Заговор нефтяников: России грозит дефицит бензина

Федеральная антимонопольная служба заподозрила крупнейшие российские нефтяные компании в картельном сговоре. Об этом заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев в ходе встречи с представителями Российского топливного союза (РТС). Противозаконные действия нефтяников могут повлечь за собой дефицит топлива в нескольких регионах страны, отметил руководитель налоговой службы.
Согласно данным проверки, проведенной аудиторами ФАС, крупные госкомпании, такие как Роснефть и «Газпром», отказываются отгружать топливо частным компаниям. В результате независимые АЗС вынуждены закрываться. «Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной», – такие слова Артемьева приводит РИА «Новости» 26 апреля. Отметим, ФАС далеко не первый раз пытается привлечь нефтяников к уголовной ответственности: за последние годы крупнейшие игроки топливного рынка России выплачивали государству внушительные штрафы за манипулирование ценами.
Так, в конце декабря 2010 года ФАС обеспокоилась ростом цены на топливо и потребовала от нефтяников объяснения ситуации. С октября по декабрь ушедшего года цены на дизель выросли на 53%, на авиакеросин – на 30%. Не получив объяснений от руководителей нефтяных компаний, ФАС завела в отношении Роснефти, ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» антимонопольные дела и обвинила их в необоснованном завышении цен на нефтепродукты.
Сейчас наиболее сложная ситуация с топливом сложилась в Алтайском крае. В регионе прекратили работу большинство независимых автомобильных заправок, цены на остальных АЗС в течение 23-24 апреля выросли на 20%. Огромные очереди автомобилистов образовались возле заправок Роснефти. Из-за большого притока клиентов Роснефть стала отпускать бензин только по карточкам постоянного покупателя и в ограниченном объеме – до 20 литров топлива в одни руки. Дефицит топлива также наблюдается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске и на Сахалине. Как заявил РИА «Новости» глава Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша, признаки дефицита топлива «ощущаются» и в Москве, однако эксперт уверен, что такой ситуации, как в Алтайском крае, в столице не будет.
«Если крупные игроки, такие как Роснефть, «Газпром нефть» и другие, снижают розничную цену на 5 руб., то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1-2 руб. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит», – так прокомментировал сложившуюся ситуацию на заседании ФАС и РТС президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.
Лидеры российского нефтяного рынка обвинения ФАС категорически отвергают. По словам источников из Роснефти, компания не снижала объемы поставок в Алтайский край; более того, недавно Роснефть приняла решение о дополнительных поставках топлива в регион. «Данная ситуация вызвана прежде всего сокращением поставок топлива другими нефтяными компаниями и независимыми трейдерами. Роснефть не сократила поставки нефтепродуктов в Алтайский край в марте-апреле текущего года, а относительно 2010 года увеличила, в частности, поставку высокооктановых бензинов на 47%», – цитирует представителя Роснефти РИА «Новости».
Сами нефтяники обвиняют в топливном кризисе антимонопольщиков. Дело в том, что ФАС в начале 2011 года ввела государственное регулирование цен на бензин. «Нефтяные компании – коммерческие организации, они пытаются максимизировать свою прибыль, никто не может заставить их работать себе в убыток. После того как ФАС ввела меры по ограничению цен на топливо, нефтяные компании переориентировали продажи на экспорт. Соответственно, на внутреннем рынке возник недостаток предложения, что спровоцировало дефицит, – поделился своим мнением с порталом FinTimes.ru аналитик ИК «АК Барс Финанс» Александр Сидоров. – Мы видим, что госрегулирование не привело к положительному результату. Однако возвращаться к старой схеме функционирования нефтяного рынка сейчас нельзя, т. к. может начаться рост цен. Сейчас на рынке топлива сохраняется большой спрос, многие виды бензина выпали с рынка из-за норм «Евро-3», дефицит уже присутствует. Скорее всего, государство будет искать другие методы ценового регулирования. Не исключено, что ФАС введет лимит на экспорт, чтобы привлечь нефтяников к внутреннему рынку».
