«Россия должна восполнить вакуум безопасности по периметру своих границ»

Группа натовских экспертов во главе с экс-госсекретарем США Мадлен Олбрайт представила на рассмотрение руководства Североатлантического альянса проект стратегии Альянса на ближайшие десять лет. Этот программный документ должен прийти на смену предыдущей стратегии НАТО, принятой в 1999 году почти в самый разгар военной операции в Югославии. Судя по некоторым его положениям, которые стали достоянием общественности, часть российских замечаний относительно стратегии Альянса оказалась учтена. В частности, мне представляется важным тезис о том, что НАТО является скорее региональной, чем глобальной организацией.
'''Новый подход в большей степени соответствует интересам России'''
Это представляется важным даже в качестве риторической заявки. Потому что в деятельности блока в 1990-е и 2000-е гг. прослеживались элементы глобальных амбиций. НАТО подавало себя в качестве глобальной организации, которая свободно трактует международное право. Одновременно оно претендовало на роль легитимной инстанции, имеющей право на его (права) общепризнанное истолкование.
Новый подход, безусловно, в большей степени соответствует интересам России. Однако в то же самое время он остро ставит вопрос и о существовании других организаций, занимающихся безопасностью. Если НАТО действительно считает себя региональной организацией, не претендующей на глобальный статус и монополию на безопасность в масштабах всего мира («развитого» мира или «свободного» мира - здесь можно использовать разные расхожие идеологемы), то это значит, что и в других регионах могут существовать иные системы безопасности. Если называть вещи своими именами, то другие военно-политические блоки. И это повод задуматься о том, насколько адекватен повсеместно декларируемый подход, согласно которому т. н. «блоковое мышление» является не более чем архаизмом. Напомню, он часто заявляется и российской стороной.
Иногда возникает ощущение, что мы путаем практику сосуществования различных военно-территориальных блоков (систем безопасности) и блоковую конфронтацию. Если последняя (особенно в том виде, в котором она была унаследована со времен холодной войны), действительно, уходит в прошлое (по крайней мере такой императив содержится в упомянутом документе), то сосуществование блоков как некое «новое блоковое мышление», наоборот, становится еще более актуальным. Однако такой подход актуализируется только в том случае, если НАТО действительно будет вести себя как региональная организация со строго очерченной сферой ответственности.
'''Блоковое мышление еще не означает скатывание к блоковой конфронтации'''
В таком случае Россия должна будет восполнить вакуум безопасности по периметру собственных границ. Так что мы не должны стесняться того, что та же самая ОДКБ является именно военно-политическим блоком. Некоторые политики почему-то стыдливо отрицают этот факт. Нужно отдавать себе отчет в том, что блоковое мышление еще не означает скатывание к блоковой конфронтации. Исходя из указанного самоопределения наших партнеров, мы сами должны активнее переходить к реализации принципов нового блокового мышления.
То, что идея отказа от блоковой конфронтации не является чисто риторической фикцией, на мой взгляд, подтверждается ее конкретизацией на уровне озвученных натовскими экспертами планов военного строительства. Действительно, то количество бронетехники, которое есть у военных группировок НАТО (в том числе в Европе), ориентировано на классического противника, которого уже нет. А именно на Советский Союз. Впрочем, отказ от прежней стратегии в первую очередь связан не с потеплением отношений с Россией, а с элементарным реализмом и трезвой оценкой нынешнего качества, уровня и характера российского военного потенциала. На сегодняшний день он не представляет ту потенциальную угрозу, для сдерживания которой стоило бы тратиться на такие армады бронетехники.
Следующий момент, который стоило бы отметить в данном докладе, - это декларирование комплексного подхода к обеспечению безопасности. Подчеркивается, что главный мотив вступления в подобный союз (обеспечение национальной безопасности и неприкосновенности своих границ) не может быть реализован только на уровне классической оборонной политики. Он требует учитывать экономику, трансграничную преступность и социально-демографические вызовы (например, аграрное перенаселение в отдельных регионах мира). А также существование таких неклассических игроков, как частные армии в разных регионах мира, и возможность приобретения оружия массового поражения. Причем не только государствами, но и этими самыми «неклассическими игроками». Все это, по мнению натовских стратегов, требует комплексного подхода к проблематике безопасности.
