]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Минобразования обнаружило «лишних» учителей

18:16 16.12.2010
, Кирилл Говоров

Образовательное сообщество обсуждает планы ведомства по «оптимизации»

Образовательное сообщество продолжает обсуждать планы правительства по сокращению численного состава учителей. Главным аргументом сторонников этой затеи являются ссылки на продолжающийся демографический кризис, а именно постоянное уменьшение количества учеников, которых обучает один педагог. По данным Минобразования, в настоящее время на одного учителя в России приходится не более 8-9 учеников. А в будущем это соотношение, как ожидается, будет только сокращаться.

Казалось бы, это классический пример ситуации «было бы счастье, да несчастье помогло». То есть когда в условиях уменьшающейся численности школьников появляется возможность существенно повысить качество обучения. Очевидно, что последнее во многом зависит от степени нагрузки на педагогов. Однако, судя по всему, широковещательные декларации российских властей о необходимости масштабных инвестиций в «человеческий капитал» как одном из ключевых условий успешной модернизации не находят подтверждения в реальной практике принятия управленческих решений. А главной мотивацией наших элит по-прежнему остается банальное стремление сэкономить.

По мнению главного проводника образовательной реформы господина Фурсенко, численный состав учителей необходимо сократить примерно на 200 тысяч человек, чтобы таким образом - чисто механически - довести его до соотношения, имеющегося в европейских странах. Правда, при этом министр образования не уточнил, на какие цели будут потрачены сэкономленные средства. Но, видимо, вряд ли на то, чтобы довести заработную плату российских учителей до уровня их западных коллег.

Объявив в Год учителя о предстоящих сокращениях, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко сделал учителям поистине «царский (точнее, министерский) подарок». При этом он попытался заручиться «безупречным алиби», элегантно переведя стрелки на уровень региональных властей. Он, в частности, сообщил, что решение конкретных кадровых вопросов находится в компетенции региональных органов управления образования. Однако не секрет, что отмашка профильного министра может быть воспринята встроенными во властную вертикаль региональными департаментами образования не просто как легитимирующий фактор, а, скорее, как прямое «руководство к действию».

'''Предполагаемое сокращение учительского корпуса прокомментирует президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:'''

- Расчеты, которые произвел министр образования, разделив общее количество учеников в России на общее количество учителей, мягко говоря, не совсем корректны. Речь должна идти не о том, сколько должно приходиться учеников на одного учителя вообще в среднем по стране, а о наполняемости конкретных классов. Потому что, как известно, если в классе 10-15 учеников, то он вполне обучаем. Когда в нем уже 20 учеников, то он считается слабо обучаемым. Если же один учитель приходится на 30 учеников (или, не дай Бог, все 40), то это вообще необучаемый класс. В последнем случае коэффициент обучения будет уже стремиться к нулю.

Когда наши руководители, в том числе министр образования, говорят о том, что в Европе на одного учителя приходится не более 15-16 учеников, они умалчивают одну простую вещь - что речь идет именно о наполняемости классов. В Европе запрещено иметь в классах больше 15 учеников. В таком случае классы делят. Вот почему в странах ЕС поддерживается достаточно высокое качество обучения. В России же в некоторых отдаленных, сельских и малокомплектных школах действительно бывает ситуация, когда в одном классе обучаются по 4-5 человек. Но мы должны пойти на это, потому что других вариантов нет. Более того, данное положение способствует повышению качества обучения. Это как раз то, что нам надо, если мы говорим об инновационном развитии и модернизации. В противном случае можно утверждать, что налицо определенное лицемерие. Более того, когда чиновники начинают ссылаться на небольшую наполняемость классов и говорят, что этот процесс необходимо оптимизировать, в результате это, как правило, приводит к закрытию малокомплектных школ с небольшой наполняемостью классов.

Сегодня около 1600-1800 школ ежегодно закрываются в рамках программы «оптимизации». Это означает, что небольшие школы в сельских поселениях закрываются, а детей переводят в другие, более отдаленные от них города либо большие села. Детей приходится возить далеко на автобусах по нашим страшным дорогам. А это и небезопасно, и нерентабельно (если уж мы говорим об экономии). Все знают, что в России всегда были две беды - дураки и дороги. А теперь появилась третья - дураки, которые заставляют по этим дорогам возить детей в школы.

