Россия проигрывает Полтавскую битву

В ночь на 6 ноября на воротах дома, где проживает председатель Русской общины Полтавской области Украины Виктор Шестаков, появились надписи «Москалів на ножі! («Москалей на ножи»)» и изображения националистического «тризуба» и виселицы, сообщает [http://www.regnum.ru/ ИА REGNUM]. Сам Шестаков связал эту граффити-атаку со своей общественно-политической деятельностью и работой возглавляемой им организации, которая активизировалась в процессе подготовки к 300-летнему юбилею Полтавской битвы.
Напомним, что Полтавское сражение, которое привело к коренному перелому во всей Северной войне в пользу России и положило конец господству Швеции как главной на тот момент военной силы в Европе, произошло 27 июня (8 июля) 1709 года в шести верстах от Полтавы.
Предыстория генерального сражения Северной войны такова. Весной 1709 года после неудачной зимней кампании на Украине войско шведского короля Карла ХII (35 тысяч солдат) – на то время, безусловно, сильнейшая армия Европы – подошло к Полтаве. Там шведы планировали пополнить запасы и продолжить путь в направлении на Харьков, Белгород и далее на Москву. Кстати, Россию, которую шведы намеревались покорить, Карл ХII планировал затем расчленить на несколько территорий – чтобы она уже никогда более не возродилась как единое государство. Но на пути этих планов стала как раз Полтава.
В апреле-июне гарнизон города (4,2 тысячи солдат, около 2,5 тысячи вооруженных горожан, 29 орудий) во главе с комендантом полковником Келиным, поддержанным подошедшей на подмогу конницей генерала Меншикова и украинских казаков, успешно отбил несколько штурмов противника. Героическая оборона Полтавы сковала силы Карла ХII. Благодаря этому русская армия получила возможность в конце мая 1709 года сосредоточиться в районе крепости и подготовиться к решающей битве с врагом.
20 июня (1 июля) главные силы русской армии (42 тысячи солдат, 72 орудия) переправились на правый берег реки Ворскла. Петр I расположил армию на позиции у деревни Яковцы (в 5 км севернее Полтавы), разместив ее в укрепленном лагере. Поле перед лагерем шириной около 2,5 км, прикрытое с флангов густым лесом и зарослями, было укреплено системой полевых инженерных сооружений из 6 фронтальных и 4 перпендикулярных им четырехугольных редутов. Редуты находились друг от друга на расстоянии ружейного выстрела, чем обеспечивалось тактическое взаимодействие между ними. В редутах разместились 2 батальона солдат и гренадеров, за редутами - 17 кавалерийских полков под командованием Меншикова. Замысел Петра I заключался в том, чтобы измотать противника на линии редутов, а затем разбить его в открытом бою.
В ночь на 27 июня (8 июля) шведское войско под командованием фельдмаршала Реншильда (Карл ХII на рекогносцировке был ранен) численностью около 20 тысяч солдат и с 4 орудиями пошло в атаку на позиции русских. Остальные войска - до 10 тысяч солдат, в том числе часть запорожцев и украинских казаков (которыми командовал Мазепа) - находились в резерве и на охране шведских коммуникаций. Здесь самое время напомнить, что гетман Мазепа, некогда один из ближайших сподвижников Петра I, изменил тому еще за восемь месяцев до Полтавской битвы, уведя с собой к шведам в конце октября 1708 года около двух тысяч украинских казаков. Хотя, ведя предварительные переговоры с Карлом ХII, обещал привести войско численностью не менее 50 тысяч. Но православный народ Украины (точнее даже – Малороссии, где расположена Полтава) не пожелал идти на услужение шведскому королю.
