]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Как на самом деле выжил Маресьев?

11:29 28.06.2017

Новгородские поисковики нашли место падения самолета Алексея Маресьева и проследили его путь к спасению


Алексей Петрович Маресьев. Фото с сайта wikimedia.org

Новгородские поисковики сотворили настоящую историческую сенсацию: им удалось найти место падения самолета легендарного лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева и проследить его путь к спасению.

О том, что в знаменитой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого правда, а что - лишь писательский вымысел, в интервью порталу История.рф рассказал Александр Морзунов, руководитель НООО «Поисковый отряд «Находка».

– Подвиг Маресьева – это подвиг всей нашей страны, победившей в Великой Отечественной войне. Алексей Петрович был живым примером, на котором воспиталось множество поколений. А если вспомнить книгу Бориса Полевого, то это был просто «настоящий человек». Он никогда не кичился своим подвигом, не превозносил его до небес. Известно множество людей, которые в критической ситуации обращались к подвигу Маресьева. Это помогало им просто выжить.

Мы не преследовали цель найти именно самолёт Маресьева. Мы занимались и занимаемся поиском погибших солдат Великой Отечественной, восстановлением исторической памяти. Наша задача: вернуть из последнего полёта лётчиков, которые до сих пор пребывают в неизвестности.

– Что меняет эта находка в наших представлениях о подвиге лётчика?

– Полагаю, что это событие не является причиной или поводом для переосмысления происшедшего в 1942 году. Но проследить тот 18-суточный путь, который проделал раненый лётчик до того момента, когда его нашли у деревни Плав местные жители, не просто интересно, это необходимо сделать. Ведь то, что описано Полевым в книге, это художественный вымысел.

Вот, например, чем может питаться лётчик в лесу в апреле месяце в Новгородской области? Я сейчас живу здесь, в 10 километрах от того места, где упал самолет Маресьева, и чётко представляю себе, что можно найти в лесу. На болоте, если раскопать снег, можно найти клюкву. Здесь, в районе озера Вельё, своего рода природная аномалия: зима и весна наступают на две недели позже. Когда в городе Валдае трава зелёная, здесь лежит снег.

В начале апреля 1942 года толщина снега была не меньше метра. Что можно добыть из питания в такое время? Варианты из повести - например, ёжик – этого, конечно, не было.


Изображение с сайта histrf.ru

– Удалось ли вам определить маршрут Маресьева после приземления?

– До нашей экспедиции самолёт пытались найти на расстоянии до 70 километров от того места, которое определили мы. Теперь мы совершенно отчётливо знаем, что маршрут Маресьева по Лютицкому болоту был протяжённостью, если выложить его по прямой, где-то шесть-десять километров максимум.

Машина падает в четырёх километрах от деревни Рабежа, в шести километрах от деревни Овинчище и в 150 метрах от проезжей дороги, которая шла вдоль линии фронта и соединяла населённые пункты на нашей, советской территории. Лётчик, упавший с высоты 30 метров и ударившийся о землю, однозначно воспринимает действительность несколько иначе: возможно, он вообще её первое время не воспринимает. К сожалению, Алексей Петрович выбрал единственное направление для своего пути, на котором не было ни жителей, ни военных – Лютицкое болото. Оно вытянуто с запада на восток. По нему и пошёл раненый лётчик. На другом краю болота его нашли жители деревни Плав.


Изображение с сайта histrf.ru

– Но можно ли идти 10 километров в течение 18 суток?

– Мне представляется, что лётчик не шёл по болоту по прямой и не всё это время он был в пути: возможно, он где-то отлёживался. Нами были замечены обломки «сенных сараев» – небольших рубленых домиков, где местные крестьяне жили, когда ходили на покосы. Метрах в трёхстах от места падения сохранилась часть стены подобного домика, и в одном из таких мест лётчик Маресьев мог провести некоторое время, приходя в себя.

Точно не было всей истории с переходом линии фронта, описанной у Полевого, потому что место падения – это однозначно наш тыл. Не было известных из повести сгоревших деревень, обозов, немцев на дороге, тем более партизан с последней курицей – это всё писательский вымысел.

Но осталась и последняя загадка в истории Маресьева. Когда Алексея Петровича нашли, его хороший друг Андрей Николаевич Дегтяренко выпросил у командира полка самолёт У-2, погрузил умирающего Маресьева в самолёт и вывез в Москву. Если бы ему не оказали помощь, он бы умер в этих местах. Это было в конце апреля 1942-го – а через несколько месяцев, 17 июля Дегтяренко отправился в свой последний вылет – пропал без вести здесь же, над Демянском. И мы постараемся найти самолёт и останки ещё одного Героя Советского Союза…

– Надо полагать, главная находка была сделана в архивах Министерства обороны? Именно там были найдены документы, в которых указывалось место падения самолета Маресьева…

Здесь надо отдать должное двум факторам.

Во-первых, это инициатива Российского военно-исторического общества, которое предложило нам совместную программу, посвящённую столетию Маресьева.

