Так о чем же договорились Америка и Россия?

8 апреля в Праге подписан новый Договор о мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Согласно этому документу, у России и США останется примерно в два раза меньше носителей - МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков, чем по Договору СНВ-1, срок действия которого истек 4 декабря 2009 года.
Новый договор предусматривает, что Россия и США сокращают и ограничивают свои СНВ таким образом, чтобы через 7 лет после его вступления в силу и в дальнейшем суммарное количество у каждой из сторон не превышали, во-первых, 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ). Во-вторых, чтобы не превышали 1055 единиц для боезарядов на них. И, в-третьих, не превышали 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также тяжелых бомбардировщиков, сообщает ИТАР-ТАСС.
В соответствии с данным соглашением упрощается верификационный механизм, что позволит снизить расходы на контрольную деятельность и значительно уменьшить нагрузку на инспектируемые объекты. Упрощены процедуры переоборудования и ликвидации средств СНВ, положения, связанные с информационным обменом, значительно сокращена номенклатура уведомлений.
США и Россия пошли на согласование процедуры обмена телеметрической информацией, исходя из необходимости обеспечения дополнительной транспарентности и предсказуемости своих действий. При этом, какие именно данные будут переданы партнеру, каждая сторона определяет самостоятельно.
По этим вопросам велось много дискуссий, как отметил президент РФ Дмитрий Медведев, и в конце концов стороны пришли к согласию. «В Договоре также установлены положения, касающиеся обмена данными. По этому вопросу мы, что называется, с моим коллегой собаку съели. Разговоров по телеметрии было много-много. Теперь мы большие специалисты в этой сфере, может быть, лучшие специалисты в мире», - пошутил российский лидер.
За обеими странами оставлено право выйти из Договора и решать вопрос о дальнейшем участии в процессе сокращения СНВ. Российская сторона уже заявила, что разорвет соглашение, если почувствует угрозу национальной безопасности из-за количественного и качественного наращивания потенциала ПРО США.
Москва сможет сама определять степень такого влияния, и это специально оговорено в заявлении Российской Федерации, которое стало частью пакета документов Договора, а также в ответном заявлении США.
Новый Договор позволяет сторонам самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений. При этом ко всем средствам СНВ применяется сходный режим, исключающий особые меры контроля за теми или иными системами. Это обеспечивает паритетность и равноправие сторон, а также отражает новый уровень доверия между Москвой и Вашингтоном.
Дмитрий Медведев особо отметил, что Россия заинтересована в тесном сотрудничестве с Вашингтоном по проблемам ПРО. Говоря о перспективах такого сотрудничества, российский президент сказал: «Я, так же как и мой американский коллега, оптимист и считаю, что по этому вопросу мы сможем договориться».
А пока этого не случилось, Россия обнародовала одностороннее заявление относительно противоракетной обороны США. «Договор между РФ и США по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанный в Праге, может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США», - цитирует заявление Интерфакс. Это значит, как отмечается далее, что исключительные обстоятельства, упомянутые в статье 14 договора, «включают также такое наращивание возможностей системы ПРО США, при котором возникает угроза потенциалу стратегических ядерных сил РФ».
Барак Обама в очередной раз подчеркнул, что американские системы ПРО не направлены против России, а должны обеспечить безопасность Соединенных Штатов и их союзников.
Напомним, нынешним Договором не предусмотрены международно-правовые ограничения на развитие систем стратегической противоракетной обороны, что отличает этот документ от предыдущих соглашений этого рода. Администрация США вышла в одностороннем порядке из Договора по ПРО 1972 года.
Отметим, что этот вопрос не был обойден стороной в ходе переговоров. Новый Договор о СНВ предусматривает неразрывную взаимосвязь СНВ-ПРО и возрастающую важность этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений.
Положение о взаимосвязи СНВ-ПРО четко прописано в самом Договоре. Помимо этого, зафиксированы обязательства сторон не переоборудовать и не использовать пусковые установки МБР и БРПЛ для размещения в них противоракет и наоборот.
Стороны также согласились обсуждать отличительные признаки противоракет от МБР и БРПЛ, а также пусковых установок противоракет от пусковых установок баллистических ракет. Это должно повысить транспарентность программ в области стратегической ПРО.
'''Подписанный документ комментирует доктор военных наук, полковник Петр Белов:'''
- Ну что ж, как я и предсказывал, американцы могут пойти на формально совершенно паритетные сокращения, чтобы в конечном счете нас провести. Я уж не буду говорить об американском высокоточном оружии, которое, в принципе, может совсем обесценить наше оставшееся атомное оружие. Но возьмем даже сегодняшний договор. Несмотря на все дипломатические расшаркивания обеих сторон, ясно, что, несмотря ни на какие преамбулы, США будут развивать свою стратегическую ПРО. В конце концов, в США принят закон о развитии этой ПРО и даже специально оговорено, что ее развитию не должны препятствовать никакие последующие соглашения с Россией. То есть свою линию на создание противоракетного щита американцы все равно будут продолжать. А наш президент еще шутит по поводу обмена телеметрией! Это легкомыслие, если не сказать больше.
Американцы все равно ракет не производят – им нам и предоставить нечего. Зато у них созданы замечательные высокоточные системы, например измерительно-сигнатурный разведывательный комплекс MACIT. Это целый комплекс датчиков, работающих во всех средах и во всех диапазонах. Они могут анализировать при запусках наших ракет цикличность двигателей, их возможные перебои, индивидуальные дефекты. Вплоть до анализа состава материалов, из которых изготовлена боеголовка, тип теплоизоляционных материалов, состав конструкций и так далее. А мы при этом еще и сами же будем снабжать их телеметрией. Наверное, чтобы в Пентагоне быстрее дешевле было изобретать перехватчики для наших ракет. И после этого мы еще заявляем, что, если почувствуем угрозу, выйдем из договора! Да когда мы ее почувствуем, уже не о договоре надо будет говорить, а о срочных мерах собственной обороны. Вот только будет ли у нас на это время?
