Русская Церковь спасла Грузинскую от раскола

Прошлогодняя военная авантюра Саакашвили может привести не только к изменению существующих на Кавказе государственных границ, но и к серьезному переформатированию конфессионального пространства в этом регионе. Как заявил исполняющий обязанности первоиерарха Сухумско-Абхазской епархии иерей Виссарион, абхазская церковь готовится объявить о полном и окончательном разрыве с Грузинской православной церковью. По его словам, абхазские православные намерены создать собственную поместную православную церковь с двумя епархиями, Пицундской и Сухумской. Естественно, что грузинский патриарх католикос Илия II не признает права абхазских верующих на церковное самоопределение и квалифицирует заявление отца Виссариона как ничтожное с точки зрения церковных норм.
Русская Церковь также не спешит признавать легитимность церковного раскола Грузинской церкви, который мог бы стать опасным прецедентом конфессионального сепаратизма. В конце концов, сама РПЦ сталкивается с попытками враждебного поглощения своей канонической территории со стороны раскольников (на Украине, в Молдавии и Прибалтике), которые инспирируются влиятельными политическими силами извне. Более того, Московский патриархат ведет в последнее время интенсивный диалог с Грузинской православной церковью в рамках оказания совместного противодействия церковному сепаратизму. Вот почему после августовской войны и признания Россией Абхазии и Южной Осетии Русская православная церковь по-прежнему твердо придерживается своей точки зрения: абхазские и югоосетинские епархии – каноническая территория Грузинской православной церкви.
Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев считает, что единственным способом решить возникшую абхазскую церковную проблему могла бы стать передача местной епархии под временное управление Русской православной церкви. «Если бы католикос-патриарх всея Грузии обратился к Московскому патриарху с тем, чтобы тот стал наместником, временно управляющим Абхазской и Южноосетинской епархиями, то в этом случае были бы сохранены общеправославные каноны, не допускающие вмешательства одной Церкви в канонические пределы другой, а также были бы сохранены честь Грузинской церкви и целостность ее канонических границ», – передает его слова «Интерфакс-Религия». Однако достичь этого, по мнению отца Андрея, можно только на основе консенсуса между братскими церквями – Русской и Грузинской.
'''Обращение руководства Сухумско-Абхазской епархии в эксклюзивном интервью KM.RU комментирует председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев:'''
– Организация, которую я возглавляю, поддерживает и разделяет позицию Русской православной церкви. Потому что церковь – это не организация, а живой организм. В ней ничто не совершается в угоду сиюминутной политической или исторической конъюнктуре. По крайней мере, при мудром руководстве церкви, которое мы сейчас и наблюдаем. Включить или не включить в состав канонической территории те или иные приходы, дать или не дать автономию или автокефалию – чтобы положительно ответить на эти и многие другие значимые вопросы церковной жизни, должны существовать серьезные канонические причины. А каноны – это правила глубинные и священные, по которым живут такие древние церкви, как Русская православная и Грузинская православная. Конечно, все мы по-братски относимся к абхазам. Но мы также по-братски относимся и к православным верующим в Грузии. Грузинская церковь, как и Русская церковь, является частью Вселенской Церкви Христовой. Вот о чем не надо забывать. Церковь – это не государство, которое держится на принуждении. Она зиждется на любви. Это – основной закон и основное правило. Поэтому и священноначалие нашей Церкви, и представители нашей организации, как все верные православные христиане, всегда выбирают любовь. Так что путь может быть только один – полюбовно и канонично договориться. Пока же на выделение Сухумско-Абхазской епархии из Грузинской православной церкви нет никаких канонических причин. С политической точки зрения мы поддерживаем независимость абхазов. Но Церковь Христова живет не год, который прошел с момента августовской войны и признания независимости Абхазии и Южной Осетии, а тысячелетия. Если бы она руководствовалась политической конъюнктурой, от нее ничего бы уже не осталось. Не надо смешивать церковную жизнь с государственной. Церковь должна находиться над политикой. Режимы, в т. ч. Саакашвили, уходят и приходят, а Церковь остается.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Разделение всегда плохо: хирургия - радикальный метод лечения. Да и не лечит этот способ ничего. Можно только приостановить развитие болезни и то не всегда.
Вот смотрю на этих церковных ребят да думку гадаю: а в чем их отличие от государств? Как коты готовы насмерть вцепиться друг в друга ради дележки своей каконической территории. Тока вот какое Господь имеет отношение к их территориям?
не пойдет.
чтобы разрешить накопившиеся проблемы православных церквей нужен Вселенский Православный Собор. И работать он должен очень долго, пока не придут к согласию перед Богом.
А у абхазов есть шанс попроситься в константинопольский патриархат.
_____________________
Думаете турецкий патриарх пойдет на это?
Церковники, как-правило, "забывают" о своём предназначении в угоду сиюминутным и преходящим интересам светской власти:
В 1989г приехавшим в Абхазию с архипастырским визитом Католикосом-Патриархом всея Грузии Илиёй II в сан диакона был рукоположен Виссарион Аплиаа. Годом позднее отец Виссарион также в лоне ГПЦ был рукоположен в сан иерея.
Виссарион в 1997г: "Случилась такая беда, брат пошел на брата, и брат убил брата своего. 2 года мы поминали Патриарха Грузинского Илию, как правящего архиерея. За это можно было получить пулю в лоб, но мы все равно поминали. И вот 2 года не было никаких изменений..."
Тяжко нести пастырский крест, но все-таки они сдались...