От преследования нефтяных компаний ФАС, по мнению экспертов, вряд ли откажется. За 2008-2009 гг. ведомству удалось собрать с нефтяных гигантов порядка 15 млрд руб. штрафов. За необоснованное завышение рыночных цен на топливо штрафы ФАС заплатили «Газпром нефть», ТНК-ВР, Роснефть и ЛУКОЙЛ. Роснефть в рамках «первой волны» штрафов заплатила больше, чем остальные компании, – 1,508 млрд руб. Самый крупный штраф «второй волны» ФАС обязала выплатить ЛУКОЙЛ: частную нефтяную компанию оштрафовали на 6,5 млрд руб. Как стало известно 26 апреля, ФАС уже решила оштрафовать алтайское подразделение Роснефти.
Комментарии читателей Оставить комментарий
я с Бийска(Алт край) вот уже как 3й день как все это снова начилось.бензина в пол городе нет, а где есть там очереди и огромные цены с 24 до 29 рост 92го за 2 дня.что будет дальше только гадать
"буратино" @А вы сейчас платите налоги , а что за это имеете,где эти деньги?Что упало в гос кормушку-то только для избранных , так-что при национализации ничего не изменится- за роялем то-же самое останется..."
Изменится. Примеров масса. От Венесуэлы и Ливии, до Норвегии и ОАЭ, где бензин стоит 30 центов(9 руб) за литр. И мне и Вам наплевать, что будут делать с деньгами поступившими в бюджет от национализированной нефт. отрасли, но то что их будет на порядок больше однозначно. Ибо выручка не будет оседать в офшорах и растаскиваться "эффективными собственниками" на замки во Франции и яхты по 100 млн. долл. А самое главное бензин не будет дорожать на 50% в год. А если будет, так уже понятно с кого спрашивать...
ты забыл добавить -ПАРТИЮ ВОРОВ И ЖУЛИКОВ!
Лень было писать, поэтому процитирую только что спертое с другого инфоресурса, тем паче я почти полностью согласен с автором;
//////Геннадий Скулкин считает, что «бензиновый кризис» можно решить на уровне всей страны, совершив всего три действия. Во-первых, повысить таможенные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов (до уровня рентабельности глубокой переработки в РФ. "это мое прим".).
Во-вторых, учесть опыт развитых стран, где структура естественных монополий разделена на добывающие и производящие компании и на розничную сеть, чтобы у независимых сетей были равные условия с розничными сетями монополий. (мое примечание будет ниже)
«Про нас часто говорят, что наценка розницы очень велика. Но мы сами хотим, чтобы нам ограничили наценку, скажем, до 25%. Наценка при этом не должна быть ниже 15%, чтобы розница не могла устанавливать цены ниже определенного уровня, – это третья мера», – рассказал Скулкин (его комментарий опубликован на сайте ИА «Алтапресс»).
В любом случае рукотворный, по сути, кризис на топливном рынке решить можно будет только ручным же вмешательством. И совершенно очевидно, чьи руки это сделают. //////
К поледнему абзацу я бы добавил;
- совершенно очевидно В ЧЬЮ пользу эти руки ЭТО сделают. Уверен, что дураков подумавших что в пользу граждан НЕТУ.
Ко второму пункту я бы предложил ДРУГУЮ основу парадигме - ПРОДАЖА СЫРЬЯ (нефти, газа, леса и пр.) должна быть НАЦИОНАЛИЗИРОВАНА и находиться в руках государства.
Пусть частники добываю нефть (газ, руду) по фиксированным закупочным ценам с каждого месторождения (на условиях открытого конкурса), пусть другие частники перерабатывают купленную нефть, и продают продукты переработки. Главное, что бы государство имело механизм формирования условий выгодности в РФ глубокой переработки, с постепенным переходом к запретительным экспортным пошлинам.
ЗЫ. НЕ ругайтесь... оно и так понятно что с нонешней властью оно НЕВОЗМОЖНО. Я просто озвучил своё видение целей, задач и способов их решения.
Авы сейчас платите налоги , а что за это имеете,где эти деньги?Что упало в гос кормушку-то только для избранных , так-что при национализации ничего не изменится- за роялем то-же самое останется...