Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Линкору «Гебен» оставалось только прятаться

16:32 26.06.2016
, Алексей Олейников
Линейный крейсер «Гёбен». Фото с сайта ru.wikipedia.org

Осложнившиеся отношения России и Турции заставляют вспомнить многолетнюю историю военного противостояния наших стран

Мы предлагает читателям материал профессора Алексея Олейникова, автора книги «Турецкий капкан: 100 лет спустя»

5-го марта 1915 года Черчилль сообщал военно-политическому руководству России: «Велико­британское правительство самым серьезным образом надеется, что русский флот, когда наступит этот момент, тотчас же придет ко входу в Босфор и начнет в соот­ветствии с английской морской атакой Мраморного моря систематическую с дальнего расстояния бомбардировку внешних фортов Босфора. Великобритан­ское правительство придает первостепенное значение совместным действиям русского флота с союзным флотом».

Россия поддерживала реализацию этой операции повышенной стратегической важности, планируя и собственную Босфорскую экспедицию (см. ниже).

Начало Дарданеллъской операции поставило вопрос о характере помощи, которую могла бы оказать Россия помимо организации Босфорской операции.

Считалось, что, помимо усиления уже выполнявшейся блокады угольного района Анатолийского побережья (Зунгулдак - Эрегли) для прекращения снабжения углем Константинополя, турецких промышленных предприятий и флота, русское командование сможет демон­стративными действиями флота прико­вать к району Константинополя значительные сухопутные силы противника, не позволив их перебросить на Галлиполийский полуостров.

Не имея весной 1915 г. возможности немедленно выделить круп­ные сухопутные силы для десанта, русское командование намечало оказать союзникам содействие «в виде демонстраций Черноморского флота у Проливов, которые в зависимости от достижения союзни­ками успеха могут быть развиты, включительно до занятия Босфора Черноморским флотом и флотом союзников совместно».

Действия русского Черноморского флота определялись приказом командующего флотом адмирала А. А. Эбергарда, на основе директивы Ставки от 19-го февраля 1915 года, в которой, в частности, говорилось «В ближайшее время предполагаются совместные действия англо-французского флота с участием их десантного корпуса против Дарданелл.

Черноморскому флоту надлежит оказать содействие в виде демонстрации у проливав, которая, в зависимости от достижении нашими союзниками успеха, может быть развита включительно до занятия Босфора совместно Черноморским флотом и флотом союзников».

Русский флот получил в качестве задачи решение вопросов блокады Босфора и разрушения укреплений и инфраструктуры противника, что он в течение 1915 года успешно и осуществлял.

Первая бомбардировка состоялась после получения от английского командования в Дарданеллах сообщения о намеченном на бли­жайшие дни прорыве союзного флота в Мраморное море 28-го марта. Затем бомбардировки повторились 25-го апреля, 2-го, 3-го и 10-го мая.

Адмиралы А. А. Эбергард и С. Карден поддерживали постоянную связь, в частности, на союзном флоте присутствовал спе­циально откомандированный на британский флот русский офицер-наблюдатель. 

Черноморский флот осуществил несколько набегов на берега Турции, в том числе пролива Босфор. В это время он включал в себя линейные корабли-додредноуты «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав», крейсера «Кагул», «Память Меркурия» и «Алмаз», миноносцы, авиатранспорты, подводные лодки и вспомогательные суда.

Укрепле­ния противника подверглись артиллерийскому обстрелу с линкоров, топились турецкие транспортные суда, выставлялись мины заграждения. Кроме того, Черноморский флот осуществлял поиски вдоль анатолийских берегов Турции для осмотра и обстрела прибрежных пунктов и для уничтожения турецких судов, перевозящих в Константинополь уголь из Зунгулдака. Эти действия были весьма успешны. Так, при бомбардировке 28-го марта «было несколько прямых попаданий в батареи, причем в одном случае был вызван взрыв, давший характерный столб дыма, окутавший на время одну из батарей».

