации, освобождающий его от уголовной и административной ответственности за правонарушения, принадлежит казахстанским народным избранникам из нижней палаты парламента Казахстана (Мажилиса), которые, собственно говоря, и представляют нацию на политическом уровне.
Справка KM.RU:
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев родился 6 июля 1940 г. в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области (Казахстан) в семье крестьянина. Трудовой путь он начал в 1960 г. рабочим стройуправления треста «Казметаллургстрой» в городе Темиртау Карагандинской области. В 1969 г. получил предложение возглавить отдел промышленности горкома КПСС в Темиртау, вскоре стал первым секретарем горкома ВЛКСМ. В 1971 г. стал вторым секретарем горкома партии, а в 1973 г. – секретарем парткома Карагандинского металлургического комбината. В 1976 г. окончил заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС. В 1977-1984 гг. работал секретарем, вторым секретарем Карагандинского обкома КПСС. В 1979-1984 гг. – секретарь ЦК Компартии Казахстана. В 1984-1989 гг. – председатель Совета министров Казахской ССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 10-го и 11-го созывов, в 1989 г. – народным депутатом СССР. В 1989-1991 гг. был первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, параллельно в феврале-апреле 1990 г. занимал пост председателя Верховного Совета Казахской ССР. В 1990-1991 гг. – член Политбюро ЦК КПСС. В апреле 1990 г. на сессии Верховного Совета избран президентом Казахской ССР. 1 декабря 1991 г. на всенародных выборах избран первым президентом Республики Казахстан (за него проголосовали 98,6% избирателей). В апреле 1995 г. президентские полномочия Назарбаева были продлены до 2000 г. в ходе всенародного референдума. 10 января 1999 г. на досрочных президентских выборах он был вновь избран президентом Республики Казахстан (до 3 декабря 2006 г.). 4 декабря 2005 г. на президентских выборах вновь избран президентом Республики Казахстан. Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Казахстана (с 1993 г.). Доктор экономических наук.
Как сообщает РИА «Новости», депутат Мажилиса Амзибек Жолшибеков, выступая на пленарном заседании в среду, заявил следующее: «Вопрос о лидере нации обсуждается в нашем обществе давно. Полагаем, сегодняшние реалии требуют пересмотра норм конституционного закона в части определения политико-правового статуса главы государства и приведения конституционного статуса первого президента в соответствии с его общепризнанным статусом лидера нации». Затем группа депутатов предложила внести соответствующие законодательные поправки в законы о выборах, о президенте республики, в Уголовный кодекс, а также в законы о службе охраны президента, о государственных наградах, о государственной премии мира и прогресса, об Ассамблее народа Казахстана.
Как и следовало ожидать, все изменения были приняты нижней палатой парламента в работу. Планируется, что заключения по ним будут подготовлены до 25 июня. Такая срочность не случайна, поскольку уже 6 июля будущий «лидер нации» отметит свой 70-летний юбилей. Складывается такое впечатление, что народные избранники спешат по случаю преподнести имениннику этот шикарный подарок. Причем сама нация, от имени которой оформлено это щедрое подношение, не получит удовольствия сделать это лично, в ходе всенародного референдума (в 1995 г. президентские полномочия Назарбаева, например, продлевались в ходе всенародного референдума). Таким образом, казахстанские элиты на этот раз предлагают Нурсултану Абишевичу поверить на слово в искренность общенародного порыва отлить своего лидера в бронзе, превратив его в некий казахстанский аналог Туркменбаши.
Предполагается, что процесс приобщения действующего главы государства и членов его семьи к касте неприкасаемых начнется с обеспечения гарантий по непривлечению их к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента, а после их прекращения – связанные с осуществлением своего статуса первого президента РК – лидера нации. Кроме того, как сообщает РИА «Новости», депутаты предложили распространить гарантии неприкосновенности имущества первого президента и на совместно проживающих с ним членов его семьи. «Таким образом, присвоение статуса лидера нации первому президенту РК позволит обеспечить гарантию незыблемости особого казахстанского пути развития», – считает Амзибек Жолшибеков.
Наконец, поправки предусматривают необходимость согласования с Назарбаевым разрабатываемых инициатив по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. Содержание эксклюзивных привилегий, которые планируется закрепить за Назарбаевым, оставляет легкое ощущение китайского дежавю. В свое время подобными полномочиями и гарантиями был наделен «великий кормчий» Дэн Сяопин, что, по мнению ряда экспертов, положительно сказалось на преемственности политического курса и поступательном развитии модернизационного импульса, которые тот придал экономической и социальной системе Китая.
В то же время складывается впечатление, что Назарбаева не столько прельщают лавры китайского коллеги, сколько смущают перспективы оказаться в положении коллеги киргизского. Хронологическое совпадение очередного всплеска революционно-анархических настроений в соседнем Кыргызстане и появления этой инициативы более чем красноречиво, хотя ее авторы всячески отрицают какую-либо связь. По словам депутата Мажилиса Амзибека Жолшибекова, упомянутые поправки не были вызваны киргизскими событиями. «Абсолютно нет. Никто не подсказывал», – мгновенно отреагировал он на вопрос журналистов и добавил, что идея сделать Нурсултана Назарбаева «лидером нации» была впервые озвучена еще в прошлом году.
