Реформированное МВД получит «презумпцию законности»

В минувшую субботу, после создания по распоряжению президента России специального сайта, было объявлено начало общественной дискуссии по проекту нового закона «О милиции». Точнее, так законопроект должен был называться, но президент Дмитрий Медведев выступил с инициативой вернуться к дореволюционному наименованию правоохранительных органов – полиции. Поэтому название законопроекта срочно поменяли.
Аргументация президента по смене наименования звучала достаточно логично. Как известно, сам термин «милиция», введенный после революции, должен был подчеркивать народный, рабоче-крестьянский характер правоохранительных органов – «дружинники в погонах», отметил глава государства. По его словам, сейчас «нужны профессиональные люди, нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно».
Действительно, в современном российском государстве говорить о близости к народу, а тем более к рабочим и крестьянам правоохранительных органов стало как-то не совсем и прилично. Так что переименование вроде бы назрело.
Опубликованный законопроект тут же вызвал массу откликов, содержащих и различные предложения, сообщает [http://www.rian.ru/ РИА «Новости»]. В частности: «Обязательно наличие высшего образования и допуска психолога к службе, с проверкой на отсутствие стремления к агрессии», «Необходимо в самом законе или в приложении прописать должностные оклады!», «Смотрю, что обязанности, как выявлять и раскрывать преступления, нет. Неужели следственные органы в законе о полиции не предусмотрены и будут из МВД выведены?», «Когда шумят в ночное время и не открывают - добавить возможность взломать дверь!» и так далее.
Анализировать поступающие замечания и предложения будет оргкомитет по подготовке проекта закона и экспертный совет МВД по вопросам нормотворчества. Итоги дискуссии будут подведены в докладе, который будет размещен на сайте и также, по мнению президента, может стать предметом дальнейшего обсуждения. Медведев призвал россиян к «абсолютно конкретной дискуссии» по отдельным разделам, параграфам и статьям нового закона.
Как подтвердил президент РФ, все предложения будут рассмотрены, и возможно, кое-что, не меняющее кардинальным образом концепции законопроекта, будет в него включено. По предложению президента, дискуссия по новому закону продлится до середины сентября. Предполагается, что в дальнейшем новый сайт станет постоянной интернет-площадкой для обсуждения других важных для общества законов.
Сам Медведев считает, что «нужно исчерпывающим образом определить компетенцию сотрудника милиции, его права и обязанности должны быть максимально конкретны». Особое внимание в новом документе будет уделено проверке сотрудников милиции на профессиональную пригодность. По мнению президента, принципиально важно, чтобы недобросовестные кандидаты не имели возможности поступить на службу в органы правопорядка.
Глава государства также подчеркивал, что из нового закона должны быть исключены любые нечеткие нормы, дающие возможность сотрудникам МВД нарушать права граждан. Предполагается, что закон будет иметь прямое действие и не будет содержать значительного числа отсылочных норм.
Кроме того, по предложению президента, в законопроекте «должна быть усилена антикоррупционная направленность». «Следует предусмотреть исчерпывающий перечень запретов и ограничений (для сотрудников МВД), который должен основываться на установленных уже ограничениях и запретах для государственных гражданских служащих и при этом учитывать специфику правоохранительной службы», - отметил Дмитрий Медведев.
Но, пожалуй, наиболее важную новацию готовящегося законопроекта назвал министр МВД Рашид Нургалиев. Проект нового закона предполагает законодательное закрепление федерального бюджетного финансирования полиции, отметил Рашид Гумарович.
Это, действительно, очень важно. Напомним, что в 90-е годы прошлого столетия, поскольку российское правительство денег на содержание милиции либо не переводило вовсе, либо переводило, но мало и с опозданиями, фактически все региональные УВД (не говоря уж об МВД национальных республик) большей частью содержались за счет регионов. И соответственно, скорее готовы были подчиняться региональным властям, нежели федеральным. Даже в 2000-е годы, когда федеральный центр наладил регулярное финансирование местных органов внутренних дел, зачастую, особенно в национальных республиках, местное милицейское начальство воспринимало себя как часть местной элиты и вело себя соответствующим образом.
