В России заведено 1542 уголовных дела по исчезновению экспонатов из различных фондов и музеев, включая Эрмитаж, сообщил министр культуры Александр Авдеев, выступая в рамках правительственного часа в Совете Федерации. Эта цифра, пояснил министр, промежуточный результат проверки комиссии, созданной в связи с крупной утерей экспонатов в Эрмитаже. В самом Эрмитаже не хватает 404 экспонатов, половина из которых исчезла в период с 1925 по 1980 гг., вторая половина приходится на дело о продаже ценностей сотрудниками музея в 2008 г. Из-за плохого хранения разрушено 2653 экспоната, но они не списаны положенным образом. «Бюджет не сможет осилить создание фонда хранилищ в каждом крупном музее, однако возможно создать в каждом регионе по единому фондохранилищу на субъект Федерации», - указал министр.
Баба Клава комментирует:
- В музеях я давно не была, но до сих пор помню главный экспонат - табличку «Руками не трогать!». Детишки, конечно, все равно тянутся ручками – интересно ведь латы рыцаря пощупать, а тетки из присматривающих громким шепотом их одергивают.
Теперь, знатичца, выяснилось, что теток энтих надо было в подвалах держать, чтобы те, кто с фондами работают, тоже ничего руками не трогали. Оченно, понимашь, липкие ручонки у некоторых хранителей древностей. Сегодня старинную вазочку потрогал – завтра ее уже в трущобах Запада с аукциона продают. Но ведь вазочку или статуэтку в ридикюле не вынесешь! Вокруг коллеги, на выходе мильтон с пистолетами. В чем же тогда дело?
Когда министр говорит о «плохом хранении», ему сочувствуешь: руки, конечно, не доходят – столько всего в запасниках лежит… Но слышишь: оказывается, заведено уже полторы тысячи уголовных дел – и понимаешь, что руки оченно даже дошли. А ноги унесли в неизвестном направлении. Получается, все в сговоре, заняты одним общим преступным делом. И одна липкая рука другую моет. Но ведь тогда это уже не государственное учреждение, а мафия.
И главное, государство об этом знает, но свои же ценности перепрятать не может, потому что нет денег на строительство помещений под фонды. Тогда на что оно надеется? На то, что найдется наконец Янтарная комната и все сокровища можно будет в нее запихать? Или, может, кажный ломбард смилостивится и выделит шкафчик под музейные ценности? В ломбарде ведь – не у директора Эрмитажа: бусинки не пропадет!
В общем, цифирь неутешительная… Ну, раз имеется такое тягалово, я предлагаю поступить гениально просто. Всю мелочь, которую в запасниках прячут и которая за пазухой умещается, выставить в залах, чтоб была на виду. А то, что покрупнее, наоборот – снести в хранилища. Не будут же искусствоведы при посетителях картины снимать и в сумки складывать. Потому что народный контроль – это как красота - страшная сила.