Образовательный стандарт России подлакировали

Чиновники из министерства образования и науки продолжают имитировать «демократию». Сегодня на сайте этого ведомства было анонсировано размещение новой редакции проекта образовательного стандарта для старшей школы, якобы переработанной и дополненной в соответствии с критикой широкой общественности и замечаниями экспертов.
В итоге, как и следовало ожидать, максимумом, на который сподобились разработчики скандальных госстандартов, стало внесение сугубо косметических поправок, призванных произвести впечатление открытости ведомства к «конструктивной критике». Такой вывод можно сделать из интервью гендиректора издательства «Просвещение» Александра Кондакова «Русской службе новостей».
По его словам, новая версия образовательного стандарта стала «более читаемой». Видимо, это является чуть ли не главным новшеством по сравнению с первоначальной редакцией. Кроме того, авторы реформы госстандарта снизошли до того, что даже приложили к нему пояснительную записку, в которой подробно и популярно объясняется всем критикам этого нашумевшего документа, почему они были неправы.
Как уверяют разработчики, несмотря на общее сокращение предметов с 19 до 9-10, учебная нагрузка сохранится на прежнем уровне – 30-36 часов в неделю. Также оставлен в неприкосновенности главный принцип нового образовательного госстандарта, а именно возможность выбирать, какие предметы старшеклассник будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие – на основательном уровне (базовый или профильный курс). Выбранный учащимся профиль курса будет непосредственно влиять на количество часов, отводимых на изучение данного предмета. Таким образом, понижение общего образовательного уровня в рамках представленной модели практически неизбежно, т. к. учащийся не сможет, как раньше, изучать все интересующие его предметы на достаточно высоком уровне.
Как известно, «отцы-основатели» усеченного стандарта выделили 6 групп: первая группа – русский язык и литература, а также родной язык и литература; вторая группа – иностранные языки; третья – математика и информатика; четвертая – общественные науки; пятая – естественные науки; шестая – искусство или предмет по выбору. При этом в каждой из них школьник сможет выбрать 1-2 предмета. Безальтернативными с точки зрения возможности выбора будут лишь курс «Россия в мире», ОБЖ и физкультура, которые станут обязательными для всех.
Очередной раунд публичной дискуссии вокруг разработки и принятия нового государственного стандарта в образовании комментирует эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев:
– Честно говоря, если люди двигались в одном направлении два года, затратили на это миллионы рублей налогоплательщиков (т. е. наши с вами), а потом говорят: «Ой, мы тут немного ошиблись», то, спрашивается, раньше у них что – головы не было?
Понятно, что серьезные люди не могут за неделю концептуально переделать то, что готовили в течение нескольких лет. Только на более-менее внимательное изучение поступивших замечаний по стандартам требуется около полугода. Более того, даже если какие-то изменения по существу будут внесены, то получится, что предыдущий вариант был составлен непрофессионально и некомпетентно. И как можно доверять тем людям, которые берутся за неделю «концептуально переосмыслить» то, что они готовили в течение ряда лет?! Это означает полную дискредитацию подготовленных стандартов.
Лично я считаю, что столь горячо обсуждаемые сейчас стандарты в образовании являются лишь дымовой завесой, за которой скрывается новый законопроект об образовании в России. В нем прописано, что он должен включать в себя госстандарты. Причем нет никаких гарантий, что разработчики на этот раз не «ошибутся».
В то время как сейчас идет обсуждение госстандартов, министерство образования и науки принимает замечания по законопроекту об образовании в целом, после чего над этими замечаниями начнет работать специальная комиссия. Получается, что сейчас наша научно-педагогическая общественность отвлечена на решение лишь одной проблемы, в то время как в 300-страничном законопроекте, как говорится, «блох навалом».
Напомню, что этот документ, в частности, фактически исключает воспитание из образовательного процесса. Еще один важный момент: согласно этому законопроекту, ученики должны не усваивать знания, а осваивать их. Но дело в том, что «усвоение» означает «понимание», в то время как «освоение» – лишь «ознакомление». Получается, что законопроект нацелен на подготовку и образование «юзеров».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Господин Фурсенко хочет повернуть процесс эволюции в обратную сторону и из российских детей выращивать не интеллектуальных личностей, а обезьян ..., которые ловко и безопасно прыгают по деревьям. Мое мнение, человек предлагающий подобные инициативы не может быть министром образования, он просто разрушает его.
"И хоть бы один центральный канал (хотя бы!!!!) показывал доброе. светлое, говорил бы о достижениях!" - согласен, о достижениях говорится мало, хотя они есть. Но кто мешает вам искать новости в интернете? Ну или хотя бы оглянуться вокруг? Уверен много нового и интересного есть и вокруг вас, главное - смотреть, а ещё лучше участвовать, а не впадать в прострацию от кучи чёрного информационного мусора.
А разрешите узнать как ВЫ себе представляете развитие страны с помощью имеющегося у вас системного мышления?
Никто не запрещает учиться, но базовый уровень образования человек получает до 9 класса, после этого кто-то идёт в среднеспециальные учебные заведения, кто-то остаётся в школе. 10-11 класс - это должна быть подготовка к поступлению в ВУЗ, иначе смысла просиживать лишние два года в школе нет. И возможность выбора необходимых для поступления предметов и их углубленное изучение - плюс, а не минус нового стандарта.
Не секрет, что и сейчас, не все конечно, но многие прибегают к помощи репетиторов по тем предметам которые им нужны, прибегают за деньги, новый же стандарт позволит более углубленно изучать необходимые предметы бесплатно.
Про сокращение же некоторых предметов: извините, но нельзя объять необъятное. Можно изучить только многое о немногом или немногое о многом. Немногое о многом даётся до 9 класса, многое о немногом в 10-11, всё логично.
Так что я "ЗА" новый стандарт. Единственное что беспокоит - организационная сторона дела - смогут ли школы достаточно опертивно перестроиться? Как будет технически происходить выбор? Вот эти вопросы меня волнуют, но принцип, заложенный в стандарт мне нравится.
Вот же - фантастика, а совпадает с ходом мысли реформаторов!!
"Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и наконец эти предметы заброшены совсем. Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты? " (Рэй Брэдбери
"451 градус по Фаренгейту")