2-го мая были расстреляны с моря и атакованы гидросамолетами с воздуха турецкие береговые батареи у Босфора. В операциях участвуют линкоры и крейсера при поддержке миноносцев и гидроавиации с авиатранспорта, ходят к Босфору и русские подводные лодки.

Таким образом, сковывались турецкие сухопутные и морские силы, уничтожались ресурсы.

Бомбардировки были направлены, прежде всего, на угольные копи (в основном, район Зонгулдака) и объекты инфраструктуры противника. Очевидец вспоминал: «… флот подошел к Зунгулдаку, где от него отделился линей­ный корабль «Три Святителя» с тралящей партией и миноносцами 1-го дивизио­на. Крейсера и миноносцы 1-го дивизиона ушли в дозор, дивизия кораблей дер­жалась в море в качестве прикрытия на случай появления «Гебена». Идя за тра­лящей партией, линейный корабль «Три Святителя» начал обстрел сооружений для промывки угля с 40 кабельтовых на первом галсе и закончил свою стрельбу, сделав последний галс в расстоянии 20 кабельтовых от Зунгулдакского маяка.

Громадное здание промывки угля с большими фабричными трубами нескольки­ми 12-дм снарядами было совершенно разрушено, также были разбиты здания для сортировки угля, электрической станции и стенки набережной мола; залпа­ми 6-дм орудий уничтожены оба погрузочных крана в гавани, перекидным огнем обстреляны сооружения по добыче угля и железнодорожная станция заводской дороги, расположенная за горным кряжем.

С моря было видно, что Зунгулдак после бомбардировки принял неладный вид, но, как последствия показали, хотя разрушения и были велики, угольная деятельность турок уничтожена не была... Мно­гие сооружения с моря не могли быть обстреляны, так как гористая местность защищала их от обстрела».

Материальный эффект деятельности Черноморского флота был очень существенным: в условиях отсутствия других видов транспорта, с началом войны морские пе­ревозки угля из угольного района Зонгулдак-Эрегли в Босфор приобрели для Тур­ции большое значение. Удары рус­ских линейных кораблей и блокада, кото­рую осуществляли миноносцы и подводные лодки, против ту­рецкого судоходства постепенно наращи­вались, поставив под угрозу срыва постав­ки угля в турецкую столицу.

Бомбардировки и блокада босфорского бассейна и уничтожение транспортных судов почти полностью парализовали вывоз угля. Стремясь получить хотя бы минимальное его количество, турки вынуждены были постоянно эскортировать суда, перевозившие уголь, используя для конвоирования даже такие крупные корабли, как «Гебен».

Действия русского флота против Эрегли-Зонгулдакского бассейна, привели к тому, что турецкий военно-морской флот был посажен на голодный паек и расходо­вал топливо лишь для самых необходимых операций, а все военные мероприятия постоянно находились под угрозой остановки.

Черноморский флот сковал лучшие корабли германо-турок – «Гебен» и «Бреслау». Линейный крейсер «Гебен», самый современный и боеспособный корабль неприятеля, так и не смог принять участие в отражении союзников у Дарданелл. Хлопот же он мог доставить, ведь даже старый турецкий линкор «Хайреддин Барбаросса» причинил много неприятностей англичанам.

Первая встреча бригады линкоров Черного моря с «Гебеном» и «Бреслау» состоялась 18 ноября 1914 года, когда «Гебен», узнав о выходе русского флота в море и очередном обстреле им Трапезунда, подстерегал русские кораб­ли на обратном пути.

Русские корабли, обнаружив по радиопереговорам присутствие «Гебена» и «Бреслау», начали сокращать интервалы, миноносцы стали подтягиваться к эскадре. Из-за державшегося вокруг сильного тумана бой свелся в основном к поединку «Гебена» с наблюдавшим его лучше всех линкором «Евстафий». Русские старые линкоры показали себя грозным врагом новейшему кораблю. Когда дистанция до противника составляла лишь 38 кабельтовых, державший флаг на «Евстафий» А. А. Эбергард приказал немедленно открыть огонь.

