]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → Наука
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги

Китай испытал прототип гиперзвукового двигателя, способного облететь Землю за два часа

14:33 28.12.2020
Размещение модели sodramjet в аэродинамической трубе. Фото с сайта sciencedirect.com

Двигатель работает на чистом водороде, а в его конструкции использованы неназванные особые сплавы

Прототип прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) нового типа sodramjet испытали в аэродинамической трубе. Он успешно проработал на скорости воздушного потока, превышающей звуковую в девять раз. А по результатам эксперимента оказалось, что теоретический предел его скорости достигает числа Маха 16. Это позволит летательному аппарату с таким двигателем обогнуть Землю за два часа, но аэродинамической трубы для проверки подобных скоростей в Китае еще не построили.

Отчет об испытаниях прототипа ученые из Китайской академии наук (CAS) опубликовали в журнале Chinese Journal of Aeronautics. Ведущий автор исследования Цзиан Цзунлинь (Jiang Zonglin) заявил, что разработка его команды послужит основой для создания многоразовых орбитальных космопланов и гиперзвуковых самолетов нового поколения. Название sodramjet образовано от словосочетания standing oblique detonation ramjet engine, которое можно перевести, как ПВРД с воспламенением наклонной стоячей ударной волной.

Двигатель работает на чистом водороде, а в его конструкции использованы неназванные особые сплавы. Их создали специально для sodramjet, поскольку применяемые в ракетно-космической отрасли металлы с трудом выдержали бы температуры, возникающие в новом ПВРД. Устройство испытанного прототипа разительно отличается от известных схем гиперзвуковых прямоточных двигателей. В нем реализована идея зажигания топлива ударной волной, предложенная американскими исследователями еще в 1960-е годы. Но полвека назад материаловедение не позволило создать даже экспериментальные образцы таких двигателей из-за их невероятно высоких рабочих температур.


Трехмерная модель двигателя sodramjet. Фото с сайта sciencedirect.com

Опрошенные изданием South China Morning Post отраслевые эксперты предполагают, что эти испытания китайского sodramjet выполнены “давно”. Обычно в Поднебесной подобные проекты скрыты ореолом строгой секретности и об их ходе доподлинно ничего не бывает известно. Нынешняя публикация результатов эксперимента в открытом доступе может говорить о том, что программа разработки гиперзвуковых двигателей в Китае уже продвинулась существенно дальше.

Инженеры и ученые Китайской академии наук проводили эксперимент в гиперзвуковой аэродинамической трубе, способной создавать скорость воздушного потока до числа Маха 9. Это примерно равно 11 тысячам километров в час. Показатели прототипа во время испытаний были стабильными - он работал как положено. В ходе экстраполяции результатов измерений ученые сделали вывод, что sodramjet будет стабильно разгоняться и эффективно работать на скорости до числа Маха 16. А это уже примерно 19,5 тысяч километров в час, то есть весь экватор летательный аппарат с таким двигателем облетит чуть более, чем за два часа.


Прототип двигателя sodramjet. Фото с сайта sciencedirect.com

Чтобы проверить теоретические выкладки придется дождаться постройки более мощной аэродинамической трубы. Ну, а до практического применения sodramjet может и вовсе никогда не дойти. Да, реализованная китайскими учеными схема демонстрирует потрясающие показатели. Фактически, чем быстрее такой двигатель летит, тем эффективнее он работает. Однако использованные в его конструкции материалы выдержали лишь кратковременные эксперименты. Как они поведут себя при полетах длительностью в десятки минут - предсказать пока трудно.

Прямоточные воздушно-реактивные двигатели привлекали авиаконструкторов и ракетчиков своей простотой и высокими теоретическими характеристиками с самого момента их изобретения в начале XX века. Минимум подвижных деталей (разве что регулируемый воздухозаборник нужен), максимум эффективности на больших скоростях - просто сказка. Однако практическое применение они нашли в довольно узких областях.


Прототип двигателя sodramjet в аэродинамической трубе. Фото с сайта sciencedirect.com

Принцип действия подобных двигателей основан на сжатии набегающего воздуха не компрессором, а формой воздухозаборника. Из-за этого они неспособны работать при нулевой скорости движения и обладают плачевной эффективностью вплоть до числа Маха 1. Сверхзвуковые ПВРД (ramjet), где входящий воздушный поток замедляется до дозвуковой скорости оказалось практически невозможно разогнать дальше числа Маха 5. Быстрее - и температуры, что в воздухозаборнике, что в камере сгорания превышают все разумные пределы. Вместе с этим резко падает топливная эффективность. Зато они нашли применение в зенитных и противокорабельных ракетах, которые разгоняются до сверхзвуковой скорости твердотопливными первыми ступенями.