'''Куда более оптимистически настроен председатель Комитета ученых за глобальную безопасность, заведующий Отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр Пикаев:'''
- Договор, на мой взгляд, получился вполне приличный. От нас он практически не требует дополнительных сокращений, более того, мы даже до 500 готовы были сбавить число носителей, а американцы стояли на 1100. Вот им придется подсокращаться уже прилично.
Верификация и вообще механизм проверок вышел, может, чрезмерно либеральный, но, опять же, по нашему настоянию. Нам уж очень хотелось выставить инспекторов из Воткинска, да и из прочих мест. Но и мы теперь не можем с уверенностью сказать – ну, сняли с подлодки «Трайдент» и сколько его блоков уничтожили - все восемь? Или, может, к примеру, только четыре? С другой стороны, если количество носителей так существенно ограничено, ну и что - они из рогатки запускать эти боеголовки будут?
Много было проблем с телеметрией. Но нашим удалось фактически выхолостить этот пункт. Строго говоря, мы подписались лишь под тем, что будем предоставлять американцам для контроля только то, что хотим и когда хотим. И они ничего требовать от нас не могут.
Что касается ПРО, это вообще очень неплохо, что, несмотря на настояния американцев рассматривать этот вопрос отдельно, мы добились включения этого вопроса в данный договор. О взаимосвязи СНВ и ПРО прямо говорится в преамбуле, и американцы это фактически признали. Опять же, в договоре есть статья, запрещающая конверсию, то есть переделку баллистических ракет в перехватчики. Это тоже можно отнести к проблемам ПРО.
Строго говоря, пока для наших «Тополей-М» и «ЯРСов» американская ПРО в сегодняшнем виде угрозы не представляет. Возможно, к началу 2020-х годов американцы начнут создавать что-то, способное перехватывать межконтинентальные стратегические ракеты. Но к этому времени и сегодняшний договор все равно истечет, и нам заранее надо будет думать о своей обороноспособности.
Ну, конечно, в ближайшие годы Обама будет размещать SM-3 в Румынии. Или где-то еще - но это пока не серьезно. Тут дело даже не в договоре. Дело в том, сумеем мы в ближайшие годы преодолеть тот развал в оборонном комплексе, что у нас образовался, или нет. Если сумеем, то уже с 2016 года, согласно планам российского руководства, начнем, уже без Украины, делать свои баллистические ракеты на смену «Воеводе» и «Стилету». Не сумеем – ну тогда никакие договоры не помогут.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Силюсь понять, но никак не могу-
Загнула Россия, НАТО в дугу?
По ПРО все вопросы с НАТО решили.
В реляциях этих мы поспешили.
Скорее Россию НАТО нагнули,
И с президентом всех нас обманули.
Как бы потом от поспешной реляциии
Не оказаться всем нам в "просрации"!
Спросил бы у НАТО что же им нато Что строят ПРО у Российских границ
Ответло б НАТО, одно только нато
Чтоб пали пред нами вы ниц,
Скорей вымирали, ресурсы отдали,
Довольней чем наши небыло б лиц
Когда б не роптали что вас убивали
Едва лишь прикрикним мы - цыц!
09.04.2010 15:28
Том*"освободились от некторых ненужных нам моментов- например контролем над производством на Воткинском заводе"
Все ,что Вы перечислили и так произошло по окончании предыдущего договора,в чем смысл нынешнего,зачем он нужен США,мы и без договора сокращали бы носители и они это знают лучше нас с Вами,в чем "засада",имидж нобелевского миротворца Абамы ,понятно,тщеславие Медведева, тоже,что еще ,и почему такая спешка,высокоточное оружие и ПРО сейчас актуальнее,а здесь уход в другую сторону,почему Россия выступает здесь застрельщиком,хотя давно не обладает тем влиянием в Мире и той ответственностью,как СССР,да у нас ядерный потенциал и благодаря ему с нами еще считаются,но во всем остальном то мы США не ровня,а здесь пытаемся продемонстрировать нашу равную с США ответственность за мировые проблемы ?
Решают украинские выборы. Впрочем Вам, россиянину, по понятным причинам меряющим всё на российский аршин, этого не понять.////////////////\
Да нет, мне, россиянину, по понятным причинам меряющим всё на российский аршин, как раз-таки понятно больше, чем вам кажется.
Верно, украинцы будут решать практически всё сами, но не всё. Достаточно бегло просмотреть украинские сайты.
Но только не 0,1%.
Но это 0,1%, которые решают "Казнить Нельзя Помиловать."
Если бы Путин не стал мило улыбаться Тимошенко в декабре или когда там, как знать, как знать, как знать, кто б сейчас был президентом. А?
В отношении Киргизии, я думаю, вам известны предшествующие события. Тогда вам должно быть понятно, как Москва опосредованно повлияла на всё произошедшее там. Ненапрямую, но произошло, как с Тимошенко.
Россия тоньше вас играет, Мамба.
09.04.2010 11:29 Мамба ---------------------. Кто будет на Украине у власти решает после 2004го уже не Москва.
---------------------------------Так в вашем дурдоме еще даже 2004-ый не наступил? Несчастный.
09.04.2010 13:44 sasha Почему в СНВ Договоре не участвуют другие страны, имеющие ядерное оружие???------------------------------Вы не забыли что это двусторонний договор Россия-США? Но вопрос поставлен правильно...Россия и СШа должны инициировать подписание договора между остальными странами имеющими Я.О. с целью недопущения наращивания их потенциалов.Но это следующая задача.