С первого же залпа русские комендо­ры накрыли «Гебен» и 12-дюймовый снаряд, пробив 127-мм броню, разор­вался внутри кормового каземата ле­вого борта, вызвав сильный пожар. Немцы, в то время заслуженно считав­шиеся отличными артиллеристами и гордившиеся своей способностью по­ражать цель третьим залпом (перелет, недолет, накрытие), такого не ожидали. Противник резко изменил курс и открыл ответный огонь из своих 11-дюймовых орудий.

В дальнейшем сражение, известное как бой у мыса Сарыч, свелось к дуэли флагманских кораблей. К сожалению, плохая видимость и низко стелющийся дым не позволили вести прицельную стрельбу следовавшим в кильватерном строю за «Евстафием» русским линко­рам «Иоанн Златоуст», «Пантелей­мон», «Три Святителя» и «Ростислав». Но и огня одного корабля оказалось достаточно, и через 14 минут после начала боя «Гебен», получив 14 попаданий (в том числе три 305-мм снарядами), и, явно опасаясь столь же меткой стрельбы других вступающих в бой кораб­лей, поспешил отвернуть.

«Гебен» и только что появившийся на горизонте «Бреслау» скрылись в тумане, воспользовавшись своим преимуществом в скорости хода. Поединок со старым линкором дорого обошелся «Гебену». Дан­ные о потерях в его экипаже проти­воречивы, но по наиболее авторитетным источникам, они составили 164 чело­века (105 убитыми и 59 ранены­ми). «Евстафию» также пришлось несладко. Из 19-ти выпущенных «Гебеном» 280-мм снарядов четыре поразили русский флагманский корабль, нанеся ему ряд серьезных повреждений. «Евстафий» потерял 58 человек (в том числе 5 офицеров) команды – из них 34 (в т. ч. один из офицеров умер от ран) убитыми, что для столь скоротечного боя также чрезвычайно много.

В докладе командующего Черноморским флотом императору об итогах этого боя отмечалось: «До этого боя общее мнение морских специалистов сводилось к тому, что «Гебен» несравненно сильнее Черноморского флота из устаревших броненосцев, так как вся его мощная артиллерия сосредоточена на одной плат­форме и потому может хорошо управляться, так как броневая защита его сильнее и так как ход его в 2 раза больше, благодаря чему он занимает выгодное для него положение и легко маневрирует, особенно по сравнению с неповоротливой эскадрой тихоходных судов.

Бой … не опровергая преимуществ судов дредноутного типа, показывает, что отличная стрельба и правильное маневрирование настолько парализу­ют преимущества «Гебена», что наш флот может рассчитывать на победу при встрече с этим сильным противником.

По обстоятельствам погоды … бой со столь сильным кораблем свелся на одиночную борьбу с одним линейным ко­раблем «Евстафием», так как прочие наши корабли, идя в строе кильватера, зак­рываясь дымом и мглой, или совсем не видели неприятеля, или видели его урыв­ками, и вся тяжесть боя досталась на долю моего флагманского корабля, причи­нившего много сильнейшему противнику очень серьезные повреждения. О них можно судить из факта, что за истекшее … время этот неприятельский корабль ни разу не показался в виду наших сил, несмотря на последовавшее затем усиленное крейсерство наше у берегов Анатолии вдали от своей базы, то есть в самых невыгодных для нас условиях».

В декабре 1914 г. «Гебен», возвращаясь из Трапезунда после конвоирования турец­ких транспортов, подорвался сразу на двух минах (русское минное заграждение у входа в Босфор из 585-ти мин). Корабль принял 600 тонн воды с обоих бортов и с большим трудом дошел до базы. Из-за отсутствия у турок дока, не­обходимого для столь большого корабля, «Гебен» ожидал длительный ремонт. Впоследствии «Гебен» также подрывался на русской мине, выходя на время из строя.

Повторная встреча бригады (причем до этого боя бригада разделилась, и два корабля – «Три Святителя» и «Пантелеймон» в начале боя не участвовали) с «Гебеном» состоялась полгода спустя. 10 мая 1915 года у Босфора противники провели 22-минутный по­единок на очень большой — 90 кабель­товых (порядка 16,5 тысяч метров) - дальности. Последняя и предопределила низкую результативность огня.