Отчасти этот тезис действительно отражает понимание реалий современного мира. Но с другой стороны, в этом есть и определенный потенциал для полемики между Россией и НАТО. Потому что от такого комплексного понимания безопасности уже можно рукой подать до идей, подобных «энергетическому НАТО», которые состоят в том, чтобы включить энергообеспечение в некоторый стандарт безопасности, который имеет прямое отношение к деятельности блока НАТО. Это то, против чего Россия сегодня выступает и чего справедливо опасается.
Комментарии читателей Оставить комментарий
1. Притом, что русские люди исповедуют не только православие, всё равно, нас очень многое объединяет (общность интересов, свойства души, понятие справедливости, темперамент, порядочность, открытость, склонность к самоанализу, . . .) и многое отличает от других народов.
2. Только русский народ имеет и является легитимным владельцем русской земли, территории России, природных ископаемых, оберегает народы, населяющие нашу страну. И за это всё несет историческую и политическую ответственность.
3. Исчезновение любого народа населяющего Россию, будет катастрофой, но страна останется. А в случаи исчезновения государствообразующего русского народа, страна потеряет связующую силу, своё лицо и распадется.
4. Сдерживающим фактором, в межнациональных конфликтах, всё еще остается русский народ. Ни будь его, начнется откровенное подавление (вырождение) более слабых народов.
5. Предположим определенный народ займет правящую структуру страны, тогда страна непременно начнет создавать новые условия жизни, перестраиваться под новые задачи. Что, кстати, сейчас, и происходит.
6. В мире, где правят деньги, нет места для национальностей, для самобытности. Нужна рабочая масса, для производства, обогащения, для реализации глобальных планов. Только русский народ сможет противостоять этим тенденциям.
7. Во время Великой Отечественной Войны была специальная директива, что если воинское подразделение состоит менее чем из 80% славян, то такое подразделение считалось не дееспособным. Поэтому И.В. Сталину пришлось особо отметить в поздравлении с Великой Победой русский народ. В войне русский народ самоиндефецировался, обрел лицо.
Есть и будет сохраняться положение, при котором ЕСПЧ будет больше нужен, чем не нужен. Но и он для россиян более мираж, чем реальность, такая реальность как потери десятой части населения во 2-й Мировой. Население страны данную историю не забудет тысячи лет. Здесь право на жизнь народа соединилось со стремлением каждого человека выжить, а другого способа выжить , кроме как уничтожения врага не было. Особенностью данного решения может быть то, что как и события, предшествовавшие нападению на СССР, так и глобальная агрессивность в форме фашизма осуществлялись как деятельность по уничтожению страны и народа. Состав участников агрессии имел определённую европейскую солидарность, что по –прежнему остаётся темным пятном на платье европеизации. Эта война – большой водораздел в Европе. И не удивительно, что этот нужный в принципе для россиян суд, может оказаться не средством оказания юридической помощи, а способом новых расправ , в продолжение которого имеем пример Васил
Блоковая система, при любой ротации ее членов - удобный фундамент для формирования будущих вооруженных сил, защищающий вожделенный новый мировой порядок. Его задача - держание в узде мирноге население уже сегодня отрабатывается на просторах Ирака, Афганистана, под байки о талибах.
Интересно все же НАЩЬОТ акционерных обществ.
В чем там проблемма?
=======================
На что взяли такую прорву денег и под какие гарантии.Куда смотрит счётная палата.
Слова, слова на вкус, а как звучит вот эта гласная... А вот иещё любопытный оттенок, полюбуйтесь...
Военнщина - последний и важнейший инструмент в защите экономических (тождественно равно жизненно важных интересов) государств. Есть общая экономика у нескольких государств - есть военный блок. Отпала ближайшая перспектива у Запада стать экономической доминантой в мире - отпала необходимость в "глобальной" роли НАТО, только "региональная"...
НАТО денег стоит, кто ж за зря в чужём краю ими разбрасываться-то будет, если прибыль "не светит"?
Есть общая экономика бывшего СССР - есть объективная необходимость её "подстраховки" военными средствами.