Единственный выживший в катастрофе под Ярославлем заговорил

16 октября будет 40 дней с момента страшной катастрофы в небе над Ярославлем, в результате которой в полном составе погибла одна из лучших команд российского хоккея – местный «Локомотив». Расследование трагедии идет в традиционном российском ключе: сначала – много громких заявлений официальных лиц самого высокого уровня, стук кулаком по столу с требованием «найти и доложить», затем – рапорты полицейских и прочих начальников о том, что «еще немного, еще чуть-чуть», и результат будет, а потом – тишина.
Расследование катастрофы ведет комиссия из представителей Межгосударственного авиационного комитета и Следственного комитета. Однако, как сообщает источник «Комсомольской правды» в СК, не обходится без проблем: следователи недовольны темпами работы МАК. «Они слишком долго расшифровывают черные ящики, – рассказал газете Владимир Герасимов, заслуженный летчик России, участвовавший в расследовании многих авиакатастроф. – Скрывают информацию от журналистов, хотя президент сказал, что секретов по этой аварии быть не должно».
Возможно, пролить свет на обстоятельства трагедии помогут показания единственного выжившего в момент аварии – инженера по эксплуатации лайнера Александра Сизова. Его уже допрашивали следователи, а накануне он дал интервью Первому каналу. «Перед вылетом самолет был в идеальном состоянии, подготовка осуществлялась в обычном режиме», – рассказал Сизов, который лично проводил осмотр самолета до взлета. Однако уже в момент разбега стало понятно, что что-то идет не так, как должно. «Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем; немного времени прошло, я понял, что по грунту идем. С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет, и сейчас мы разобьемся», – рассказал он.
При этом он не может точно сказать, был ли нажат тормоз при разгоне самолета. «Если бы торможение было резким, я бы почувствовал это, а если тормоз был нажат плавно, то нет», – пояснил Сизов. Напомним, что, по одной из основных версий следствия, самолету помешал взлететь один из пилотов, державший во время разгона ногу на педали тормоза. Слова Сизова подтверждают, что никакой «ошибки блондинки», когда пилот начинает разгон, забыв снять стояночный тормоз, не было. Впрочем, это уже однозначно опровергли следователи ввиду отсутствия характерных следов на взлетной полосе.
Поскольку инженер по эксплуатации занимается обслуживанием лайнера на земле, но не имеет отношения к управлению самолетом в воздухе, Сизов сидел не в кабине пилотов, а в салоне, со всеми пассажирами – на последнем ряду справа. Александр говорит, что в момент крушения самолета не был пристегнут. «В момент удара все полетело, и меня чем-то сильно ударило, потому что правая сторона вся поломана. В воде я уже, честно говоря, ничего не видел, ничего вокруг практически не замечал – ни пожара, ни самолета, ничего», – вспоминает он. По словам Сизова, его спасло какое-то чудо, а пережить это тяжелое время помогли любовь жены и семья. По словам инженера, он уже готов к выписке и с нетерпением ждет этого дня. «Профессию я не буду менять, потому что очень много отдал ей. Возможно, только летать не буду», – добавил Сизов.
Между тем в понедельник эксперты технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы Як-42Д, в которой погибла хоккейная команда, начали летные эксперименты, с помощью которых рассчитывают однозначно подтвердить или, наоборот, опровергнуть основную версию трагедии. Всю прошлую неделю, сообщает «Коммерсантъ», сотрудники Летно-испытательного института им. Громова (ЛИИ) готовились к проведению экспериментов, главная цель которых – установить причину трагедии, унесшей жизни 45 человек. Они зарезервировали Як-42Д и подготовили в подмосковном Жуковском взлетно-посадочную полосу, на которой обычно проходят испытания новых самолетов. Экспериментальный «Як» по своим техническим характеристикам полностью соответствовал разбившемуся 7 сентября в ярославском аэропорту. Его загрузку и развесовку эксперты обеспечили, разложив в салоне имитирующие пассажиров и груз мешки с песком.
На первом этапе эксперимента пилоты просто подняли машину в воздух, полностью скопировав при этом все действия погибшего экипажа, но «без воздействия на самолет дополнительной тормозящей силы». Поскольку уже установлено, что разбившийся «Як» был исправен, его двигатели работали в штатном режиме, а все рули находились во взлетной конфигурации, у испытателей на этом этапе не возникло никаких проблем. Благополучно набрав высоту, они просто еще раз доказали, что ничего, кроме торможения, помешать взлету Як-42 в Туношне не могло.
В ходе же второго этапа предстоит проделать поистине филигранную работу. Одному из летчиков придется увеличивать режим работы двигателей, разгоняя машину на полосе и одновременно поднимать руль высоты, чтобы задрать вверх ее нос, в то время как его напарник будет сдерживать разгон самолета и вынуждать его клевать носом вниз с помощью тормозной педали. Сложность предстоящей задачи заключается в том, что два летчика должны с точностью до долей секунды определить момент прекращения эксперимента и начать совместное экстренное торможение, иначе эксперимент рискует также стать трагедией.
Если эксперимент подтвердит, что причиной катастрофы стало именно воздействие на самолет «дополнительной тормозящей силы», виновниками трагедии признают пилотов. Однако вопрос, почему один из них тормозил, скорее всего, останется открытым, а в окончательном отчете Межгосударственного авиационного комитета будет в обтекаемой форме сказано, что катастрофа произошла из-за плохой подготовки летчиков и ошибок, допущенных ими при взлете, предполагает «Коммерсантъ».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Не поверю, что при проведении саммита о ожидании высоких шишек, на ВПП не было ни одной видеокамеры. НЕ ПОВЕРЮ!!! Покажите, как взлетал самолет, и не надо проводить дорогостоящих экспертиз. ТАК ВЕДЬ НЕ ПОКАЖУТ! ТАМ ВЕДЬ ПРАВДА БУДЕТ! А она так не нужна перед выборами!
А что, нажатие на педаль тормоза не регистрируется "чёрным ящиком"? Может, всё-таки, "тормозящая сила" возникла из-за перегрузки коммерческим грузом? В интернете можно найти некую расшифровку переговоров экипажа (подлинность на совести тех, кто её публиковал), так вот из неё следует, что самолёт штатно набрал скорость 230 км.час, необходимую для обычного взлёта, однако командир взлетать медлил. И взлёт, судя по этим переговорам, происходил со скоростью, не меньшей 230, но самолёт подняться не смог. Это может служить подтверждением наличия коммерческой перегрузки, о которой командир (возможно, один из экипажа) знал и стремился набрать скорость, соответствующую реально имевшемуся взлётному весу. Если эта версия верна, то эксперименты с тормозами в ЛИИ делаются либо для отвода глаз, либо просто для полноты картины (на самом деле, МАК обычно скрупулёзно рассматривает все возможные версии, и отчёт по расследованию лётного происшествия - гора бумаги).
Все очевидно - самолету не хватило длины полосы для взлета (не дали),но для отвода глаз разовьют бурную деятельность и следственные эксперименты. Правды мы все равно не услышим.
В этом случае диверсантом будут считать ананима.
Не переживайте; проверят и это, то-биш: взлёт с короткой полосы (точнее-искусственно укороченной).