Из 150-ти выпущенных немцами 280-мм снарядов в русские корабли не попал ни один. Наши линкоры по­слали в неприятеля 169 305-мм снаря­дов - три из них поразили «Гебен» и уничтожили одно 150-мм орудие, также была временно выведена из строя третья башня. Как отмечал очевидец - один из разрывов дал «сильный огонь и громад­ный столб дыма», долго стоявший над кораблем и некоторое время даже сле­довавший вместе с ним. Пос­ле чего линейный крейсер быстро ре­тировался.

Со вступлением в строй нового русского линкора-дредноута «Императрица Мария» «Гебену» осталось лишь прятаться на базе.

«Бреслау» же в походе 10 - 11 июня 1915 года подвергся у Босфора торпедной атаке подводной лодки «Тюлень» и должен был, потеряв 7 человек убитыми, отступить перед торпедно-артиллерийской атакой шедших ему навстречу под турецким берегом двух русских эсминцев. Подорвавшись 18-го ию­ля на минах подводного заградителя «Краб» «Бреслау» принял 642 т воды и встал на длительный ремонт, про­должавшийся до конца февраля 1916 г.

Продолжение следует 

Темы: Важные исторические события, Турция, История Российской империи, История ХХ века
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 27.06.2016, 19:34
    Гость: ???

    Причем эпизод ПРОИГРАННЫЙ союзниками, слабой Турции.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 27.06.2016, 18:29
    Гость: Злой

    Кроме того, старыми были далеко не все броненосцы после головного , флагманского. Вся головная четверка была однотипной и современной, только что построенной- "Князь Суворов", "Бородино", "Император Александр Третий", были броненосцами одной серии. Пятым была "Слава", которую не успели достроить к началу похода и она приняла участие в Моонзундском сражении в ПМВ.
    Кроме этой четверки, современным броненосцем был и "Ослябя" который был головным во второй колонне броненосных сил.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 27.06.2016, 18:24
    Гость: Злой

    Легкие крейсера и миноносцы, как и транспорты, брони не имеют.
    Но вопрос не в этом, вряд ли турки стреляли каменными ядрами, потому что и артиллерия Турции и корабли были закуплены в Европе.
    Факт в другом, несмотря на многократное превосходство, операция союзников с треском провалилась.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 27.06.2016, 18:21
    Гость: Злой

    Он вроде как "забыл" что эти хождения ничем не окончились.А вот кавказский Генералиссимус выиграл такую войну, против которой его хваленая Российская империя развалилась бы как гнилой орех.
    Проливы "великолепные" линкоры и крейсера так и не взяли.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 27.06.2016, 18:18
    Гость: Злой

    Он не безумец, он просто примитивный платный провокатор.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (29)
]]>
]]>
Выбор читателей
В Газе от голода умерли 180 человек
© KM.RU
Около 50 тысяч бойцов ВСУ скопились у границы с Россией
Трамп допустил готовность России к обмену территориями и переговорам
jcomp / Freepik.com"/>
В Москве планируют построить индуистский храм
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Человек-эпоха: как разведчик Джордж Блейк менял мир в лучшую сторону
Вячеслав Бутусов и «Орден Славы», 14 июля, Summer Stage
«Калинов мост» удочерил Пелагею
Альтернативная история от японских фантастов-русофобов: в японских СМИ происходит нагнетание абсурдной антироссийской истерии
ГОРШЕНЕВ (Песни Брата), 19 июля, VK Stadium
«Если называть вещи своими именами, то ЖКХ в этом году буквально "посыпалось"»
«"Черкесский таран" Эрдогана. Османы начинают раскачивать Кавказ»
Русская весна указала «Зверобою» «Путь к Победе»
Томшин Бэнд «Карлсон» (CD + медиатор)
Группа Сочи «Трибьют»
negative zero «Баблгам» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.