Новосибирские ученые открыли новый класс химических соединений

14:35 19.01.2015

Новосибирским ученым из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН удалось синтезировать новый класс химических аналогов нуклеиновых кислот («фосфорилгуанидины»), сообщает «Российская газета».

По мнению ученых, новые химические соединения вполне могут стать ключом к решению такой задачи медицины, как регулирование работы генов в клетках организма.

Отмечается, что новосибирские ученые работают в области генной терапии уже несколько десятилетий, и данное исследование является продолжением работ Дмитрия Георгиевича Кнорре и Нины Ивановной Гриневой. Еще в 1967 году ими была выдвинута революционная концепция терапевтических препаратов на основе олигонуклеотидов, которые способны комплементарно связываться с клеточными нуклеиновыми кислотами и направленно влиять на работу генов и перенос генетической информации с ДНК и РНК.

«Мостиками» между звеньями-нуклеотидами в новых соединениях выступают не отрицательно заряженные фосфатные, а нейтральные фосфорилгуанидиновые группы. В результате молекулы могут беспрепятственно проникать сквозь липидные мембраны живых клеток и образовывать прочные комплексы в виде двойной спирали с клеточными ДНК и РНК.

Эти свойства делают открытие ученых возможной основой средств медицинской диагностики, а также лекарственных препаратов нового поколения, которые, в частности, смогут помогать в борьбе с наследственными болезнями.