Век Михаила Миля

В эти дни отмечается столетие со дня рождения выдающегося авиаконструктора – Михаила Леонтьевича Миля. Под его руководством получили «путевку в небо» 9 типов серийных вертолетов марки «Ми» – самых массовых и надежных винтокрылых машин мира.
Михаил Миль родился 22 ноября 1909 года в Иркутске, его отец был железнодорожным служащим, мать – зубным врачом. Необычные дарования проявились в мальчике уже в детстве: он легко обучался иностранным языкам, был прекрасным пианистом, рисовал. Практически на каждой странице его детского дневника есть рисунки карандашом, акварелью. Он, как и другой прославленный художник – Леонардо да Винчи, рисовал на бумаге прообразы своих будущих творений...
В 12-летнем возрасте Михаил Миль сделал модель самолета, которая победила на конкурсе в Томске. В 1925 году он поступил в Сибирский технологический институт, проучился там два года, а затем перевелся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность.
Вот как описывает журнал [http://www.bratishka.ru/archiv/2004/11/2004_11_4.php «Братишка»] момент, определивший последующую судьбу конструктора: «Однажды товарищ Миля по институту Михаил Захаров рассказал ему, что в Англии испанский конструктор Хуан Сиерва испытал диковинный летательный аппарат с необычным названием «автожир». Вскоре выяснилось, что и под Москвой, в Центральном авиационном государственном институте, авиаконструктор Николай Камов работает над созданием подобной машины. Перед выпускным курсом Миль пишет ему письмо с просьбой прислать вызов на практику. Летом 1930 года Михаил уже работал авиационным механиком на первом автожире Камова КАСКР-1».
Через год, в 1931 году, несмотря на «неблагонадежное» социальное происхождение, зарекомендовавшего себя и окончившего институт перспективного специалиста Миля принимают в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского. Он участвует в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, а вскоре переходит на автожирный завод заместителем Николая Камова.
В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 гг. Миль работал в эвакуации в поселке Билимбай на Южном Урале, занимаясь усовершенствованием боевых самолетов, улучшением их устойчивости и управляемости – в частности, придумал усилители приводов закрылок, облегчившие пилотам управление тяжелыми груженными бомбардировщиками.
В 1947 году Миль становится главным конструктором советского опытного КБ по вертолетостроению. В 1951 году под руководством Миля был создан первый советский серийный трехместный вертолет Ми-1. В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12 и др.
«В начале 60-х гг. Миль с коллегами участвовал в знаменитом мировом авиасалоне в Ле-Бурже», – продолжает «Братишка». «На родину Михаил Леонтьевич вернулся уже с новой идеей: в стране не было надежного боевого вертолета...
В КБ приступили к разработке вертолета огневой поддержки Ми-24. Миль называл его «воздушной боевой машиной пехоты». Создавая концепцию нового вертолета, он знал, что требуется армии. Наступала новая эпоха, когда главным преимуществом в войне становилась мобильность подразделений. Но это приходилось доказывать многим военачальникам той поры, которые продолжали жить категориями Великой Отечественной, и за которыми оставалось решающее слово.
Он добился от высшего руководства страны задания на разработку боевого вертолета. Это была машина с необычной аэродинамикой, имевшая самолетный планер. Здесь Миль во всем блеске проявил себя как аэродинамик. Но для передачи своего детища в серийное производство конструктору не хватило сил. В 1967 году у него случился обширный инфаркт, и долгое время Миль оставался прикованным к кровати. Осенью 1969 года состоялся первый полет вертолета Ми-24. Михаил Леонтьевич присутствовал на этих испытаниях. А в январе 1970 года гениальный конструктор скончался».
Дочь Михаила Миля, Надежда Миль, накануне юбилея конструктора в интервью программе [http://www.vesti.ru/doc.html?id=327000 «Вести»] так вспоминала о своем отце: «Он очень хорошо рисовал. Это – его рисунки акварельные, которые он делал для дачи». Она вспоминает, что отец с детства прививал ей любовь к искусству, сам играл на фортепиано, устраивал выставки живописи прямо у себя на заводе. Физик и лирик, ее отец привнес новое видение в конструирование летательных аппаратов. «То, что он прекрасно рисовал, давало ему возможность творчества, – сказала Надежда Миль. – И его вертолеты – считается, что они красивые».
