Российские кинодеятели уже «Края» не видят

Художественный фильм Алексея Учителя «Край» терпит в прокате сокрушительный провал. Как сообщает [http://www.rus-obr.ru/ «Русский обозреватель»], фильм собрал за первые две недели проката менее $4 млн при бюджете в $11 млн.
Разговор о художественных достоинствах фильма оставим специалистам. От себя отметим лишь традиционный набор всей присутствующей в нем «клюквы», без которой почему-то не обходится ни один современный фильм о 40-х годах ХХ века. Сибирь, тайга, гонки на паровозах, злобное и зачуханное население, мрачный энкавэдэшник в исполнении уже прочно вошедшего в эту роль Сергея Гармаша и благородный герой, фронтовик и железнодорожник в характерном же исполнении Владимира Машкова.
Сюжет – вообще фантастический: видите ли, в 1940 году Сталин так подружился с Гитлером, что стал «по обмену» выписывать немецких инженеров строить в Сибири железнодорожные мосты. Причем один из немецких инженеров привез с собой и дочку. Ну а дальше – закрутилось. После того, как паводок снес построенный немецкими инженерами мост, НКВД расстрелял их за вредительство. А дочка убежала в тайгу, где и бродила несколько лет, не зная о том, что началась война. И успела даже кончиться. Вот там, в тайге, на паровозе ее и находит герой Машкова, и начинается суровая, но справедливая русская любовь.
Фильм, без сомнения, был рассчитан на западные кинофестивали: только там смогут расчувствоваться и положительно оценить подобную белиберду, да еще и дать какую-нибудь «ветвь», «глобус» или «льва». Наш же отечественный зритель, похоже, этой продукцией уже сыт по горло.
Хуже всего, что в нынешнем году, в честь 65-летнего юбилея Великой Победы, пошли косяком и т. н. «военно-патриотические» фильмы со схожими (во всяком случае, по своей безграмотности) сюжетами и примерно одним набором артистов. Ну а экскурсы, которые совершают наши маститые режиссеры в более глубинные слои русской истории, приводят лишь к появлению еще более сомнительных «шедевров» – вроде «Царя» Лунгина, «1612» Хотиненко, «Александра Невского» (уж не помню, кого) и т. д.
В итоге получается, что даже снятые в годы «сталинского тоталитаризма» конца 30-х – начала 50-х годов исторические фильмы качеством несравненно выше, хотя тогдашним режиссерам и не снились возможности, которые, казалось бы, открывает современная техника
Министерство культуры РФ, в свою очередь, намерено финансово поддержать съемки нового исторического «блокбастера» новорусского разлива. Он приурочен уже к другому, также весьма славному юбилею, – 200-летию победы над Наполеоном. Фильм должен быть посвящен народной героине этой войны Василисе Кожиной.
Действительно, это, казалось бы, достойный персонаж: некогда ее имя прославилось на всю Россию. Василиса Кожина – жена Максима Петровича Кожина, старосты одной из деревень Сычевского уезда Смоленской губернии, в 1812 году собрала партизанский отряд, сражавшийся против французов на ее родной смоленской земле. Отряд был собран в основном из женщин и подростков, вооруженных вилами и косами, он заманивал вражеских солдат в засаду и брал в плен. Сохранилась раскрашенная гравюра 1813 года, изображающая старостиху Василису с косой на лошади и стоящих перед ней на коленях французов. За старостихою – женские и детские фигуры, тоже с косами. «Если бы французы не скакали так, как крысы, то не попали бы в мышеловку к Василисе», – гласила подпись.
В народе о храброй крестьянке Василисе сочиняли легенды. В «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами», вышедшем после победы над Наполеоном, есть история и о Василисе Кожиной. «В Смоленской губернии широкую известность получила старостиха Василиса Кожина. Ее муж – староста одной деревни Сычевского уезда – повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! во фрунт! стройся! ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражен будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударя по голове своим жезлом – косою, повергла его мертвым к ногам своим. И после этого кто усомнится, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?»
За свои подвиги Кожина была награждена медалью и денежной премией. К сожалению, сохранившиеся сведения о ней очень скудны: историкам даже неизвестны даты ее жизни и смерти. Известно, что в семье ее было пятеро детей. По одной из версий, французы расстреляли ее мужа за отказ дать продовольствие солдатам. До наших дней дошел лишь ее парадный портрет кисти художника А.Смирнова, запечатлевший Василису Кожину в национальном русском костюме – расшитом жемчугом кокошнике и жемчужном ожерелье.
Казалось бы, какой отличный материал для фильма о народной героине! Однако, как уже проанонсировано, режиссер Дмитрий Месхиев собирается снимать фильм «о любви русской партизанки Кожиной и французского офицера». О том, что «старостиха» Василиса в жизни французских любовников не держала, вероятно, если и известно авторам будущего «шедевра», то мало их волнует.
Не исключено, что в духе нынешнего времени француз еще и окажется учеником Лавуазье и Бертолле. И создаст в деревеньке Сколково инновационный центр, где русские пейзане будут производить ситцы и самовары на основе нанотехнологий, а вся Смоленская губерния перейдет на энергосберегающие печи. Но агент кровавой гэбни (то бишь Третьего отделения) подполковник Денис Давыдов, страдая от ксенофобии, отправит француза в Забайкалье шить варежки, а инновационное производство перепрофилирует в керосиновую лавку.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Могу предложить сюжет с героиней. В центральных областях России в 1918 году вспыхнуло около 3000 восстаний. Потом началось истребление безоружных восставших красной от крови армией. В одной из деревень Ярославской области такой отряд построил доя расстрела крестьян во главе со священником. После этого пьяная еврейка, бывшая комиссаром отряда, стала отправлять перед строем расстреливаемых естественную нужду свою. Чем не пафос "великого октября"?
Хоть бы "Ваньку-ротного" сняли. Вот народная картина получилась бы. Э-эх.
Зачем мне тратить жизнь н аухищрения, когда не в силах я преодолеть судьбу....
Вот и ухищряются кто на что горазд.. и грешат сами против правды - голивудские поденщики, живут в своем мирке..и ведь что мне нравится ВСЕ ОБРАЗОВАННЫЕ, ГИТИСЫ И ТП,,,КУЛЬТУРА!!!
Вепрь, цитируя якобы слова Ленина, не откажите в любезности привести источник, откуда вы это взяли. Ну из 4 или 5 Собрания сочинений, том и стр. А то вранья нав цитаты море, а спросишь откуда-а в ответ тишина.
А про французских гвардейцев и бабушку Спиридоновну тоже в этом фильме будет?