Но вернемся к Полтавской битве, как ее описывают военно-исторические источники. В 9 часов утра шведы, встреченные сильным огнем русской артиллерии, ринулись в штыковую атаку. В ожесточенной рукопашной схватке им удалось даже потеснить центр первой линии русских. Но Петр I, внимательно наблюдавший за ходом битвы, лично возглавил контратаку батальона и отбросил шведов на исходные позиции. Вскоре русская пехота, воодушевленная ратным мужеством Петра, стала теснить противника, а конница охватила его фланги. К 11 часам шведы начали отход, вскоре переросший в паническое бегство. Карл ХII с предателем Мазепой бежал в Османскую империю. Причем первым убегал как раз Мазепа – ведь русский плен грозил Карлу ХII разве лишь унижением, а вот изменнику Мазепе – неминуемой смертью. Впрочем, добравшись до Бендер, что в нынешнем Приднестровье, Мазепа вскоре умер.
Что же касается военных итогов Полтавской битвы, то остатки шведских войск отступили к Переволочне, где были настигнуты и сложили оружие. В общей сложности шведы потеряли под Полтавой более 9 тысяч человек убитыми, свыше 18 тысяч пленными, 32 орудия и весь обоз. Потери русских войск составили лишь 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.
Еще значимее стали политические итоги сражения. Вся Европа увидела в России, сумевшей победить сильнейшую на тот момент армию, великое государство, с которым отныне просто нельзя не считаться. Ну а героическое сопротивление, которое совместно оказали шведскому нашествию и русские войска, и население, проживавшее на территории, которая относится ныне к Украине, наглядно продемонстрировало единство двух ветвей одного, по сути, народа – русских и украинцев.
И вот к нам приближается 300-летний юбилей Полтавской битвы. Как его намерены отметить нынешние Россия и Украина? Судя по тому чрезвычайному происшествию, которое произошло минувшей ночью у стен дома главы русской общины на Полтавщине, - по-разному. Это подтвердил и сам Виктор Шестаков в одном из своих недавних интервью ИА REGNUM: «Мне кажется, в России еще не поняли, насколько великим было это событие. Для Украины оно является еще более великим, особенно если вспомнить оборону города, когда небольшая земляная крепость с маленьким гарнизоном из местных жителей четыре месяца сдерживала натиск сильнейшей армии Европы, перед которой ранее пали каменные укрепления Копенгагена, Варшавы и Львова. За все время обороны единственный человек, который предложил горожанам сдаться, был соборован, причащен и забит камнями. Полтава - это лакмусовая бумажка дружбы русских и малороссов. Мы добьемся того, что народ поймет, что подвиг жителей города - это подвиг, достойный героев Севастополя. Поэтому, безусловно, мы надеемся на Россию, на гуманитарные программы, которые могли бы нам помочь в этом отношении. Но на сегодняшний день я считаю, что Россия пока проигрывает Полтавскую битву», - с горечью подводит итог своим размышлениям Виктор Шестаков.
И, к сожалению, он прав. Достаточно посмотреть, какие цели ставят перед собой три стороны (ныне – страны), готовясь к юбилею. Со Швецией, правда, все обстоит как раз нормально. Там тоже готовятся к этой дате, но усилия шведов сконцентрированы прежде всего на том, чтобы использовать 300-летний юбилей сражения для выяснения новых исторических деталей этого события – события, которое они честно признают важной частью своей истории.
А вот президент Украины Виктор Ющенко, выступая при этом почему-то от имени всех украинцев, пытается сделать так, чтобы празднование («отмечание», как заметил Виктор Шестаков) юбилея не вылилось, не дай Бог, в демонстрацию российско-украинской дружбы. Более года назад, например, Ющенко, находясь в Стокгольме с визитом, предложил шведской стороне как бы обменяться памятниками: шведам – установить памятник Мазепе, а в самой Полтаве – памятник Карлу ХII. Впрочем, Ющенко ой как не прочь установить памятник предателю Мазепе и в самой Полтаве.
