Линкору «Гебен» оставалось только прятаться

Мы предлагает читателям материал профессора Алексея Олейникова, автора книги «Турецкий капкан: 100 лет спустя»
5-го марта 1915 года Черчилль сообщал военно-политическому руководству России: «Великобританское правительство самым серьезным образом надеется, что русский флот, когда наступит этот момент, тотчас же придет ко входу в Босфор и начнет в соответствии с английской морской атакой Мраморного моря систематическую с дальнего расстояния бомбардировку внешних фортов Босфора. Великобританское правительство придает первостепенное значение совместным действиям русского флота с союзным флотом».
Россия поддерживала реализацию этой операции повышенной стратегической важности, планируя и собственную Босфорскую экспедицию (см. ниже).
Начало Дарданеллъской операции поставило вопрос о характере помощи, которую могла бы оказать Россия помимо организации Босфорской операции.
Считалось, что, помимо усиления уже выполнявшейся блокады угольного района Анатолийского побережья (Зунгулдак - Эрегли) для прекращения снабжения углем Константинополя, турецких промышленных предприятий и флота, русское командование сможет демонстративными действиями флота приковать к району Константинополя значительные сухопутные силы противника, не позволив их перебросить на Галлиполийский полуостров.
Не имея весной 1915 г. возможности немедленно выделить крупные сухопутные силы для десанта, русское командование намечало оказать союзникам содействие «в виде демонстраций Черноморского флота у Проливов, которые в зависимости от достижения союзниками успеха могут быть развиты, включительно до занятия Босфора Черноморским флотом и флотом союзников совместно».
Действия русского Черноморского флота определялись приказом командующего флотом адмирала А. А. Эбергарда, на основе директивы Ставки от 19-го февраля 1915 года, в которой, в частности, говорилось «В ближайшее время предполагаются совместные действия англо-французского флота с участием их десантного корпуса против Дарданелл.
Черноморскому флоту надлежит оказать содействие в виде демонстрации у проливав, которая, в зависимости от достижении нашими союзниками успеха, может быть развита включительно до занятия Босфора совместно Черноморским флотом и флотом союзников».
Русский флот получил в качестве задачи решение вопросов блокады Босфора и разрушения укреплений и инфраструктуры противника, что он в течение 1915 года успешно и осуществлял.
Первая бомбардировка состоялась после получения от английского командования в Дарданеллах сообщения о намеченном на ближайшие дни прорыве союзного флота в Мраморное море 28-го марта. Затем бомбардировки повторились 25-го апреля, 2-го, 3-го и 10-го мая.
Адмиралы А. А. Эбергард и С. Карден поддерживали постоянную связь, в частности, на союзном флоте присутствовал специально откомандированный на британский флот русский офицер-наблюдатель.
Черноморский флот осуществил несколько набегов на берега Турции, в том числе пролива Босфор. В это время он включал в себя линейные корабли-додредноуты «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав», крейсера «Кагул», «Память Меркурия» и «Алмаз», миноносцы, авиатранспорты, подводные лодки и вспомогательные суда.
Укрепления противника подверглись артиллерийскому обстрелу с линкоров, топились турецкие транспортные суда, выставлялись мины заграждения. Кроме того, Черноморский флот осуществлял поиски вдоль анатолийских берегов Турции для осмотра и обстрела прибрежных пунктов и для уничтожения турецких судов, перевозящих в Константинополь уголь из Зунгулдака. Эти действия были весьма успешны. Так, при бомбардировке 28-го марта «было несколько прямых попаданий в батареи, причем в одном случае был вызван взрыв, давший характерный столб дыма, окутавший на время одну из батарей».
2-го мая были расстреляны с моря и атакованы гидросамолетами с воздуха турецкие береговые батареи у Босфора. В операциях участвуют линкоры и крейсера при поддержке миноносцев и гидроавиации с авиатранспорта, ходят к Босфору и русские подводные лодки.
Таким образом, сковывались турецкие сухопутные и морские силы, уничтожались ресурсы.
Бомбардировки были направлены, прежде всего, на угольные копи (в основном, район Зонгулдака) и объекты инфраструктуры противника. Очевидец вспоминал: «… флот подошел к Зунгулдаку, где от него отделился линейный корабль «Три Святителя» с тралящей партией и миноносцами 1-го дивизиона. Крейсера и миноносцы 1-го дивизиона ушли в дозор, дивизия кораблей держалась в море в качестве прикрытия на случай появления «Гебена». Идя за тралящей партией, линейный корабль «Три Святителя» начал обстрел сооружений для промывки угля с 40 кабельтовых на первом галсе и закончил свою стрельбу, сделав последний галс в расстоянии 20 кабельтовых от Зунгулдакского маяка.
