• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ШВАНКМАЙЕР Ян
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ШВАНКМАЙЕР Ян

 ШВАНКМАЙЕР (Svankmajer) Ян (p. 04. 09. 1934), чешский режиссер, художник, поэт, теоретик.

По собственному признанию — «воинствующий сюрреалист». В 1950-54 учился в Высшей школе прикладных искусств в Праге, в 1954-58 — на театральном факультете пражской Академии музыкальных искусств (отделение кукольной сценографии и режиссуры); дипломная работа — «Король-олень» Карло Гоцци. В 1957-58 сотрудничал с театром D 34; в 1958 недолгое время был режиссером и художником либерецкого кукольного театра, и в том же году произошла его встреча с Эмилем Радоком — Шванкмайер работал на его кукольном фильме «Иоганнес доктор Фауст», и этот единственный фильм Радока предпочитает всей прославленной чешской кукольной школе (Трнка, Земан, Пояр). Шванкмайер не то чтобы отвергал их достижения, но считал и считает, что и Трнка, и Земан довели свою систему до совершенства, развивать ее дальше некуда, а становиться одним из эпигонов он не пожелал. Кроме того, как определил сам Шванкмайер, «оба они стремились к пластической иллюзии, меня же привлекала грубая реальность. То, что интересует меня в предмете или кинематографической декорации — не пластическая выразительность, но вопрос о том, из чего они сделаны, кто и при каких обстоятельствах к ним прикасался, и т. д. Именно потому с первых же своих фильмов я пользуюсь крупным планом, который исследует как раз всякую «царапину на иллюзии». Естественно, что при таком интересе к предмету Шванкмайер с 1958 много занимается различными видами изобразительного искусства — графикой, коллажами, скульптурой. В 1960-62 Шванкмайер создает при пражском театре «Семафор» театр Масок (спектакли «Иоганнес доктор Фауст», «Собиратель теней» и другие). В 1962-64 Ян Шванкмайер был режиссером театра «Латерна Магика», с которым продолжал время от времени сотрудничать и в дальнейшем. В 1964 году Шванкмайер снял свой первый фильм — «Последний фокус господина Шварцвальда и господина Эдгара» (Posledni Trik Pana Schwarcewalldea A Pana Edgara). Следующие его фильмы — «И. С. Бах. Фантазия в соль миноре» (1965), «Игра с камнями» (1965), «Et cetera» (1966), «Historia naturae» (сюита, 1967). Первые фильмы Шванкмайера сделаны под влиянием маньеризма эпохи Рудольфа II, и «Historia naturae» даже посвящена его памяти. В 1968 Шванкмайер поставил «Сад» (Zahrada) — первый свой сюрреалистический фильм. В том же году — «Квартира» (Byt), в 1969 — «Спокойная неделя в доме» (Tichy Tyden V Dome). Здесь начинается тема заброшенного дома, комнаты которого полны видений, а предметы в отсутствие человека предаются жестоким играм. В 1970 — проникнутая черным юмором «Костница» (Kostnice) (по-другому — оссуарий, сложенная из человеческих костей и черепов знаменитая чешская часовня неподалеку от Кутны-Горы); «Jabberwocky» (1971), задуманный как непринужденная игра старинных игрушек, превратился в «двусмысленный поединок с детством». Манера Шванкмайера менять что-то на ходу в начатом фильме плохо уживалась с социалистическими методами кинопроизводства, и после «Дневника Леонардо» (Leonarduv denik, 1972) наступила вынужденная пауза на семь лет — до 1980. В эти годы он оформляет спектакли в театре «Na zabradli» и «Vecerni Brno», работает художником и занимается спецэффектами на студии «Баррандов», с 1970 участвует в работе группы сюрреалистов, а с 1976 вместе с женой Евой Шванкмайеровой под общим псевдонимом «Костелец» занимается керамикой. Впрочем, для самого Шванкмайера главным всегда оставалось следовать «заданной теме», а воплотится ли она в фильме или гравюре — не так существенно. С 1980 он вновь начинает снимать — «Падение дома Ашеров» (1980), «Возможности диалога» (Moznosti Dialogu, 1982), «Маятник, колодец и надежда» (Kyvaldo, Jama A Nadeje, 1983) и другие работы. В 1987 он снял первый полнометражный фильм «Алиса» (Alice). После этого — «Мужские игры» (Muzne Hry, 1989) и «Другие виды любви» («Another Kind of love», 1988), «Любящее мясо», «Тьма — Свет — Тьма» (Tmo/Svetlo/Tma) и «Флора» (1989), «Конец сталинизма в Богемии» (1990), «Еда» (Jidlo, 1992). В 1994 — второй полнометражный фильм Шванкмайера «Урок Фауста» (Lekce Faust), через два года — «Конспираторы удовольствия» (Spiklenci slasti).