К столетию Михаила Миля, на территории МВЗ им М.И. Миля в подмосковных Панках, внутри созданного им самого большого и мощного в мире вертолета Ми-12 открыли музей. Надежда Миль – экскурсовод в музее Миля. Здесь – блокноты с рисунками, фотографии и награды, приз Сикорского с надписью: «Пионеру от пионера». Легендарный американский инженер оценил достижения своего коллеги.
Новый музей находится внутри Ми-12 на территории завода и открыт пока только для сотрудников. Но уже вскоре на предприятии собираются открыть экспозицию, где на всеобщее обозрение будут выставлены все машины, созданные великим конструктором.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Стас: "Рамки и масштаб понятия "хороший человек" заданы христианской моралью ( естественно в христианском и иудейском мире)..."
- нууу... как христианский "бох", так впрочим и все прочие "боги" - пренепременно ДОЛЖНЫ характеризоваться таким свойством - как НАКАЗЫВАТЬ(а порою по желанию их левой пятки(бо "промысел божий недоступен смертным!") - и просто казнить до смерти) - за тривиальное НЕПОСЛУШАЕНИЕ(не следование "божьим" заповедям)...
- ну, и КАК это соотносится с "христианской моралью"?
- да и вообще ЛЮБАЯ религия предписывает не особо церемониться с "неверными", "инакомыслящими"(еретиками) и "проповедниками иных конфессий"...
- Поскоку МАТЧАСТЬ(распределение материальных ресурсов) - это дело сурьезное! С ним шутить нельзя. Ну вот религия(в лице израильских раввинов) - и не шутит - а ДОЛОЙ АРАБОВ с "еврейской" земли! - Почему?! - А потому что арабы - они типа "недостойны" - а евреи наоборот - "достойны" - ибо так "пожелал бох". Но промысел его не доступен смертным. А пофих
АлекСандр->enginer(у).
"...
Как отнестись к человеку который ради Спасения 1000 уничтожит 10 ?!
"
- МИРОВОЗЗРЕНИЕ "хорошего" разбойника тем и специфично - если лично ему ничего не грозит - то он готов уничтожить произвольное количество народа - если лично ЕМУ светит достойный(с его точки зренрия) - куш.
- поскольку окромя ИНТЕРЕСОВ - лично его персоны(ну и возможно интересов его ближайших родственничков и компаньонов) - интересы всех прочих людей - интересуют его лишь в той степени - в которой те интересы СОВПАДАЮТ с ЕГО личными интересами...
- и так что ЖИЗНИ "чужих людей" тут порою могут "взвешиваться" не с жизнями "своих людей" - а просто - с желанием разбойника получить красивую цацку.
Вспомните-ко классически-английское:
"У англии НЕТ ни вечных союзников, ни вечных противников - но есть вечные ИНТЕРЕСЫ..." Это конечно не гитлер:"если миллионы русских погибнут строя наши сооружения - то воновать меня будет только вопрос готовности наших сооружений" - но оччень похоже.
Рамки и масштаб понятия "хороший человек" заданы христианской моралью ( естественно в христианском и иудейском мире) и известными заповедями, полученными иудеями на горе Синай, плюс отдельные проповеди И.И.Христа.
Евреи народ талантливый, но конечно это не генное качество и сильно обощенное.Естественно есть сколько угодно придурков.И главное: не существует ни богоизбранных, ни мессианских народов.На эти мифические звания не могут претендовать ни евреи, ни русские и никто вообще.
enginer(у). На Ваши реплики.
Кто бы Спорил.
Я и писал:
1/. "..исходные условия где то будут равны.." – Это просто попытка найти исходную точку дискуссии.
2/. "..независимо от национальной принадлежности, а это сложнее.."
- в Реальности Это Конечно одна гольная Теория, типа: что бы было если…
3/. Насчет Вашего: «..2. Вряд-ли одно и то же высказывание "хороший, честный человек" в устах "разбойника" и в устах "священника" будут означать один и тот же набор человеческих качеств!..».
Даже Не Спорю, конечно точка зрения, что есть «Плохо» - «Хорошо» очень субъективна.
Как отнестись к человеку который ради Спасения 1000 уничтожит 10 ?!
С позиции 10 – конечно Отвратно, а с позиции 1000 – вполне Допустимо.
Вот поэтому в п.2 принял за Основу Только прямое прочтение текста Давида.