Не бейте учителя: он преподает, как умеет

09:00 23.01.2011 , Игорь Зайцев
Учителя России
Учителя России

Справка km.ru

Социологи, занимаясь проблемой наказания детей в школах, все чаще отмечают факты встречного

Подробнее

Обоюдное насилие в российских школах стало теперь привычным для россиян явлением

В Новосибирске идет громкий судебный процесс. Судят некоего Дениса Вожегова, который явился в школу, где учится его падчерица-второклассница, и в присутствии детей ударил по лицу учительницу: «Я пришел узнать, до каких пор ты будешь ставить моему ребенку двойки». Город возмущен: к тому, что ученики то и дело проявляют агрессию по отношению к своим наставникам, кажется, уже начали привыкать, но вот их родители до рукоприкладства еще не опускались.

Правда, чуть раньше, в сентябре прошлого года, такая же мерзкая история произошла в городе на Неве. Там бывший милиционер (!) Андрей Петров избил преподавательницу младших классов. Распаленное воображение рисовало ему картины издевательств над его приемным ребенком.

Школьные учителя, активно обсуждающие оба, как сейчас принято говорить, резонансных дела, задаются одним и тем же риторическим вопросом: почему нельзя было просто поговорить? Прийти после уроков, обсудить проблемы своего чада. А вот так, с наскока, расправиться с молодой и хрупкой учительницей – все равно что поднять руку на родную мать.

Что тут скажешь? Правы учителя. А мне, не присутствовавшему на судебных процессах, интересно, какую линию защиты избрали адвокаты подонков. Может быть, предвидя эти аргументы, пеняли школам за то, что преподаватели сами зачастую не слишком ласковы с детьми? Ведь родители, чьи дети учатся в обычных средних школах, могут, положив руку на букварь, засвидетельствовать в суде, что досадные конфликты случаются. Но что на самом деле бóльшая дикость? Когда пацан-третьеклассник расчетливо бьет кулаком в живот беременной учительницы, или когда директор прилюдно обзывает юного гражданина великой страны словами, за которые в определенной среде могут искалечить? Нет весов, чтобы измерить тяжесть этих гнусных поступков. А есть ли им хоть какое-то оправдание?

То, что учителям изменяет выдержка, неудивительно. Вспомните свои школьные годы чудесные и, если вы давно не заглядывали в класс, сравните с тем, что показывали в телесериале «Школа». Ученики на уроке заняты чем угодно, только не основным делом. Растолковывать им теорему Пифагора – метать бисер перед свиньями.

Увиденное по телевизору не так далеко от реальной обстановки в школьных стенах. Причем чем старше ученики, тем труднее сконцентрировать их внимание на предмете. Кто всерьез готовится к поступлению в вуз, тот и к учебе относится серьезно. Остальные преподавателей занимают постольку, поскольку существуют показатели успеваемости да ЕГЭ. Спорить и конфликтовать со старшеклассниками себе дороже.

С учениками младших и средних классов сложнее. А если возраст вступает в стадию переходного, почти каждый индивидуум взрывоопасен. Школьники тяжело переживают «неправды жизни». Несправедливость, ложь со стороны взрослых вызывает протесты, даже агрессию. Недавние события на Манежной площади хотя и получили устоявшееся толкование, все-таки спровоцированы не столько «националистической закулисой», сколько вероломным поступком следователя, отпустившего на свободу очевидных преступников. Стоит ли удивляться тому, что вековые русские вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» все чаще уступают первенство недоуменному «Как же так?!»? Ответ на него юноши и девушки ищут сами – в силу своего разумения. А школа – не очень подходящий дискуссионный клуб, когда жизнь ставит неудобные вопросы. В этом непростом контексте из года в год повышается и градус взаимного общения школьников и тех, кто сеет в их головах «разумное, доброе, вечное». Сорваться легко.

Происшествия в школьных стенах, когда преподаватели попадают под горячую руку своих учеников, не получают такую всероссийскую огласку, как те, где участвовали два озверевших отчима. Видимо, приелось. Еще в 2007 году «Новые известия» констатировали: «За последние два года количество нападений учащихся на педагогов выросло по всей стране на 50%». Шокирует и то, что дети и подростки не только в сердцах оскорбляют или ударяют «обидчиков», но все чаще действуют продуманно, вплоть до того, что приносят в класс орудия насилия, рассчитывая «реально замочить». В Красноярске, приводит пример газета, ученица 8-го класса подкараулила после уроков учительницу и нанесла ей несколько ножевых ранений. Женщину увезла скорая помощь. Когда за девочкой приехала милиция, она учила уроки. Милиционеров встретила удивленным вопросом: «А что, разве она не умерла?»