Александра Василькова

1964 ПОСЛЕДНИЙ ФОКУС ГОСПОДИНА ШВАРЦВАЛЬДА И ГОСПОДИНА ЭДГАРА / POSLEDNI TRIK PANA SCHWARCEWALLDEA A PANA EDGARA режиссер, сценарист
1966 RAKVICKARNA режиссер, сценарист
1968 КВАРТИРА / BYT режиссер, сценарист, сюжет
1968 САД / ZAHRADA режиссер, сценарист
1968 HISTORIA NATURAE режиссер
1969 DON SANCHE режиссер, сценарист
1969 СПОКОЙНАЯ НЕДЕЛЯ В ДОМЕ / TICHY TYDEN V DOME режиссер, сценарист, сюжет
1970 КОСТНИЦА / KOSTNICE режиссер, сценарист, сюжет
1971 JABBERWOCKY режиссер, сценарист, дизайнер по производству
1972 ДНЕВНИК ЛЕОНАРДО / LEONARDUV DENIK режиссер, сценарист
1982 ВОЗМОЖНОСТИ ДИАЛОГА / MOZNOSTI DIALOGU режиссер, сценарист
1983 DO PIVNICE режиссер, сценарист, сюжет
1983 МАЯТНИК, КОЛОДЕЦ И НАДЕЖДА / KYVALDO, JAMA A NADEJE режиссер, сценарист
1987 АЛИСА / ALICE режиссер, сценарист, монтажер, дизайнер по производству, художник-постановщик
1989 ANIMATED SELF-PORTRAITS режиссер
1989 МУЖСКИЕ ИГРЫ / MUZNE HRY режиссер
1992 ЕДА / JIDLO режиссер, сценарий
1994 УРОК ФАУСТА / LEKCE FAUST сценарий, художник-постановщик
1996 КОНСПИРАТОРЫ УДОВОЛЬСТВИЯ / SPIKLENCI SLASTI
2000 OTESANEK / GREEDY GUTS режиссер

Теги: Зарубежные персоналии | Режиссер | Сценарист

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Здание МИД РФ © KM.RU, Вадим Черноусов
МИД предложил Азербайджану вернуться к «стратегическому союзничеству»
Набиуллина: у нас впереди очень неспокойные времена
Самолет МС-21 за два года подорожал на 65%
Мединский объяснил смысл новой обложки учебника истории для 11-х классов
Избранное
Наконечный «После меня» (ЕР)
ДМЦ «Скандинавская ходьба по тонкому льду» (интернет-сингл)
Сборник Gods of Metal «From Rock’n’Roll to Heavy Metal»
«Национализация - единственный мирный язык, доступный "коллективному Западу". Активы из фирм и крупные активы их физлиц, находящиеся в России, должны быть конфискованы»
«Калинов Мост», 21 декабря, «ГлавКлуб»
IV Великопостный хоровой фестиваль (открытие), 5 апреля, Большой зал Московской консерватории
Африканец «La Petite Mort» (интернет-релиз)
Украина: 32 года независимой деградации
Окружить Киев: американский эксперт о разрешении украинского кризиса
Воспитание собак
«Дайте Два», 20 ноября, «Мумий Тролль Бар»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.