Да и вообще нынешний президент Украины чтит Полтавскую битву лишь под тем углом зрения, что в ходе нее, мол, возник некий шведско-украинский союз Карла ХII и Мазепы, который якобы был призван спасти Европу от России. Но вот незадача – «союз» тот был бит под Полтавой. Ну а главное, эту «инициативу» Виктора Ющенко отвергли с порога сами шведы. В их учебниках истории личность Мазепы если и упоминается, то уж никак не в героическом контексте. Предатель – он везде предатель. Так что ни памятника Мазепе в Швеции не установят, ни честь гетману-изменнику шведы отдавать не будут.
Ну а что же Россия? Да, в прошлом году Владимир Путин, будучи еще президентом России, призвал своего украинского коллегу «совместно отпраздновать» 300-летие Полтавской битвы. Как на это «откликнулся» Виктор Ющенко, мы уже знаем. Но что предприняла Россия в ответ на нарастающую пропаганду украинской стороной «мазеповщины»?
А вот что. Месяц назад в Киев приезжал бывший министр культуры РФ, ныне спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. И вот после его встречи с заместителем министра иностранных дел Украины Владимиром Хандогием, где речь шла едва ли не в первую очередь о подготовке к юбилею Полтавской битвы, на сайте российского посольства на Украине появляется такая запись: «Что касается празднования 300-летней годовщины Полтавской битвы, стороны пришли к общему мнению, что данное событие не требует излишней политизации. Напротив, необходимо акцентировать внимание на гуманитарных аспектах».
Что, простите, «не требует излишней политизации»? Быть может, российской стороне стоит поменьше (а то и не стоит вовсе) говорить о Полтавской битве как о самом что ни на есть наглядном примере братства, фактически полного единства одного и того же, по сути, народа, - который нынешние «украинизаторы» искусственно разделяют на «россиян» и «украинцев»? Пускай Ющенко и его команда продолжают навязывать нынешним украинцам их трактовку истории, по которой украинцы и русские воевали, оказывается, не сообща с общим врагом, а, наоборот, были порознь и к тому же по разные стороны баррикад.
Или, быть может, не надо так часто твердить российским официальным лицам (хотя бы в присутствии украинских коллег) о Мазепе как о подонке и предателе? Ну, на этот счет яснее ясного сказал в свое время еще Александр Сергеевич Пушкин: «Мазепа есть одно из самых замечательных лиц той эпохи. Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть проклятия человечества».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Полностью согласен с Владимиром.Ведь сколько не называй автомобиль запорожец мерседесом он не станет.Но это наш запорожец.
Владимир...если Вы почитаете историю то увидите что Россия очень часно нарушала договоренности с Украиной... (предавала)
Забавно было читать интерьвью посла Швеции на Украине в котором ему был задан вопрос о предложении Украины отпраздновать Полтавскую битву. Сказать прямо: " Вы дураки" он конечно не мог, а назвать умными, так это была бы очевидная неправда.
Врага простить можно, предателя - никогда.
Ровно 300 лет назад Собор Русской Православной Церкви предал вечному проклятию Мазепу, который выдавал себя за православного, а был в действительности поляком Яном Колединским, рьяным иезуитом, прислужником польского короля и ненавистником Руси. Двадцать лет его правления принесли тяжкие беды РУССКОМУ народу Малороссии, ибо до недавнего времени такой нации как "укры" не было, даже подлый Мазепа именовал себя "гетман русский". Полтава вовсе не была препоной на пути шведов. Они устремились к ней в надежде добыть провиант и жильё из разграбленной и опустошённой ими Слобожанщины, где, встретив сопротивление местного населения, зверствовали, уничтожая всё живое.
И чего пенять на Москву? Не в ней, а здесь ходит купюра с
изображением преданного анафеме "укрогероя".Для начала хотя бы сказать себе:" Да не коснётся этой скверны рука моя, чтобы не взыскал Господь".
Киянин, вся ваша беда что вы ничего не умеете делать, только предавать и продавать братьев. Поэтому и в героях у вас международные подонки ходят. Стыдитесь, изобретатели истории и новой национальности.