Третьяковка идет на диалог с Русской Церковью

В Государственной Третьяковской галерее наконец-то сменилось руководство. А вместе с ним, похоже, кардинально изменится и музейная политика.
Вчера в Третьяковке прошло представление нового генерального директора галереи Ирины Лебедевой, исполнявшей в последнее время обязанности руководителя этого авторитетнейшего, всемирно известного собрания русского искусства. Она была назначена на эту должность 19 июля вместо Валентина Родионова, возглавлявшего ГТГ с 1993 года. Минкультуры порвало контракт с ним 18 июля этого года.
Первые же заявления, сделанные Ириной Лебедевой на новом посту, обнадеживают. «Нам бы хотелось развивать конструктивный диалог с РПЦ не только в ключе древнерусского искусства, но и современного», – сказала она на церемонии своего официального представления. «Хотелось бы позитивного диалога, серьезного разговора, а не тех скандалов, которые подчас возникают», – отметила первый в истории музея женщина-директор, прозрачно намекнув на «наследство», оставленное ее предшественником.
А оно носит во многом как раз скандальный характер. Так, в 2005 году Родионов санкционировал проведение выставки «Русский поп-арт», которая вызвала протесты со стороны православной общественности. В 2007 году он же «благословил» отправку для экспонирования за рубежом еще более скандальной выставки – «Соц-Арт. Политическое искусство в России». Лишь своевременное вмешательство тогдашнего министра культуры Александра Соколова позволило в последний момент изъять из этой экспозиции 17 работ, порочащих Россию.
Ну а форменным апофеозом выставочной деятельности, связанной – правда, не напрямую, а опосредованно – с именем Родионова, стала выставка «Запретное искусство – 2006», которую провели в московском Центре им. Сахарова тогдашний руководитель отдела современного искусства Третьяковки Андрей Ерофеев и экс-руководитель сахаровского центра Юрий Самодуров. Название этой выставки определялось самим порядком формирования экспозиции: организаторы собрали там только те экспонаты, которые были отвергнуты устроителями других смотров. В итоге «Запретное искусство» приютило у себя такие «шедевры», как матерный текст на фоне Распятия, откровенную порнографию и т. д. и т. п.
Вот как описывал в интервью [http://news.km.ru/sud_vnov_zajmetsya_zapretnym_isk KM.RU] свои впечатления от посещения этой выставки Олег Кассин, координатор Общественного движения «Народный Собор», которое подало на устроителей этой экспозиции иск в прокуратуру:
«Человеку, не видевшему лично выставленную в Сахаровском центре мазню, трудно получить объективное представление об истинном характере злодейства, совершаемого в самом центре Москвы. Тем более что организаторы запретили фото- и видеосъемку на территории выставки, делая ее еще более заманчивым запретным плодом, предлагая людям соблазн опыта очевидца как единственный способ узнать, что же там на самом деле выставлено. Являясь православным христианином и зная из прессы о примерном содержании выставки, я не испытывал ни малейшего желания посещать ее. Но, т. к. по образованию я – юрист, то посчитал своим долгом пресечь совершаемое в отношении верующих зло, обратившись в правоохранительные органы. Однако для этого было необходимо лично иметь четкое представление о характере правонарушения. Поэтому в выходные я побывал на этой выставке…»
«Все, что писали об этой выставке в православных СМИ, – чистой воды правда, – продолжал Кассин. – Но на самом деле действительность куда более ужасающа. Помимо издевательских коллажей над христианской символикой и подобным им богохульных картин, там есть и откровенные порнографические сцены гомосексуального характера. Причем ряд таких сцен – откровенно издевательского по отношению к армии характера. Например, встречаются отлитые из металла скульптурные композиции из нецензурных слов, аналогичные надписи и много другой гадости».
«Пожилая смотрительница выставки «Запретное искусство», – рассказывал Олег Кассин, – весело хихикая, лукаво предлагала каждому посетителю заглянуть в дырочку на фальшстене, за которой находятся «шедевры»: издевательские коллажи над христианской символикой, откровенные сцены гомосексуального характера и прочее. Среди «экспонатов» – творения небезызвестного А. Тер-Оганьяна, рубившего прилюдно иконы топором, картина «Икона-икра», снятая по требованию православной общественности с выставки в Третьяковской галерее, другие мерзкие «произведения». Очевидно, все это действо является проверкой, насколько наше общество способно терпеть гной в собственном теле…».
И православная общественность – как, впрочем, и мусульманские, и иудейские религиозные деятели страны – терпеть этот гной не стала. Сейчас в Москве идет суд над двумя организаторами «Запретного искусства» – Самодурова и Ерофеева обвиняют в разжигании межнациональной розни и глумлении над морально-нравственными основами нашего общества. Оба они, кстати, уже покинули те должности, которые занимали в то время. При этом Ерофеева уволил с поста руководителя отдела современного искусства Третьяковки сам Родионов. Но ведь именно Родионов и пригрел в свое время в галерее Андрея Ерофеева, а затем даже «благословил» последнего на формирование экспозиции выставки «Соц-Арт. Политическое искусство в России». Так что Родионов «по праву» может считать себя соорганизатором всех самых гнусных выставок современного «искусства».
На фоне такого «наследия», которое оставил после себя Родионов, позиция нового директора Третьяковки Ирины Лебедевой выглядит прямо-таки образцовой. Хотя на самом деле ничего сверхъестественного она не заявила. Просто-напросто в стране, чья великая культура «замешана» на Православии (а Третьяковка обладает к тому же величайшим в мире собранием икон, которое можно смело назвать «гвоздем» всей ее экспозиции), конструктивный диалог с Русской Церковью является, по меньшей мере, нормой.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Атеисты, отнюдь не коммунистические фанатики. Это бывший семинарист и его подручные уничтожал людей и их культурные ценности. Атеисты запустили спутник, Гагарина в космос. Комсомольцы и коммунисты выиграли войну. Разве этого мало? А религиозные люди могут только фанатично убивать ради спора: кто лучше понимает Бога. Сейчас во всех странах стоят религиозные руководители и кровавые войны идут по всей планете. Разве атеисты-коммунисты небольших стран хотели войн? Только Россия продолжала православную традицию распространить свое влияние на весь мир. Вот и лезли во все конфликты, а часто их и раздували. Рухнул СССР и затихли конфликты во вмногих странах (Никарагуа, Ангола и ...всех и неупомнишь).
Иудохристиане должны сначала вернуть язычникам всё незаконно присвоенное и покаяться, за убийства язычников в годы крещения Руси
Воинствующий атеизм оставил после себя одни руины и сам исжился, когда практиически нечего уже стало разрушать. Люди восстанавливают разрушенные храмы, строят новые церкви, благоустраивают территории. А чем могут похвастаться атеисты?
"опора в народе" не юридический термин, не надо им бросаться. 50 лет назад "опорой в народе" был воинствующий атеизм. И что
Ув. Язычник.Я мало об этом знаю, но в моем представлении сколь не мало влияние православия на россиян, а язычество-и того меньше.Скажите, разве сегодня язычество имеет опору в народе? Надеюсь, что ничем вас не задел.