В дни кризиса Россия спасает не себя, а Африку

Россия за два последние года списала долги африканских стран на сумму около $10 млрд и стала одним из лидеров среди развитых государств по уменьшению долгового бремени Африки. Об этом, как передает РИА «Новости», не без гордости сообщил вчера на заседании Генассамблеи ООН постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. «Мы уже занимаем лидирующие позиции по объемам списания задолженности стран континента: только за последние два года Россия списала африканские долги на сумму порядка $10 млрд, фактически удвоив общую сумму списания», - приводит агентство слова российского дипломата.
И останавливаться на этом, как выясняется, Россия не собирается - несмотря на мировой финансово-экономический кризис, Москва рассматривает возможность полного списания долгов беднейших стран Африки. Причем речь идет о долгах, которые не подпадают под критерии официальной помощи развитию – соответствующей программы помощи, согласованной ведущими странами мира под эгидой ООН.
Правда, этот подарок, который Россия намерена сделать Африке уже в ближайшем будущем, выглядит не столь уж щедрым на фоне предыдущих масштабных списаний. Ведь тянет он «всего-навсего» на $750 млн – больше-то и долгов перед Россией у африканских стран не осталось. Впрочем, Африка не может на нас обижаться – ведь за время новейшей истории Россия списала африканским странам целых $16 млрд (из которых за два последние года – вышеупомянутые $10 млрд). Вряд ли кто-нибудь другой был столь же щедр к Черному континенту.
Поразительная щедрость России простирается, впрочем, далеко не только на Африку. В этом году, например, мы успели списать уже более $11 млрд отнюдь не самой бедной азиатской стране – Ираку. А за это Багдад обмолвился, что даже может допустить российские компании к некоторым второразрядным работам по разведке и освоению своих нефтяных запасов. А может и не допустить – ведь главными распорядителями иракских нефтяных недр, несомненно, останутся американские корпорации.
Вообще, за последние годы размах «всепрощенчества» России просто поражает. «Только за последние три года Россия списала задолженность развивающихся стран более чем на $40 млрд», - заявлял в 2005 году замминистра иностранных дел РФ Юрий Федотов. А ведь после этого произошли масштабные списания долгов Ирака ($11 млрд), Ливии ($4,6 млрд), Алжира (около $7 млрд), африканских стран (около $10 млрд).
Прощая развивающимся странам многомиллиардные долги, Россия одновременно с завидным упорством стремилась все эти годы досрочно погасить свои долги (сделанные преимущественно во времена Горбачева и Ельцина) развитым странам. Не счесть уж, сколько раз глава нашего Минфина Алексей Кудрин преподносил нам как великое благо очередную новость о том, что наша страна с опережением графика погасила ту или иную задолженность Международному валютному фонду, Лондонскому или Парижскому клубам кредиторов. Мы, мол, сэкономили на процентах, уверял всех нас «на голубом глазу» Кудрин. Хотя все мало-мальски знакомые с мировой финансовой практикой люди прекрасно понимали, что глава Минфина, мягко говоря, лукавил - проценты по тем долгам, которые досрочно гасила Россия, были очень льготными. Во всяком случае - несопоставимыми с уровнем той инфляции, которая захлестывала в это время Россию. Все эти годы наша страна жила – в части обслуживания своих государственных внешних долгов – в расходящихся в разные стороны направлениях. С одной стороны, Минфин писал рапорты о целесообразности списания того или иного долга какой-либо страны перед Россией. А с другой стороны, то же ведомство Кудрина с пеной у рта доказывало целесообразность скорейшего погашения доставшейся нам в наследство от Горбачева и Ельцина задолженности западным странам. Одно уже это сопоставление столь разнонаправленных трендов ставит под сомнение по крайней мере профпригодность команды Кудрина.
И уж особо это становится очевидным на фоне поразившего в т. ч. нашу страну финансового кризиса. Правительство изыскивает сейчас огромные суммы на то, чтобы заткнуть какую-нибудь очередную пробоину, полученную в результате мирового финансового шторма. Как бы пригодились сейчас те десятки миллиардов долларов, от которых Россия в свое время добровольно отказалась (в крайнем случае часть этих долгов вполне можно было реструктурировать или перепродать с дисконтом). Да и загодя возвращенные Западу миллиарды тоже ой как пригодились бы стране в период кризиса.
Но деятели, определяющие политику России в сфере внешней государственной задолженности, повторим, продолжают вести страну сразу в двух противоположных направлениях.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Блин, я в шоке.
А что продать эти долги нельзя было ?
Или это пиар по русски.
Деньги то пренадлежат нам всем, от грудного ребенка до старика, нам.
А подумать не судьбы наверное было?
Блин, я в шоке.
А что продать эти долги нельзя было ?
Или это пиар по русски.
Деньги то пренадлежат нам всем, от грудного ребенка до старика, нам.
А подумать не судьбы наверное было?