Россия и Белоруссия договорились вместе бороться с рецессией

Завершающая встреча президентов России и Белоруссии по характеристике российской стороны носила неформальный характер. Естественно, что в ходе нее были мероприятия развлекательного плана - шашлыки, прогулка, вечерний ужин и т.д. Но хочу сказать, что такое неформальное общение глав государств приносит свои плоды и дает определенные результаты. По крайней мере, лидеры стран выясняют позиции друг друга. И определяют свой подход по отношению к важным проблемам - международным, экономическим, финансовым и так далее.
Инициатива провести такую встречу принадлежала Москве. И польза от нее очевидна. Это выяснение и уточнение позиций двух стран. Кроме того, появилась возможность выявить точки совпадения интересов. В результате президенты дали поручение министрам провести дополнительные консультации для решения насущных проблем в отношениях между странами, которые являются партнерами по союзному государству. Например, было принято решение о проведении встречи с участием министров финансов России и Белоруссии. В их ходе может быть предложен (или даже принят) проект важного решения в области финансового кредита.
Естественно, что в условиях глобального кризиса именно финансово-кредитные вопросы выходят на первый план. Кроме того, для Белоруссии очень актуальна проблема инвестиций. Дело в том, что кредиты республика Беларусь получает от разных мировых институтов (от МВФ, России, Венесуэлы и т.д.). Но вот программу привлечения внешних (и, прежде всего, прямых) инвестиций в условиях глобального финансового кризиса она не выполняет. Понятно, что на встрече поднимался вопрос о возможности привлечения российских инвестиций.
Есть и еще один важный момент, на который я бы хотел обратить ваше внимание. На последнем заседании Высшего государственного совета в начале февраля стороны согласовали антикризисный план. Он мне представляется неким ядром и основой для развития нормальных отношений между Белоруссией и Россией в условиях кризиса. Причем это очень продуманный и взвешенный план. В его основу положена концепция, которая была разработана Министерством экономического развития России под руководством Эльвиры Набиуллиной. Эта концепция была позитивно воспринята белорусской стороной.
Дело в том, что в этом плане не содержится элементов, которые бы нарушали суверенитет и независимость Белоруссии. И, с другой стороны, в нем предусмотрен ряд мер, которые могут помочь России и Белоруссии купировать отдельные проявления кризиса. Например, этот план предусматривает взаимное информирование о приватизации объектов, а также о государственной поддержке и госзаказах на территории союзного государства.
Кроме того, в этой программе есть очень важный пункт, который касается создания Таможенного союза трех государств (с привлечением Казахстана). Причем эта задача ставится на год кризиса. Естественно, что общее таможенное пространство также призвано помочь выйти трем сторонам из кризиса. По крайней мере, по таким его важным направлениям, которые связаны с торговлей, транспортным перемещением грузов, транзитом и тому подобным. Очевидно, что в сложившихся условиях выполнение этой части антикризисной программы очень важно.
Ну и, наконец, очень разумно, что Минэкономразвития предложило сторонам координировать любые антикризисные меры для того, чтобы не навредить партнеру. Я бы приветствовал этот тезис и призвал стороны придерживаться его. В то же время мы наблюдаем шаги, которые свидетельствуют о том, что координация действий, к сожалению, наблюдается далеко не по всем направлениям. Зачастую принимаются антикризисные меры, которые не учитывают интересы партнера. Например, в Белоруссии освободили от уплаты пошлин за пределами территории ЕврАзЭС всех субъектов хозяйствования. Я думаю, что эта мера не согласовывалась с российской стороной. Она ставит в неравные конкурентные условия российские предприятия. Таких действий нужно в дальнейшем избегать.
Комментарии читателей Оставить комментарий