Историк восстановил военные биографии лучших полководцев Тамерлана
Миниатюра из Шах-наме, конец XIV века. Изображение с сайта nsu.ru
В лаборатории гуманитарных исследований НГУ на основе комплексного анализа средневековых письменных источников реконструировали военные биографии двенадцати лучших полководцев знаменитого азиатского завоевателя Амира Тимура. Это первое в мировой историографии масштабное исследование, посвященное самым ярким военачальникам легендарного Тамерлана.
На кафедре археологии и этнографии НГУ уже много лет изучают историческое наследие азиатских народов. В лаборатории гуманитарных исследований НГУ обратили внимание на военное искусство Тимура.
Это целый пласт военной истории, который практически не изучен, - говорит ведущий научный сотрудник лаборатории, доктор исторических наук Леонид Бобров.
Несмотря на то, что армия играла исключительно важную роль в государстве Тимура, специальных работ по военному искусству этого среднеазиатского полководца очень мало. До сих пор не систематизированы данные по вооружению, тактике и военной стратегии завоевателя, и, что особенно удивительно, вплоть до недавнего времени был совершенно не изучен командный состав его армии. Если маршалам Наполеона или полководцам Чингисхана посвящены десятки монографий и сотни научных статей, то военачальники Тимура за последние 300 лет ни разу не становились объектом специального научного исследования.
Вне всякого сомнения, Амир Тимур может быть отнесен к числу самых выдающихся полководцев Азии. Подчеркивая его жестокость по отношению к противнику, нельзя не отметить и его удивительный военный гений, позволивший молодому барласу превратиться в некоронованного Владыку Полумира, - рассказывает ученый о Тимуре. Он никогда не называет его Тамерланом. «Хромой Тимур» — это оскорбительное прозвище, данное полководцу врагами.
Личность Тимура производила столь сильное впечатление на его современников и потомков, что практически совершенно затмила тех людей,которые сражались под началом великого завоевателя, помогая ему в военных свершениях. Исправить данную несправедливость взялись новосибирские ученые, которые реконструировали военные биографии двенадцати наиболее выдающихся военачальников Тимура.
Мы собрали если не все, то большую часть источников, в которых содержались данные о военачальниках Тимура. Это две «Книги побед» («Зафар-наме»), написанные в первой четверти XV века и содержащие детализированные описания походов и сражений Тимура и его военачальников. Ценные биографические сведения о полководцах содержат «Дневник похода Тимура в Индию» Гийасаддина Али, «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1405–1406)» испанского посла Руи Гонсалеса де Клавихо и другие произведения. Некоторые тексты для нас были заново переведены с персидского и арабского языков. Совмещая разные источники (мусульманские и европейские), мы получили очень интересные результаты, - рассказывает Леонид Бобров.
По словам ученого, всех военачальников Тимура по степени воинского мастерства можно разделить на три условные группы. В первую входили «полководцы по призванию» — люди, с детства одаренные военными талантами: Хаджи Сейф ад-Дин, Джеханшах-бахадур, Мухаммед-Султаншах, Осман-бахадур, Шайх Нур ад-Дин-бек. Тимур очень ценил этих воинов и старался связать с собой родственными узами. Вторую группу представляют «полководцы по должности». В нее входили сыновья соратников Тимура: Сулейман-шах, Худайдад, Бердибек. Эти полководцы унаследовали должности и воинские контингенты своих отцов и обладали военными талантами разного «калибра».
В частности, зять Тимура Сулейман-шах первоначально не имел ярко выраженной склонности к военному делу. Но невозможно было быть при Тимуре и не стать полководцем! В ходе многолетних походов Тимур так «натаскал» зятя, что тот «вырос» в достойного военачальника.
К третьей группе, «полководцы по рождению», относятся наследники Тимура: сыновья Омар-шейх и Мираншах, а также внук Мухаммед-султан. Этой группой Тимур занимался лично, постепенно усложняя боевые задачи и поднимая уровень воинской компетенции своих подопечных. Талант учителя и колоссальная боевая практика дали впечатляющие результаты. Сыновья Тимура прославились среди современников и потомков как талантливые военачальники, а внук Мухаммед-Султан стал по настоящему выдающимся полководцем своего времени.
Проведенное исследование высветило роль, которую играли полководцы в создании державы Тимура. Каждому из них будет посвящена отдельная научная статья. Первая будет опубликована в мае 2016 года в сборнике «Война и оружие», приуроченном к майской международной оружеведческой конференции в Санкт-Петербурге, и расскажет о Джеханшах-бахадуре.
На мой взгляд, это самый талантливый полководец Тимура. Такой «среднеазиатский Суворов», который умел сочетать стремительность и натиск с хладнокровием и упорством. Блестящий тактик и одаренный стратег. За свою недолгую жизнь он воевал на огромных просторах Евразии от берегов Средиземного моря на западе до Иртыша на востоке и от Поволжья на севере до Индии на юге. Джеханшах, сыграл важную роль в разгроме Золотой Орды в конце XIV века, что оказало значительное влияние на историческое будущее Российского государства. Противниками Джеханшах-бахадура на протяжении его военной карьеры были туркмены, персы, моголы, грузины, хорезмийцы, татары, черкесы, русские, индусы, арабы, турки, афганцы и многие другие. Джеханшах дал десятки сражений и практически во всех одержал победу, - рассказывает Леонид Бобров.
