Комитет Госдумы по экономической политике хочет обязать торговые сети и их поставщиков публиковать один раз в квартал информацию о цене продаваемого товара и размере торговой наценки в процентах. Такие поправки к законопроекту "О торговле" направлены в администрацию президента и аппарат правительства на согласование, пишут "Ведомости". Рассмотрение закона во втором чтении запланировано на 9 декабря.
Публиковать нужно будет информацию о ценах и наценках (де-факто - раскрывать закупочную цену) на длинный список товаров: от социально значимых до технически сложных товаров бытового назначения, товаров бытовой химии, мебели и автомобилей. Предложенная Институтом экономики и законодательства поправка направлена на борьбу с посредниками: если информация будет публиковаться, сразу будет видно, на каком этапе идет самая большая накрутка цены.
Баба Клава комментирует:
- В энтих секретах сверхприбыльной торговли я мало что смыслю. Хотя, когда вижу оглушительные ценники на товары, которые не могут быть настолько дорогими, подозреваю, что тайна все-таки имеется. Например, тайна коллекции меховых шуб жены директора магазина. К примеру, надысь купила я банку латвийских килек в томате. Написано, что изготовлены в соответствии с требованиями Европейского союза. А кушать невозможно: одна соль. И кто раскроет нам тайну – почему явно бракованная партия продается не в Бельгии или ФРГ, а в московском универсаме? Но нутром чую: есть, есть тайная связь килек с норками!
При энтом не понимаю, что даст публикация расшифровок торговых наценок. Есть накрутки, в какеих ни один бизнесмен ни в жисть не признается. Ведь честный бизнес у нас «не катит». Однажды моя внучка устроилась на работу в обувной магазин и объявила: хозяин не хочет драть с покупателей три шкуры и потому договорился закупать обувку в Бразилии. Там пара кожаных босоножек всего два доллара стоит. Но когда стали ими торговать, цены пришлося выставить несусветные.
Оказалося, покедова босоножки плывут пароходом в Одессу, их цена увеличивается вдвое. Украинская таможня не спешит оформлять российскую покупку, ждет магарыч. Дают, иначе сезонный товар не поспеет в магазин. Тепереча пара босоножек стоит уже шесть долларов. Их перегружают в вагоны – уже семь. Миновали российскую таможню – восемь. Привезли в Москву на арендованный склад – десять. Получили сертификат – одиннадцать… И так дальше тому подобно. Когда заморская обувка появляется на прилавке, она уже стоит в пятнадцать раз дороже закупочной цены. И уже многим не по кошельку. Внучка два месяца без зарплаты сидела, пока энту партию с грехом пополам не продали. Честный бизнес «не покатил»…
Известно: за морем телушка – полушка, да провоз – пятак. Но вот недавно по телевизеру показывали финского посредника. Он берет обувь на фабрике и распихивает по магазинам. За всё про всё имеет 5% прибыли. Больше просто закон не разрешает. Ему энтих денег хватает на счастливую жисть. Конечно, ботинки он не на Украине закупает, а в соседнем городе, и никому мзды не платит. Закон за порядком на этот счет у них внимательно присматривает и никакеих коммерческих тайн выдавать не требует. Боже сохрани! Они налоговым органам интересны, а не покупателям.
Значит, не в новых законах дело, а в соблюдении старых. Коли государство не может защитить честный бизнес от лихоимцев, а нас – от нечестных продавцов, оно начинает играть в «Сам дурак!». А в этой игре обычно проигрываем мы с вами. Когда платим в кассу за чужие ошибки и преступления.