Западу не нужна «газовая ОПЕК»

Альянс трех главных газодобывающих государств приобретает все более ясные черты. На долю России, Ирана и Катара приходится 60 процентов мировых запасов «голубого топлива». Первая совместная встреча руководителей газодобывающих отраслей трех стран прошла в Тегеране 21 октября. Следующая назначена на ноябрь и пройдет в Москве. Не исключено, что на этой встрече «большая газовая тройка» оформится в постоянно действующую организацию со штаб-квартирой и уставом. Западным партнерам, откровенно говоря, это не очень нравится.
Призрак бродит по Европе – призрак так называемой «газовой ОПЕК». Европейский союз, который чрезвычайно зависит от чужих углеводородов и, в том числе, от импортного газа, очень не хочет, чтобы поставщики всех стран соединялись. Правда, на это можно возразить, что стерпел же в свое время Запад создание нефтяной ОПЕК (Организации стран-экспортеров нефти). Однако между первым и вторым есть некоторая разница.
Во-первых, когда в 1960 году создавалась ОПЕК, мир не был так тревожен, депрессивен, опасен, разочарован и циничен, как сегодня. Мир тогда наслаждался торжеством прогрессивных идей. Страны так называемого «третьего мира» с энтузиазмом преодолевали последствия колониализма и неоколониализма, и все прогрессивное человечество им за это аплодировало. Поэтому, когда несколько государств Азии, Африки и Латинской Америки, обладающие запасами «черного золота», решили создать свою организацию, на это трудно было что-то возразить по существу.
Во-вторых, контроль стран ОПЕК над рынком нефти составляет 40 процентов. Причем, самих этих стран – целая дюжина. «Большая газовая тройка», как уже было сказано выше, обладает 60-ю процентами всего «голубого топлива» на Земле. Разумеется, контролировать рынок и обладать запасами – это не совсем одно и то же, однако довольно близко. Наконец, в-третьих, отметим следующий немаловажный момент. Среди членов ОПЕК тоже имеются страны, которые не любят Америку и вызывают в ней ответное сильное чувство. Это Иран, это Венесуэла, это Ливия (кто бы что ни говорил). Однако погоду в организации делают все же друзья Америки: прежде всего, Саудовская Аравия, а затем – ряд нефтяных монархий Персидского залива. При этом Россия в ОПЕК вообще не входит. Если же взять «большую газовую тройку», картина получается иная. За исключением маленького Катара, остальные два участника группы имеют серьезные разногласия с Америкой.
Объективно говоря, США не заинтересованы ни в каком альянсе газовых стран. Потому что при любой конфигурации такого альянса ключевые роли в нем достанутся крупнейшим экспортерам – то есть все той же России и все тому же Ирану.
Впрочем, иранская и российская позиции внутри возникающего альянса газовщиков существенно различаются между собой. Комментирует глава Института национальной энергетики '''Сергей Правосудов''': «Россия в данном случае не настроена так жестко и категорично, как Иран, который говорит о том, что необходимо создавать газовую ОПЕК, необходимо жестко конфликтовать с потребителями, давить на них. Россия как самый крупный поставщик газа на внешний рынок занимает более мягкую позицию. Говорит, что координация нужна, конечно, нужны совместные проекты, не нужно допускать того, чтобы на одном рынке был переизбыток газа, и это приводило бы к резким падениям цен на него. Нужно равномерно распределять ресурсы между всеми, чтобы было взаимовыгодное сотрудничество.
Разумеется, у Москвы с Вашингтоном дискуссия одна, у Тегерана – другая. И все же возможный союз неуступчивых «газовщиков» Америку беспокоит. И это притом, что, вообще-то говоря, сами американцы ни российский, ни персидский газ не покупают и покупать пока не собираются. А с Европой, как и между собой, по газовым делам Тегеран и Москва способны договориться без посредников.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Мало что Западу не нужно , "газовый ОПЕК" нужен России и Ирану .
"хороший" расклад!!!-----НО НАМ ТО ЧТО ОТ ЭТОГО??? НИ ТЕПЛО НИ ХОЛОДНО!! ЧТО ПО КАЖДОЙ ЭКОНОМ ИНИЦИАТИВЕ----НАДО "ДОБРО" ПОЛУЧАТЬ У ПИНДОСОВ???? ДА ПУСТЬ ОНИ ОТ ЗЛОСТИ---ВСЕ ЗУБЫ СПИЛЯТ! НАМ ДО ЛАМПОЧКИ!!
Забыли спросить.