В начале XV века Джеханшах фактически контролировал всю западную часть Империи Тимура, в том числе Азербайджан, Малую Азию, Ирак и другие территории. Испанский посол Руи Гонсалес де Клавихо в своем дневнике называл Джеханшаха «главным начальником», «самым храбрым и доблестным человеком». Полководец, давший десятки сражений и неоднократно сражавшийся в рукопашной, в конечном счете погиб не от вражеской стрелы или сабли, а от руки своего товарища по оружию (причиной послужил конфликт из-за женщины и политические интриги).
Мы надеемся, что данное исследование заинтересует наших узбекских и казахстанских коллег, потому как некоторые из военачальников Тимура происходят из родов, которые теснейшим образом связаны с жителями нынешнего Узбекистана и Казахстана, - говорит историк.
Изучение военных биографий полководцев является частью большой работы, которое ведет лаборатория гуманитарных исследований НГУ.
- Это первое комплексное исследование по военному искусству Тимура, где рассматривается: вооружение, тактика, фортификация, осадное искусство. Исследование, посвященное военачальникам Тимура, является частью раздела по военной организации чагатайской армии. Общим итогом нашей работы должна стать единая монография, посвященная военному искусству Тимура. Думаю, результаты научного исследования будут интересны не только профессиональным ученым, но и широкому кругу любителей истории Востока, а также кадровым военным, так как военное искусство Тимура и его полководцев является важной составляющей мирового военно-исторического наследия, - считает ученый.
Автор: Дина Голубева
Комментарии читателей Оставить комментарий
У русских, эрзи, киргизов, таджиков, некоторых подов из алтайцев, башкир и казахов гаплогрупа R1a присутствует потому, что эти народы идут от одного корня.
Это хорошо прослеживается на казахах - гаплогруппа R1a присутствует только у тех родов, которые, согласно родовым легендам, родом из "северных мест", причем несмотря на долгое смешивание их до сих пор легко отличить от других казахов чисто внешне, по разрезу глаз.
У русского, алтайца, киргиза и таджика может оказаться гаплогруппа R1a. Но ведь они принадлежат к разным племенным группам, и это очевидно.
Нам тотчас напомнят, что гаплогруппа R1a не определяет внешность. Но тогда что она определяет?
Лишь то, что некогда предки этих людей передали им этот признак - R1a. А другие признаки, включая внешность, не передались, были заменены другими.
Использовать гаплогруппы для выявления родства племен нельзя, потому, что R1a – это далеко не вся наследственность.
Ведь нельзя же утверждать, что владельцы разных компьютеров в разное время работали с одним и тем же набором программ лишь потому, что во всех этих компьютерах одна из программ одинаковая?
Тимур признанный владыка Средней Азии. У него войска. Он постоянно в походах на этой территории. Когда планирует куда идти, заранее высылает людей со скотом и семенным фондом по ВСЕМУ направлению будущего похода. Иначе в походе кроме заботы о пропитании для людей и лошадей ничего др. не будет. Скорее всего он занимается взиманием дани. О каких "битвах" при этом можно говорить? Пришёл в город, надрал жо...у тем, кто посмел упорствовать. Территория большая. Требуется постоянный контроль. Вот и проездил более 30 лет, туда-сюда. Конечно у него сложилась своя стратегия и тактика. Она изложена в "Уложении Тимура". Но ему, по-моему, никто никогда серьёзно не противостоял.
Тут мы, наконец, сталкиваемся с тем главным загадочным противоречием, которое сейчас заставит Герасимова лавировать между Сциллой научного метода и Харибдой традиционной истории. Дело вот в чем.
С одной стороны, вроде бы "всем известно", что Тимур был монголом. А с другой — многочисленные средневековые источники утверждают, что Тимур выглядел как индоевропеец! Сегодня им обычно не верят, заявляя, будто "эти источники ошибались". Посудите сами: кто осмелится сегодня сказать, что "монгол Тимур был индоевропейского типа"?
Итак, перед Герасимовым лежит череп Тимура. Он восстанавливает его скульптурный портрет и с удивле-нием видит, что получился человек индоевропейского типа. Это — натуральный европеец! Выпуклое, не плоское лицо. Как ученый, Герасимов не в состоянии скрыть этот факт, хотя во время реконструкции он, вероятно, старался (в пределах возможного) максимально придать портрету монголоидные черты.
1. Имеют ли историки ХОТЬ ОДИН ПОДЛИННЫЙ документ Т`эмира?
2. Чем они ДОКАЗЫВАЮТ его подлинность?
3. Чем они ДОКАЗЫВАЮТ идентичность летописного правителя, по прозвищу "Тамерлан" и эксгумированых в 1941 году останков?
4. К какой гаплогруппе принадлежат останки из мавзолея?
Это лишь то, что лежит на поверхности.