Теперь же, согласно новому законопроекту, «все затраты на содержание полиции являются расходным обязательством Российской Федерации», говорит Нургалиев. «Единое финансирование позволит уйти от двойного подчинения и организационно встроить полицию в единую централизованную систему органов внутренних дел Российской Федерации», - формулирует Нургалиев одну из самых важных, пожалуй, идей этого документа.
Правда, почему-то первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский полагает, «что здесь больше прав будет передано регионам в части обеспечения общественного порядка». Кажется, никаких дополнительных прав никто никому передавать не собирается, если не считать предоставляемое регионам право в добровольном порядке выделять средства на обеспечение работы органов внутренних дел.
Как уточняет Рашид Нургалиев, «в статье 49 законопроекта установлено, что органы государственной власти субъектов Федерации вправе осуществлять расходы на реализацию полномочий полиции по предметам совместного ведения (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), по вопросам обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности».
Проект закона «О полиции» вызвал, как, впрочем, стоило ожидать, настороженное отношение со стороны российских правозащитников. Весьма негативное отношение КМ.RU к этой публике не скрывает, но в данном случае признаем, некоторые из их высказываний заслуживают серьезного внимания. В частности, в пояснительной записке к проекту закона «О полиции» говорится о таких предоставляемых законом гарантиях правовой защиты сотрудников полиции, как недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника полиции и безусловное доверие к его показаниям. Более того, устанавливается «презумпция законности деятельности сотрудников полиции» и их государственная защита.
«Такого понятия (презумпция законности действий сотрудников полиции. – Прим. KM.RU) нет ни в российском, ни в международном праве. Всего лишь одна такая фраза может перечеркнуть все положительное, что есть в этом законе», - заявил глава Движения «За права человека» Лев Пономарев Интерфаксу. По его мнению, вооруженные такой презумпцией, сотрудники правоохранительных органов «получают дополнительные возможности производить те чудовищные безобразия, которые они временами совершают». В целом же, по его словам, нового закона о полиции в настоящий момент не требуется, «нужна реорганизация того органа, который называют милицией», потому что «многое из того, что сейчас говорится в законе, и так было, или это тривиальные вещи».
Весьма скептически отнесся он и к идее переименования милиции в полицию. «Начинать нужно с изменения состава, кадровых перемен. Сейчас милиция вызывает скорее ненависть. А изменится только одно: теперь, когда захотят оскорбить милиционера, его будут называть не ментом, а полицаем. Сначала нужно привести милицию в чувство», - констатировал Лев Пономарев.
Схожего мнения придерживается и стоящий на диаметрально противоположных политических позициях заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин (КПРФ). Он прямо заявил КМ.RU, что негативно относится к самой идее переименования:
«Вспомните, в 1991 году тоже стали переименовывать улицы, площади, станции метро, сносить памятники, охрану сняли с Мавзолея. Все это хоть на грамм облегчило людям жизнь? Теперь давайте переименуем милицию в полицию – чтобы вообще о ее народном происхождении в принципе никто и не вспоминал.
Хотя, конечно, за годы своего существования милиция претерпела немало изменений. Когда она создавалась под названием «рабоче-крестьянская милиция», ее первое предназначение было - охрана общественного порядка. С тех пор ее поле деятельности и полномочия существенно расширялось - она раскрывает преступления, по некоторым из них ведет следствие и выполняет еще ряд различных функций. Конечно, и общественные изменения, произошедшие в течение последних двадцати лет, не могли на ней не сказаться. Поэтому переименования ничего не дадут. Если в новый сосуд будут переливать что-то гадкое и несвежее, оно от новой упаковки не облагородится, а будет и дальше гнить, если не принимать каких-то других очищающих мер. Причем не только в милиции, а во всем обществе. Люди-то в милицию откуда приходят – из нашего общества, со всеми его пороками. Конечно, проблемы нравственного разложения нужно решать через кадровую политику, через воспитательную работу, культурно-просветительные мероприятия, но они должны иметь комплексный характер – а не сводиться к очередной кампании, и затрагивать все общество, а не какую-то его одну из профессиональных составляющих».
Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков («Справедливая Россия») заявил КМ.RU, что новый закон о полиции не будет работоспособным, если в нем не будет эффективных, реальных механизмов контроля за правоохранителями. «Документ не должен превратиться в моральный кодекс строителей коммунизма, под которым все подписывались, но мало кто его исполнял», - прямо заявил он, хотя и оценил новый законопроект как «очень серьезный документ». «Это не декларация. Это усиление полномочий. По большому счету это правильно. При одном условии - если МВД будет находиться под серьезным контролем парламента, гражданских структур», - считает Гудков. И прогнозирует: «Пока не будет в милиции полновесного парламентского и общественного контроля, все это - мертвому припарки».
По его мнению, правильные и нужные нормы могут не всегда работать в той правоохранительной системе, которая существует. «Сегодня сплошь и рядом идут не злоупотребления, а преступления со стороны сотрудников правоохранительных органов», - сказал Гудков.
Он отметил, что предложенная в законопроекте норма о допуске общественных наблюдателей в «обезьянники» является правильной, но гораздо важнее контролировать то, что происходит в ходе следствия. В то же время, по его словам, действующее законодательство не предусматривает никакого контроля за исполнительной властью, в том числе за ее органами. «И поэтому будет, например, обращаться депутат, типа Гудкова, и ему напишут: «Мы проверили, все у нас классно, сотрудники действовали в рамках полномочий и поступили правильно, а гражданин сам нарвался».
«Надо принципиально менять управленческую структуру. Начинать надо с реального местного самоуправления – на уровне населенных пунктов, а также районов крупных городов. Им должны быть переданы реальные финансовые ресурсы, реальные налоги, которые сейчас собирает федеральная власть. И местные органы внутренних дел должны быть подотчетны именно местному самоуправлению. Может быть, даже вплоть до всенародных выборов руководителя местных органов правопорядка. А что, если так кому-то нравится название «полиция», то почему бы и «шерифов» не ввести? Ну, это к слову, а серьезно, именно перед местным самоуправлением должны быть подотчетны правоохранительные органы, и даже их личный состав должен набираться с учетом мнения местного самоуправления. Но и самоуправление должно быть реальным, а ни правительство, ни губернаторы, ни министерства, тот же Минфин этого не хотят!» - констатировал Гудков. Возвращаясь к тексту законопроекта, он добавил, что необходимо было бы как законодательно определить меры парламентского и общественного контроля, так и усилить прокурорский надзор. Но при этом Гудков напомнил, что после реорганизации прокуратуры и выделения из нее Следственного комитета следствие теперь фактически бесконтрольно, а прокурорский надзор превращен едва ли не в формальность.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Оставьте название милиционер в покое!!! У слова полицай очень плохая репутация в России.
милиция предназначалась для защиты общественного порядка; полицаи будут обеспечивать безопасность олигархов и чиновников.
Не ищите дураков, там где их нет. Название Полция - глубоко продуманный шаг полностью адекватный задачам, которые перед нею ставятся.
Вот будут кадрово укреплять полицию. Кто-то захочет пойти в полицаи (исторически подтверждено - хотели некоторые), а кто-то и не пойдет.
Кто пойдет? Правильно! Именно это и требуется.
09.08.2010 21:17
krepc
09.08.2010 20:49В а д и м
Ну не так же откровенно!/////
Призидент откровенно высказался можете поболтать но "Как подтвердил президент РФ, все предложения будут рассмотрены, и возможно, кое-что, не меняющее кардинальным образом концепции законопроекта, будет в него включено." ,может и не быть. Так что разговор об этом уже пустая болтовня."
+++
А вы, чай не лично президенту служите? Ваше "пустая болтовня" вряд ли способствует обмену мнениями, т. е. смыслу пребывания на форуме.
09.08.2010 20:49В а д и м
Ну не так же откровенно!/////
Призидент откровенно высказался можете поболтать но "Как подтвердил президент РФ, все предложения будут рассмотрены, и возможно, кое-что, не меняющее кардинальным образом концепции законопроекта, будет в него включено." ,может и не быть. Так что разговор об этом уже пустая болтовня.