Сокращение школ - это чрезвычайно опасное явление. Вместо того чтобы давать ему зеленый свет, лучше использовать особенность нашей ситуации, чтобы повысить уровень обучения. Причем для того чтобы было высокое качество обучения, необязательно в каждой школе иметь полный набор учителей. Существуют очень хорошие методики дистанционного обучения через Интернет, возможности которого сегодня не используются в полной мере. Если бы в сельской школе стоял набор компьютеров со специальными программами, подключенных к учебным каналам, то учитель сможет находиться в каком-нибудь районном центре и через Интернет спокойно сразу на весь район давать урок физики или химии. А рядом с ребятами будет находиться классный наставник, который будет следить за тем, чтобы они четко выполняли все требования учителя. По такому пути идут малокомплектные школы в Юго-Восточной Азии (например, в Южной Корее, Таиланде).

Видимо, наши чиновники из Минобразования готовы рассматривать только западный опыт. Те же американцы не используют дистанционную систему по одной простой причине. Как известно, это «нация на колесах». В США еще в 1930-е гг. была создана очень мощная дорожная инфраструктура, а каждая американская семья имеет автомобиль (а некоторые даже по 2-3). Поэтому в Америке программа «Школьный автобус» работает очень успешно. У нас же совсем другая ситуация, и нам до этого еще очень далеко. Если же говорить про Европу, то здесь вообще другая плотность населения.

Темы: Общественно-политическая жизнь в России, Образование в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 17.12.2010, 15:59
    Гость: Евгения

    Здравствуйте, с наступающим Новым годом! Я дорабатываю 2недели по заявлению об уволнении и приглашаю "лишних" учителей на освобождающуюся должность учителя нач кл в Железногорск (нужны в др шк ещё 4 учителя). В Красноярске на сегодняшний день вакансии на 17 мест учителей нач шк, более 25 ин яз. Мне лично надоело работать за гроши, учительские дети тоже хотят кушать не только картошку с молоком, одеваться, развлекаться ( бассейн, катание на лыжах, коньках, велосипеде...-трудно обеспечить, получая 40 руб в день за клас рук-во, обучая 29 учеников за 50 руб в час). 9 января я поддержу своих коллег, пойду на акцию протеста даже в 50 градусный мороз. Работу уже нашла. Почти без писанины, индив занятия (мне нравится заниматься непосредственно с ребёнком, родителям не нужна гора отчётности, требуемая от администрации, да ещё распечатанная на орг технике, которой не обеспечивают- тратишь на неё заработанные копейки), заработок в мес от 25000.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 16.12.2010, 20:40
    Гость: Гость

    Вперед сокращаем школы, разрушим продадим ну а затем начнем занова строить. Как с Дет.Садами.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 16.12.2010, 19:58
    Гость: Наиль

    В первую очередь надо сократить численность министерств образования РФ и регионах вместе с Фурсенко, или посадить их на зарплату учителя.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 16.12.2010, 19:49
    Гость: пёс

    у нас в классе было 37 человек, из них 2 дауна, а все остальные нормально обучились... правда это было в СССР...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 16.12.2010, 19:26
    Гость:

    Фурсенко уже впору расстерять как врага народа и диверсанта.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (9)
]]>
]]>
Выбор читателей
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
© KM.RU, Алексей Белкин
Николай Арефьев: «Мы пополняем бюджет за счет штрафов»
Путин назвал минимальную рождаемость, которой надо добиться
В России формируется «новое цифровое дворянство»
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
QUEENtet Сергея Мазаева «Петр Ильич Чайковский. Сюита из балета Щелкунчик» (CD + винил)
«Весь шум про "провал США", "тотальную катастрофу" имеет смысл только с точки зрения картинки, которая складывалась с середины 70-х много десятилетий»
«Горшенев» показал величие основателя «Короля и Шута» в «Песнях брата»
В опере «Спросите Аду» раскрыли роль дочери Байрона в создании искусственного интеллекта
Что нужно знать о панкреатите?
Соломенные еноты «Горбунок»
Судебное заседание по МН17: новые шаги защиты
Как отремонтировать трещины в потолке?
Алексей Горшенев защитил Константина Циолковского от разного сброда
Алексей Дьяков «Живая вода»
Стройка – ложь, да в ней намёк
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.