Страшно и то, что среди подростков все больше таких, кто не видит в оскорблении учителя ничего предосудительного. В их глазах это – человек с нижней ступени социальной лестницы, по странным причинам выбравший непрестижное и малооплачиваемое занятие. Это в наше-то время! Значит, лох, лошара, который, выставляя низкие оценки, вымещает злобу от своего постоянного безденежья. Терпеть такое, конечно, западло...

Родители, слыша жалобы своих отпрысков, могли бы сыграть на повышение авторитета преподавателя – хотя бы из чувства благодарности к тем, кто занимается их детьми, пока они (родители) на работе. Но и они не слишком благосклонны к образовательным учреждениям – за бесконечные гласные и негласные поборы, за лукавую систему выставления оценок, которая вынуждает обращаться к учителям за индивидуальными занятиями. Да что там говорить: школы все увереннее встают в один ряд с медицинскими учреждениями, где бесплатными услугами пользоваться непросто, не имея свободных средств…

Дети всё это видят, понимают... а что не поймут, разъяснят папа с мамой, прикидывая внеплановые расходы на турпоездку классного руководителя. Если зародившаяся коррупция безнаказанно пустит метастазы в школьных стенах, авторитет средней школы пошатнется еще больше. Возьмись за него ежовыми рукавицами, ткни – развалится. Но руки, видно, пока не доходят, хотя у правоохранителей кулаки, похоже, уже чешутся.

Сегодня же тычки, как это ни прискорбно, в буквальном смысле достаются учителям. От вчерашних, кстати, выпускников, когда-то весело отмечавших последний звонок.

Или это был первый звоночек?

Источник: KMnews
Комментарии читателей
02.02.2011, 16:05
Гость: Ольга Николаевна

Поработайте бесплатно,и вы заплачете,т.к.возмутиться открыто не дадут.Где наши профсоюзы и юристы,защищающие права учителей,где министры,издающие полезные законопроекты?Родители заказчики услуг в сфере образования.Вам в голову приходит в магазине обхамить продавца произведенного им же товара потому,что тот отказался продать вежливо и себе в убыток,если не даром?А учителей заставили терпеть и давать,давать,давать.Вы проверьте от 30 тетрадей каждый день,затратив не меньше 2 часов,получите близорукость и оплату 13(!)рублей в месяц и не вякайте потому,что настоящий учитель от Бога должен,должен и должен!Кто должен,в таком случае,ему?Дети ни при чем.Да,это так.Но у учителя тоже есть дети.И он работает.Хотя,труд,за который не платят,действительно не труд.О каком качестве речь вообще?Это хобби,скорее.

02.02.2011, 15:41
Гость: Ольга Николаевна

Местные отделы образования давят на учителей и директоров школ.В прямом смысле на совещаниях учат,как брать,сколько,как надавить на неспонсоров,чтоб спонсорам(родителям)не обидно было.Все время на совещаниях красной нитью фраза-не берите деньги в руки,взвалите это дело на родительские комитеты.Если родители жалуются в отдел образования,тот принимает разные меры к директору и классному руководителю.Все в зависимости от того,насколько сильно возмутилась общественность.Отделы образования и,тем более,министры региональные(нововведенная должность,оплачиваемая бюджетом)не защищают школу,не требуют государственной поддержки и финансирования ремонта,установки пожарной сигнализации и т.д.Зато отчитываются о проделанной рядовыми учителями за счет средств родителей-налогоплательщиков работе,как о своей собственной.Учителя-стрелочники.Им крохи перепадают.А министры заявляют,что если в рядовых ходишь,значит дурак и быдло.А вот у них заслуженные должности,свое поработали.Знаете,чем они по весне и осени заняты?Смотрят за тем,убрана ли во время субботников пришкольная территория!Сами наказывают(с помощью главы города)директоров,отказавшихся вывести детей в урочное время на улицу.Опять учителя виноваты.Мусор от субботников велят закапывать или вывозить за счет школы.Вдумайтесь-бюджетная организация на попечении государства и налогов россиян обязана платить штрафы за то,на что есть требования,но нет денег!Случайных людей в учительстве почти не осталось.Как крысы с корабля сбежали на заработки.Требования САНПИНа постоянно меняются.То шторы им подавай,то жалюзи,то раковин мало установили,то туалет не в том месте оказался,то вода(!)из крана на 2 градуса меньше течет.Это деньги,которые не должны нести в школу люди.Они уже выплатили налоги.Верните средства в школу.Народ для нее собирал потому,что учиться их детям надо.А учителям не дают этого делать.Они под приказом ходят.Жалуйтесь в прокуратуру на отделы образования,которые не только попустительствуют системе,но и активно участвуют в ней.Министерства наши новоявленные царьки,которые дорвались до портфелей.Как сохранить теплые места-единственное,что их интересует!

29.01.2011, 21:31
Гость: Мира

владимир, что-то в этом есть! Но я в школе 37 лет и очень люблю учиться

]]>
]]>

xProduct()

]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.