Громадное здание промывки угля с большими фабричными трубами несколькими 12-дм снарядами было совершенно разрушено, также были разбиты здания для сортировки угля, электрической станции и стенки набережной мола; залпами 6-дм орудий уничтожены оба погрузочных крана в гавани, перекидным огнем обстреляны сооружения по добыче угля и железнодорожная станция заводской дороги, расположенная за горным кряжем.
С моря было видно, что Зунгулдак после бомбардировки принял неладный вид, но, как последствия показали, хотя разрушения и были велики, угольная деятельность турок уничтожена не была... Многие сооружения с моря не могли быть обстреляны, так как гористая местность защищала их от обстрела».
Материальный эффект деятельности Черноморского флота был очень существенным: в условиях отсутствия других видов транспорта, с началом войны морские перевозки угля из угольного района Зонгулдак-Эрегли в Босфор приобрели для Турции большое значение. Удары русских линейных кораблей и блокада, которую осуществляли миноносцы и подводные лодки, против турецкого судоходства постепенно наращивались, поставив под угрозу срыва поставки угля в турецкую столицу.
Бомбардировки и блокада босфорского бассейна и уничтожение транспортных судов почти полностью парализовали вывоз угля. Стремясь получить хотя бы минимальное его количество, турки вынуждены были постоянно эскортировать суда, перевозившие уголь, используя для конвоирования даже такие крупные корабли, как «Гебен».
Действия русского флота против Эрегли-Зонгулдакского бассейна, привели к тому, что турецкий военно-морской флот был посажен на голодный паек и расходовал топливо лишь для самых необходимых операций, а все военные мероприятия постоянно находились под угрозой остановки.
Черноморский флот сковал лучшие корабли германо-турок – «Гебен» и «Бреслау». Линейный крейсер «Гебен», самый современный и боеспособный корабль неприятеля, так и не смог принять участие в отражении союзников у Дарданелл. Хлопот же он мог доставить, ведь даже старый турецкий линкор «Хайреддин Барбаросса» причинил много неприятностей англичанам.
Первая встреча бригады линкоров Черного моря с «Гебеном» и «Бреслау» состоялась 18 ноября 1914 года, когда «Гебен», узнав о выходе русского флота в море и очередном обстреле им Трапезунда, подстерегал русские корабли на обратном пути.
Русские корабли, обнаружив по радиопереговорам присутствие «Гебена» и «Бреслау», начали сокращать интервалы, миноносцы стали подтягиваться к эскадре. Из-за державшегося вокруг сильного тумана бой свелся в основном к поединку «Гебена» с наблюдавшим его лучше всех линкором «Евстафий». Русские старые линкоры показали себя грозным врагом новейшему кораблю. Когда дистанция до противника составляла лишь 38 кабельтовых, державший флаг на «Евстафий» А. А. Эбергард приказал немедленно открыть огонь.
С первого же залпа русские комендоры накрыли «Гебен» и 12-дюймовый снаряд, пробив 127-мм броню, разорвался внутри кормового каземата левого борта, вызвав сильный пожар. Немцы, в то время заслуженно считавшиеся отличными артиллеристами и гордившиеся своей способностью поражать цель третьим залпом (перелет, недолет, накрытие), такого не ожидали. Противник резко изменил курс и открыл ответный огонь из своих 11-дюймовых орудий.
В дальнейшем сражение, известное как бой у мыса Сарыч, свелось к дуэли флагманских кораблей. К сожалению, плохая видимость и низко стелющийся дым не позволили вести прицельную стрельбу следовавшим в кильватерном строю за «Евстафием» русским линкорам «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав». Но и огня одного корабля оказалось достаточно, и через 14 минут после начала боя «Гебен», получив 14 попаданий (в том числе три 305-мм снарядами), и, явно опасаясь столь же меткой стрельбы других вступающих в бой кораблей, поспешил отвернуть.
«Гебен» и только что появившийся на горизонте «Бреслау» скрылись в тумане, воспользовавшись своим преимуществом в скорости хода. Поединок со старым линкором дорого обошелся «Гебену». Данные о потерях в его экипаже противоречивы, но по наиболее авторитетным источникам, они составили 164 человека (105 убитыми и 59 ранеными). «Евстафию» также пришлось несладко. Из 19-ти выпущенных «Гебеном» 280-мм снарядов четыре поразили русский флагманский корабль, нанеся ему ряд серьезных повреждений. «Евстафий» потерял 58 человек (в том числе 5 офицеров) команды – из них 34 (в т. ч. один из офицеров умер от ран) убитыми, что для столь скоротечного боя также чрезвычайно много.