Гиперзвуковые ПВРД (scramjet) устроены несколько иначе. В них поток воздуха никогда не затормаживается ниже скорости звука, что позволяет расширить рабочий диапазон двигателя. Судя по тем данным, что есть в открытом доступе, максимальная скорость современных scramjet достигает числа Маха 7-8. Дальше разгоняться мешают возникающие в воздухозаборнике фронты ударных волн, которые буквально срывают пламя в камере сгорания. Вдобавок, из-за нестабильной работы двигателя в нем также лавинообразно нарастает температура. Предположительно, именно такие ПВРД устанавливаются на перспективные гиперзвуковые ракеты, разрабатываемые в XXI веке.

Теоретически, все эти ограничения можно обойти, причем иногда даже реализовав некоторые идеи «в металле». Именно это и продемонстрировали китайские специалисты. Однако, решив проблемы с перегревом двигателя, возникает аналогичная ситуация с летательным аппаратом. На скоростях выше числа Маха 3 планер самолета или ракеты начинает разогреваться до температур, при которых алюминиевые сплавы теряют прочность. После числа Маха 5 возможно использование только одноразовых конструкций.

На сегодняшний день без использования сложных систем охлаждения или абляционных покрытий (как правило, одноразовых), реализовать многоразовый гиперзвуковой летательный аппарат не представляется возможным.

Темы: Китай, Наука и практика, Наука и технологии
Источник: Naked-science.ru
Расскажите об этом:
0
Сообщить об ошибке на info@corp.km.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 08.01.2021, 01:55
    Гость: ABCD

    Тут спору нет, путинизм- по сути это возврат страны в довоенное состояние, полный откат сталинской индустриализации.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 08.01.2021, 01:53
    Гость: ABCD

    Китай по сути скопировал американский двигатель для провалившейся ракеты X-51A Waverider. США уже мусолят этот проект более 18 лет, и за все годы их ракета умудрилась пролететь всего 36 секунд, прежде чем разлететься вдребезги, а США куда более имеют доступ к новейшим материалам чем Китай. Хотя в лаборатории X-51 тоже блистала "махами". Но американская версия X-51A должна развивать максимальную скорость около М6..7, что скромнее китайских данных.
    Советский "Искандер" и без прямоточного водородного двигателя способен развивать больше МАХ6.
    Интересно то, что Китай якобы демонстрирует "новые технологии" там, где у самого Китая НЕТ никакой научно-технической базы и нет никаких теоретических разработок. То есть, Китайцы что-то спёрли у США по всей видимости и "играются" с этим.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 03.01.2021, 06:51
    Гость: yuriyk

    журналамеры, блин!!!
    прототипы ничего не облетит ни за два часа ни за 22...
    это ПРОТОТИП. Что из него получится, никто не знает.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 02.01.2021, 10:23
    Гость: Да

    при таких скоростях он просто сгорит в атмосфере.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 30.12.2020, 09:40
    Гость: такс

    Интересно а много ли в этих ракетах цветмета

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (17)
]]>
]]>
Выбор читателей
Сирия и Израиль, противостояние продолжается
«Государство отстаивает интересы убийцы и полиции»: в Кемерове не предотвратили
«Государство отстаивает интересы убийцы и полиции»: в Кемерове не предотвратили убийство девушки, длившееся 3,5 часа
Сергей Черняховский: «Восстановление памятника Дзержинскому – не вопрос отдания должного его заслугам»
Эта зима доказала бессмысленность зеленой энергетики
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Это был элитный переворот против лидера, пытавшегося править помимо элиты при прямой опоре на массы»
Что делать России, когда «холодильник побеждает телевизор»
«Марсианские хроники»: кто есть кто в битве за Красную планету?
Старший брат, конституционная реформа и финансовая помощь
Группа «КняZz» поделилась успокоительной таблеткой «Короля и Шута» на «Собрании»
Накрутка Инстаграм: важность подписчиков и лайков сегодня
«Майдан» в Польше: Варшава поплатилась за попытку «раскачать» Беларусь
«Иногда складывается впечатление, что мир действительно забыл заваленные трупами овраги Бабьего Яра, чадящие трубы Освенцима - и Нюрнбергский трибунал»
Президент и пигмеи
Эффективный способ борьбы с целлюлитом
«Государство отстаивает интересы убийцы и полиции»: в Кемерове не предотвратили убийство девушки, длившееся 3,5 часа