Нобелевская премия девальвировалась

Жил-был когда-то изобретатель динамита – Альфред Нобель. Испытывая вину за то зло, которое его изобретение принесло человечеству, он завещал бóльшую часть своего огромного состояния на вручение ежегодных премий за особые достижения в области науки, литературы и развития общества.
Подтолкнуло Альфреда Нобеля к решению о премиях примечательное событие. Когда умер его старший брат, газеты перепутали его с Альфредом и стали публиковать весьма нелестные отзывы о нем: «миллионер на крови», «торговец взрывчатой смертью», «динамитный король»... Изобретатель решил, что должен как-то загладить свою вину перед обществом. Так появилась известная всем премия, присуждаемая уже 109 лет – с 1901 года. Премия вручается с королевской пышностью, в присутствии коронованных особ Швеции и Норвегии, и считается самой авторитетной и престижной в мире.
Но последнее верно лишь отчасти. Когда премию дают за естественные науки, это, как правило, не вызывает возражений общественности. Премия за литературу уже воспринимается как вкусовщина. Например, когда ее получил Борис Пастернак за роман «Доктор Живаго», многие литераторы и критики говорили, что в иных исторических условиях (СССР, недавно умер Сталин...) автору, учитывая художественные достоинства книги, не видать бы ее, как собственных ушей.
Но самая спорная номинация Нобелевской премии – премия мира. Среди ее номинантов были в свое время академик Сахаров, отчаянно диссиденствовавший против советской власти, президент СССР Михаил Горбачев, по чьему приказы советские войска были с неприличной поспешностью и абсолютно бездумно выведены из ГДР, а также Ясир Арафат, бóльшую часть своей жизни занимавшийся практическим использованием изобретений Нобеля – терроризмом.
И вот теперь премию присудили китайскому правозащитнику Лю Сяобо, находящемуся в заключении. Ясно, что китайские власти из тюрьмы его за премией не отпустят – даже под честное благородное слово диссидента. Следовательно, премию получит кто-то из его родственников. Они же прочтут и написанную им лауреатскую лекцию (обязательная часть церемонии). Т. е. событие приобретает отчетливую вторичность, вроде концерта под фонограмму, и присутствовать на нем не обязательно. Россия и еще 18 стран решили на него своих послов не присылать, что тут же вызвало активное недовольство наших правозащитников.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала отказ российского посла присутствовать на церемонии «позором». «Очевидно, что Лю Сяобо – не убийца и не вор. Он лишен свободы за убеждения. Мы считаем, что Нобелевскую премию таким людям нельзя давать? А кому ее надо давать?»
Ну, кому ее надо давать, Нобелевскому комитету виднее, но уж, конечно, не людям, пытающимся разрушить процветающее, независимое и неагрессивное государство изнутри. Махатма Ганди и деятели такого же типа были бы бесспорными кандидатами на эту премию, а вот Андрей Сахаров и Михаил Горбачев – нет. К тому же отнюдь не любой, кто лишен свободы за убеждения (которые бывают разными), ее достоин. Премия-то, по идее, должна даваться за примирение народов, а не за деструктивные попытки расколоть общество.
«Это демонстрирует отношение России к самой Нобелевской премии мира и проблеме прав человека в мире, – заявил глава общества «Мемориал» Арсений Рогинский. – Наверное, отношения с официальными китайскими властями, которые раздражены тем, что премия вручена китайскому политзаключенному, для нашей страны важнее, чем некий мировой консенсус в сфере прав личности. Одним из способов выражения этого консенсуса является Нобелевская премия мира».
Таки да, Арсений, тут вы правы: отношения с соседней державой нам важнее. Да и на своем опыте мы знаем, что такое эта самая премия. Ничего хорошего для страны, где проживает лауреат, из нее не получается.
Но самый интересный отзыв последовал от Елены Боннэр, вдовы Андрея Сахарова, которая в 1975 году ездила за Нобелевкой вместо своего супруга. Пытаясь в интервью BBC осудить позицию российских властей, она одновременно раскрыла и противоречия самой премии мира: «Тут я вообще должна сказать, что Нобелевская премия мира, ее нравственный авторитет очень изменился за эти годы. Сахарову дали Нобелевскую премию 35 лет тому назад. И отношение к премии было весьма уважительное – я бы сказала, во всем мире. За эти годы отношение резко изменилось. Сейчас выдаются деньги. Покупаются лауреаты... Покупаются. И после того, как премию получили такие «общественные деятели», как Ясир Арафат – террорист № 1, – считайте, что Нобелевский комитет дал поощрительную премию террористу. Всё. Больше ничего за этим нет... Как же ее можно уважать?»
Добавить к этому нечего. Г-жа Боннэр, проживающая ныне в США и «правозащитствующая» оттуда, сама все объяснила. Лауреаты покупаются. Кем – понятно... Забыла только добавить, что момент потери уважения к премии настал гораздо раньше – лет эдак 35 назад.
Комментарии читателей Оставить комментарий
"Это тех, кто против Лукавого Иудушки"
//////////////////////////////////////
Бедные те, кто против. Страшная и ужасная Валери их всех из под земли достанет. Хотя, впрочем, если присмотреться, компашка неплохая, дружная, крепкая, уверенная в себе: правящие круги Запада (первых рядах, как водится США), местные либералы (от Новодворской до Самого), россиянские и западные СМИ, многочисленные проплаченные комментаторы на форумах. В общем, самые большие друзья России и радетели русских интересов. Не без пользы для собственных интересов, разумеется.
Вот ведь Вы какие. Осуждаете за то, что Арафату премию дали, а между прочим, благотворительность ещё никогда не делала состояния. Вот за это ему премию и дали. Хоть и террорист, а зато с премией. А Нобелю уже давным-давно пора войти в свои рамки – он ведь динамитчик.
С одной стороны, странно, что Украина оказалась в этой оси зла, но учитывая их поразительную природную беспринципность, то не так уж и странно.
Эта премия превратилась в инструмент политического давления и шантажа, в спектакль и дорогой маскарад, плюнуть и забыть. Интересно, что какие то законспирированные чудилы типа секты подрывняков по известнам только им правилам что то кому то присваивают и весь мир должен этому умиляться. А в Евросаюзе там вообще шизойды решили, что те кто не умиляется то тому и обструкцию можно устроить.
В а д и м, мнoгиe гoвoрят aбсoлютнo тoчнo: вся Рoссия этo Kущёвкa.Открoй глaзa,уснувший.