Во-вторых, в последние десять лет мы постоянно работаем с документами архива Министерства обороны в Подольске. За это время у меня сформировалась приличная архивная база по местам падений, по сбитым самолётам и погибшим лётчикам. Периодически я просматривал копии этих документов, чтобы найти какие-нибудь «зацепки», связанные с самолетом Маресьева. И «зацепка» такая нашлась: акт передачи эвакуационной командой 245-й стрелковой дивизии нескольких самолётов 60-му району авиационного базирования. С другим документом, актом на списание, он совпадал по номеру 4649 – это номер самолёта Маресьева. Согласно этому акту, место падения самолета было обозначено в четырёх километрах севернее деревни Рабежа, у отметки 238.2.


Изображение с сайта histrf.ru

При этом один из этих архивных документов принадлежит авиационным частям, а другой – пехотным. Никто раньше не искал документы, связанные с самолётом Маресьева в пехотных частях – это даже никому в голову не приходило.

– А что произошло с самим самолётом?

– Это стандартная процедура: упавший самолёт отправляли в мастерские, разбирали и пускали на запчасти для других машин. 25 мая 1942 года его вывезли – тогда это был не самолёт Героя Советского Союза, а обыкновенный Як-1 младшего лейтенанта Маресьева.

– Вы предлагаете установить на месте падения памятный знак?

– Наше настоящее без прошлого существовать не может, тем более без такой истории, которую увековечила «Повесть о настоящем человеке». Очень хотелось бы, чтобы любой проезжающий мимо человек мог остановиться, пройти от дороги 150 метров к месту начала героической истории. Но я думаю, что знак не должен помпезным: наверное, таким его хотел бы видеть и сам Алексей Петрович…

Автор: Федоро Мамаев

Темы: Память о Великой Отечественной войне
Источник: «История.РФ»
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 04.07.2017, 09:04
    Гость: Алексей

    Иначе не получалось - надавить было нечем, вот и тырили... Как только начали как-то в порядок эти дела приводить - пошли проблемы.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 04.07.2017, 08:56
    Гость: Алексей

    Простите - это о чём?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 03.07.2017, 00:38
    Гость: Василий

    По версии данного господина подвиги совершаются только там где власть не может нормально наладить жизнь - видимо имеется в виду РФ из чего следует вывод жизнь в РФ - это каждодневный подвиг. Припереться в офис на работу, протереть штаны, заехать на пути домой в супермаркет и уже подвиг? Второй тезис от успокоенного господина, невозможность жить без подвига, ибо просто так жить очень страшно. Братцы, но ведь это же клиника. Это ж к доктору. Какой зигзаг мыслительной способности. Следующий тезис спокойного господина - пацаны из подворотни, для которых жизнь страшная вещь (пацаны то не знают) и они, якобы узнав про подвиг становятся русскими и начинают фантазировать про консерватории. Зачетный бред. Диагноз спокойному товарищу: пить таблетки по расписанию и к доктору ходить наблюдаться.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 02.07.2017, 10:17
    Гость: Учитесь отличать....

    Это вы со своим советом таким как "Отец" опоздали.
    Я вам так, напрямую скажу, виноват Чубайс. Из-за него, Чубайса, Гайдара и Ельцына и их демократической шоблы здоровье наших стариков пошатнулось, умственное тоже. Хотя природа тоже берет своё. Не следует от них требовать невозможного. Давайте их мнение уважать, как делают веками на Кавказе и в Средней Азии.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 02.07.2017, 09:31
    Гость: Небольшое уточнение

    01.07.2017, 08:03 Виктор
    да потому же : "я сам обманываться рад". Укрограбли работают по старой накатанной схеме
    =======
    Вы немного ошибаетесь. Не "грабли по старой схеме", а ДЕТСКИЕ укрограбли по новой схеме, то есть по самому больному месту и неоднократно.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (46)
]]>
]]>
Выбор читателей
Мятеж Пригожина или «Марш справедливости»?
Путин подписал закон о защите русского языка
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
Путин об экономике Запада: «сами скоро сдохнут»
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Сектор Газовой Атаки «Классика»
«Беспилотная стратегическая авиация — это будущее, но будущее за горизонтом 10 лет»
«Омерзительная четвёрка»: в российский прокат готовится выйти психологический триллер «One and Four»
Ольга Котлярова осуществила давнюю мечту на «Органных вечерах в Кусково»
Басист «СерьГи» спел на свой юбилей болгарскую песню про бабу-дуру
FIEND «Цветущий трепет» (интернет-сингл)
Ваниль «Детство» (интернет-релиз)
«Звери» сыграли на акустике регги, румбу, диско и романс
«Есть надежда, что правительство окрепло до такой степени, что действительно начнёт ограничивать произвол монополии»
«Банда Четырех» обкатала «Американского психопата» в Москве
Виталий Дубинин «Русский сон» (первое издание на CD для внутреннего пользования)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.