'''Мотивацию готовящегося в Казахстане решения в интервью KM.RU прокомментировал руководитель Отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин:'''
– На самом деле речь идет о типичных особенностях постсоветского среднеазиатского политикума. Хотя, если сравнивать политические системы всех пяти государств региона, то до последнего времени Казахстан производил впечатление более модернизированного и европеизированного государства. Так было и в советское время, когда говорили отдельно о Средней Азии и отдельно о Казахстане. Так, собственно говоря, происходит и сейчас, когда чаще употребляется термин «Центральная Азия», но Казахстан всегда выделяется, особенно за счет своей в большей мере либеральной экономики и более-менее демократического строя (по сравнению с южными соседями). В последнем отношении Казахстан проигрывал, пожалуй, только Киргизии.
Но все изменяется. Проходит время, и лидер стареет. В этом году Назарбаеву уже стукнет 70. Так что инициативу казахстанских парламентариев можно расценивать именно как подарок стареющему руководителю от верноподданных чиновников. Дело в том, что в Казахстане (это мнение складывается из моего личного общения с политиками из этой страны в приватной обстановке) все более популярным становится сравнение ситуации в стране с позднесоветским периодом. А политическую систему многие оппозиционеры уже в открытую называют «застоем» и проводят параллели с брежневской эпохой. Правда, до последнего времени Назарбаев старался не скатываться на туркменский путь развития.
События, которые происходят в соседней Киргизии, не могут не настораживать. Эта республика многими в Казахстане воспринимается в качестве младшего брата, неразумного и во многом экономически зависимого. И тут вдруг в течение пяти лет тут происходят такие эксцессы. Казахстанский истеблишмент использует это как повод, чтобы провозгласить опасность излишней либерализации политической системы в стране. Действительно, последний переворот в Киргизии (который почему-то ошибочно именуют «революцией») оказался еще более кровавым, чем предыдущий, когда в ходе погромов погибли 5 или 6 человек. Проблема в том, что власть в этой стране действительно слаба, причем любая – авторитарная бакиевская (акаевская) или нынешняя, которая находится в совершенно разобранном состоянии. И народ привык к тому, что власть можно менять по своему усмотрению.
В Казахстане такого, конечно, нет. При этом в республике с преувеличенным, на мой взгляд, вниманием рассматривают возможность повторения киргизского сценария. Естественно, что при Назарбаеве такую ситуацию представить себе достаточно трудно. Но, повторюсь, в 70 лет удерживать власть становится все труднее. Что бы ни говорили о Казахстане и его либерализованной экономике, в смысле устойчивости политической системы он недалеко ушел от Киргизии: та же вертикаль власти, те же кланы и финансово-промышленные группы… Правда, последние обладают несоизмеримо большими ресурсами, чем киргизские. Не говоря уже о том, что общество здесь также расколото по этническим, социальным и региональным границам.
В то же время данный закон не станет выходом из сложившейся ситуации (в смысле закрепления существующего статус-кво в попытке избежать дестабилизации). Это – скорее имитация, которая призвана убедить общество, что «старый вожак» держит все под контролем. Плюс появляется возможность сделать подарок Назарбаеву. Лизоблюдство здесь с каждым годом приближается к туркменским масштабам. Год назад этот закон замяли, потому что посчитали его слишком вызывающим, но на фоне киргизских событий эта идея, видимо, будет реанимирована. Кстати говоря, в Казахстане уже давно поговаривают о том, что надо переименовать Астану в Нурсултан. И таких верноподданнических инициатив всегда хватало.
В Казахстане сейчас модно пережевывать модель Дэн Сяопина или Кемаля Ататюрка. Но, на мой взгляд, Нурсултан Назарбаев все равно не сможет отойти от управления страной, и повторение китайского варианта здесь невозможно. Потому что как только президент перестанет контролировать все основные процессы в политической и экономической сферах, его сразу же «съедят». Удалят на какую-нибудь «Дальнюю дачу», как Никиту Сергеевича Хрущева. В Казахстане ситуация такова, что «победитель получает все». Так что и Каримов, и Назарбаев, сколько бы лет им ни было, будут держаться за свое место до последнего.
Комментарии читателей Оставить комментарий
все нахапаться не может тебе не мавзалей надо ставить а решетку пожизненную
06.05.2010 13:20 ceburec: "Лидер нации?Ничего не напоминает?"
Да, да. Великий вождь и учитель всех времён и народов, верный ленинец, пахан наш незабвенный.
законодательно - закрепить, безответственность.
но ответить придётся перед -
историей, народом, и богом.
"нурлыпринцип" - НЕПРОКАТИТ
Я из Беларуси. Замечательный пример для нашего Батьки! Нужно и нам от имени всей нации нашего ужасно любимого и ужасно дорого папаню просить стать лидером нации. Думаете, откажется? Сильно сомневаюсь!!!
Вот он бессовестный обман народов, когда под флагом демократизации советского общества все эти "лидеры" захватывали власть в республиках. "Ми твёрдо стаим на демократических пазициях" как попугаи гнусавили они тогда. Оказавшись без конроля из Москвы всей шайкой, не стесняясь ни своих сограждан ни всего мира, тут же превратились в средневековых султанов. Какая мерзость!