В докладе командующего Черноморским флотом императору об итогах этого боя отмечалось: «До этого боя общее мнение морских специалистов сводилось к тому, что «Гебен» несравненно сильнее Черноморского флота из устаревших броненосцев, так как вся его мощная артиллерия сосредоточена на одной платформе и потому может хорошо управляться, так как броневая защита его сильнее и так как ход его в 2 раза больше, благодаря чему он занимает выгодное для него положение и легко маневрирует, особенно по сравнению с неповоротливой эскадрой тихоходных судов.
Бой … не опровергая преимуществ судов дредноутного типа, показывает, что отличная стрельба и правильное маневрирование настолько парализуют преимущества «Гебена», что наш флот может рассчитывать на победу при встрече с этим сильным противником.
По обстоятельствам погоды … бой со столь сильным кораблем свелся на одиночную борьбу с одним линейным кораблем «Евстафием», так как прочие наши корабли, идя в строе кильватера, закрываясь дымом и мглой, или совсем не видели неприятеля, или видели его урывками, и вся тяжесть боя досталась на долю моего флагманского корабля, причинившего много сильнейшему противнику очень серьезные повреждения. О них можно судить из факта, что за истекшее … время этот неприятельский корабль ни разу не показался в виду наших сил, несмотря на последовавшее затем усиленное крейсерство наше у берегов Анатолии вдали от своей базы, то есть в самых невыгодных для нас условиях».
В декабре 1914 г. «Гебен», возвращаясь из Трапезунда после конвоирования турецких транспортов, подорвался сразу на двух минах (русское минное заграждение у входа в Босфор из 585-ти мин). Корабль принял 600 тонн воды с обоих бортов и с большим трудом дошел до базы. Из-за отсутствия у турок дока, необходимого для столь большого корабля, «Гебен» ожидал длительный ремонт. Впоследствии «Гебен» также подрывался на русской мине, выходя на время из строя.
Повторная встреча бригады (причем до этого боя бригада разделилась, и два корабля – «Три Святителя» и «Пантелеймон» в начале боя не участвовали) с «Гебеном» состоялась полгода спустя. 10 мая 1915 года у Босфора противники провели 22-минутный поединок на очень большой — 90 кабельтовых (порядка 16,5 тысяч метров) - дальности. Последняя и предопределила низкую результативность огня.
Из 150-ти выпущенных немцами 280-мм снарядов в русские корабли не попал ни один. Наши линкоры послали в неприятеля 169 305-мм снарядов - три из них поразили «Гебен» и уничтожили одно 150-мм орудие, также была временно выведена из строя третья башня. Как отмечал очевидец - один из разрывов дал «сильный огонь и громадный столб дыма», долго стоявший над кораблем и некоторое время даже следовавший вместе с ним. После чего линейный крейсер быстро ретировался.
Со вступлением в строй нового русского линкора-дредноута «Императрица Мария» «Гебену» осталось лишь прятаться на базе.
«Бреслау» же в походе 10 - 11 июня 1915 года подвергся у Босфора торпедной атаке подводной лодки «Тюлень» и должен был, потеряв 7 человек убитыми, отступить перед торпедно-артиллерийской атакой шедших ему навстречу под турецким берегом двух русских эсминцев. Подорвавшись 18-го июля на минах подводного заградителя «Краб» «Бреслау» принял 642 т воды и встал на длительный ремонт, продолжавшийся до конца февраля 1916 г.
Продолжение следует
Комментарии читателей Оставить комментарий
Причем эпизод ПРОИГРАННЫЙ союзниками, слабой Турции.
Кроме того, старыми были далеко не все броненосцы после головного , флагманского. Вся головная четверка была однотипной и современной, только что построенной- "Князь Суворов", "Бородино", "Император Александр Третий", были броненосцами одной серии. Пятым была "Слава", которую не успели достроить к началу похода и она приняла участие в Моонзундском сражении в ПМВ.
Кроме этой четверки, современным броненосцем был и "Ослябя" который был головным во второй колонне броненосных сил.
Легкие крейсера и миноносцы, как и транспорты, брони не имеют.
Но вопрос не в этом, вряд ли турки стреляли каменными ядрами, потому что и артиллерия Турции и корабли были закуплены в Европе.
Факт в другом, несмотря на многократное превосходство, операция союзников с треском провалилась.
Он вроде как "забыл" что эти хождения ничем не окончились.А вот кавказский Генералиссимус выиграл такую войну, против которой его хваленая Российская империя развалилась бы как гнилой орех.
Проливы "великолепные" линкоры и крейсера так и не взяли.
Он не безумец, он просто примитивный платный провокатор.